Как кредитные мошенники совершенствуют способы обмана
Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александр Терентьев рассказал, как распознать схемы обмана и обезопасить себяАферисты убеждают казахстанцев оформить займы, представляясь сотрудниками служб безопасности различных организаций. О данной схеме обмана Kapital.kz рассказал директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
Мошенники уже не просто обзванивают граждан под видом сотрудников государственных органов, полиции, прокуратуры, КНБ и т.д., они совершают точечные атаки. После того, как потенциальная жертва будет определена, информация о ней, включая наличие кредитов в банках и МФО, а также номера телефонов, известны, преступники начинают свою «операцию».
К ничего не подозревающему человеку звонят подставные «сотрудники правоохранительных или специальных органов», которые ссылаются на статьи Уголовного кодекса РК и настоятельно просят соблюдать условия конфиденциальности.
Под предлогом проведения «специальных операций» или «предсудебных разбирательств» злоумышленники в качестве подтверждения легитимности своих действий переадресовывают звонки на своих «коллег», либо псевдоработников Национального банка.
Преступники хорошо «вооружены»: заранее на фирменном бланке той организации, от имени которой они представляются, с использованием логотипа и элементов брендбука, печатями, подписями уполномоченных лиц, мошенники высылают информацию о себе и кредитах потенциальной «жертвы». Это якобы справка, подтверждающая «полномочия» мошенника как представителя «финансового контроля» организации, а также фиктивный кредитный договор, заключенный между заемщиком-жертвой и банками/МФО, в которых ранее были оформлены банковские займы или микрокредиты. Подобные документы зачастую содержат детальную информацию о наличии или погашении кредитной задолженности, а также движении денежных средств.
Мошенники пытаются завоевать доверие казахстанцев, удержать их внимание, поэтому при необходимости они могут и запугать, оказывая постоянное психологическое давление. Преступники торопят и настаивают, чтобы жертва оформила «спасительный кредит». Следуя инструкциям злоумышленников, некоторые граждане добровольно идут в отделения банков, чтобы взять кредит, а потом перенаправляют денежные средства на мошеннические счета.
Аферисты также могут попросить переслать поступающие на мобильный телефон СМС-коды, перейти по вредоносной ссылке, активировать новые функции в мессенджере, скачать приложения типа AnyDesk, TeamViewer, предоставляющие удаленный доступ к их устройствам и далее – к мобильным финансовым приложениям. Верить им нельзя!
Как поступить в подобных ситуациях?
Не теряйте бдительность! При поступлении телефонных звонков от якобы сотрудников правоохранительной системы (МВД, КНБ, Генеральной прокуратуры), лжеработников Национального банка необходимо прервать разговор и не принимать участия в каких-либо разбирательствах или проведении «специальных операций».
Запомните: правоохранительные органы Казахстана не проводят такие «спецоперации», а Национальный банк не обслуживает физических лиц и не проводит денежные расчеты с населением, поэтому его представители не будут рассылать через мессенджеры фейковую информацию и поддельные документы.
Если вам отправляют различные документы от государственных органов и иных организаций, то блокируйте эти сообщения, не переходите по сомнительным ссылкам – это фишинг.
Не верьте третьим лицам, которые настаивают взять кредит под разными предлогами. Если вы все же оказались в отделении банка или МФО, то сообщите сотруднику кредитной организации о своей ситуации, расскажите о «спецоперации», в которую вас вовлекают неизвестные. Позвоните родственникам, друзьям, коллегам, попросите их совета.
Придайте огласке такие случаи, сообщите о них в ту организацию, от чьего имени действуют мошенники, опубликуйте посты в социальных сетях, чтобы другие граждане тоже были осведомлены, поделитесь информацией через мобильное приложение Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Fingramota Online.
Если вы или ваши знакомые пострадали от действий мошенников, передали им свои персональные данные, полные реквизиты платежных карт, деньги, то незамедлительно обратитесь с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, а также в банк для блокировки карт и счетов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.