Казахстанцы считают депозиты самыми надежными для вложения денег
Самая распространенная цель накоплений – основа финансовой стабильности в будущемБолее двух третей казахстанцев (70,5%) ведут учет личных финансов, большая часть из них – время от времени (36,2%), на постоянной основе следят за финансами чуть более трети опрошенных (34,3%). Каждый четвертый участник опроса не отслеживает свои расходы (25,1%). Об этом говорится в исследовании Freedom Finance Global «Практика сбережений у населения Республики Казахстан».
Среди респондентов, которые постоянно ведут учет личных расходов, преобладают молодые люди в возрасте 25–34 лет и самая возрастная группа опрошенных – 55 лет и старше - 39,2% и 37% соответственно.
Если предположить, что учет расходов напрямую зависит от уровня доходов, то в данных двух категориях респонденты вынуждены оптимизировать свои расходы путем более пристального мониторинга денежных потоков. Однако по социально-демографическим характеристикам становится понятно, что постоянный учет ведут и те группы респондентов, которые оценивают свое материальное положение как «отличное» и «выше среднего» - 59,2% и 44,4% соответственно. Возможно, в разных социальных группах учет расходов ведется для разных конечных целей: где-то – для экономии, а где-то – в качестве части эффективного управления средствами. Стоит обратить внимание и на то, что по регионам чаще всего ведут учет жители Алматы и Астаны: 40% и 39,9% соответственно, где стоимость жизни выше, чем по стране в целом.
Большинство казахстанцев отметили необходимость делать сбережения, несмотря на то, что не у всех есть такая возможность: 52,1% респондентов в течение последних двенадцати месяцев откладывали средства. Больше трети опрошенных (37,2%) сейчас имеют накопления.
Самая распространенная цель накоплений – основа финансовой стабильности в будущем (73,4%), копят «на черный день» 40% опрошенных. Каждый четвертый респондент ориентируется на инвестиции (26%): создает накопления для получения дополнительного дохода в будущем.
Наиболее надежные способы вложения денег, по мнению респондентов, – банковские депозиты в тенге (44,5%), наличные или накопления на карте/банковском счете (35,6%), приобретение недвижимости (31,2%), покупка золота и других драгоценных металлов (20,8%).
«Для нас как работников сферы инвестирования в фондовый рынок было также интересно узнать о том, как относятся казахстанцы к тенге на фоне его довольно стабильной динамики в 2023–2024 годы. Если обратиться к конкретным цифрам, то за 2023 год тенге укрепился по отношению к доллару на 1,2%, а сам доллар вырос на 21,7% по отношению к рублю. С начала года американская валюта ослабла по отношению к тенге на 3,1%, а на отрезке год к году – на 2%. Почему это важно с инвестиционной точки зрения? Потому что сейчас тенговые пассивные инвестиции приносят намного больше доходов, нежели активы в долларах. Кроме того, стоит учитывать, что тенговый индекс KASE в 2023 году обогнал S&P 500 по росту, что также является условием, когда инвесторы чаще обращают внимание именно на национальную валюту», – отметил аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.
Свои знания и навыки в области финансовой грамотности 40,8% респондентов оценивают как удовлетворительные. В группе имеющих детей значительно выше доля тех, кто оценивает свои знания в финансовой сфере как хорошие (12,6%). Среди респондентов с высшим образованием меньше доля тех, у кого полностью отсутствуют знания и навыки в финансовой сфере, их значимо больше в группе, оценивающей свои знания как хорошие. Отличные знания в финансовой сфере значимо чаще встречаются у предпринимателей и фрилансеров, и значимо реже – в группе работающих по найму. Чем выше уровень образования, тем выше инвестиционная грамотность – максимальный показатель (34%) оказался у респондентов с послевузовским образованием или ученой степенью.
Инвестиции как средство накопления и увеличения дохода рассматриваются небольшой частью населения. Только 92 респондента, или 5,8% от общего числа откладывавших средства в последние 12 месяцев, указали, что пользовались услугами одной из предложенных в анкете брокерских компаний. В четверке лидеров – Halyk Finance (32,6%), BCC Invest (28,3%), Freedom Broker (27,2%), Halyk Global Markets – 22,8%.
Каждый пятый опрошенный казахстанец (20,4%) знает о существовании IPO, но большая часть из них имеет представление о нем в общих чертах (14,2%), и чуть меньше опрошенных что-то слышали, но до конца не знают, что это такое (17,7%). Значительно чаще о том, что такое первичное публичное размещение акций, в общих чертах знают мужчины (16,9%), респонденты от 45 лет и старше (45 лет – 54 года – 17,3%, 55 лет и старше – 23,5%), горожане (15,5%), в том числе жители Алматы и Шымкента (17,7% и 20,2% соответственно), казахстанцы с неоконченным высшим/высшим образованием или ученой степенью (21,4% и 21% соответственно) и доходом от 150 000 тенге и более в месяц на одного члена семьи (150 000–250 000 тенге – 21,9%, 250 001–350 000 тенге – 26,7%, более 350 001 тенге – 23,4%).
Чуть менее трех четвертей опрошенных из числа знающих, что такое IPO, не принимали участия в первичном размещении акций казахстанских компаний (72,1%). Доля тех, кто покупал акции компаний, осуществивших первичное размещение на фондовом рынке, составила всего 26,6%. Среди таких участников опроса чаще всего встречалась самая материально благополучная группа респондентов - 55,9% против 26,6 в среднем по массиву данных.
Среди принимавших участие в публичном размещении акций казахстанских компаний 60,6% респондентов отметили, что участвовали в IPO АО «НК «КазМунайГаз». Таким образом, данное размещение оказалось наиболее популярным с точки зрения вовлеченности казахстанцев. Это соотносится с тем, что после IPO был зафиксирован резкий рост количества счетов физических лиц на KASE. На втором месте – Air Astana (49,7%), KEGOC (43,6%) – на третьем. Доли тех, кто покупал акции «КазТрансОйла» и «Казатомпрома», значительно меньше – 26,1% и 24,8% соответственно.
В опросе принимали участие жители Казахстана от 18 лет и старше с общим объемом выборки в 3 035 респондентов. В опросе участвовали 50,6% женщин и 49,4% мужчин. Возрастное распределение было акцентировано на средний возраст 25 лет – 54 года.