Национальное рейтинговое агентство планируют создать в 2024 году

Предполагается, что в его капитал войдут финансовые институты и зарубежные рейтинговые агентства

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О Национальном рейтинговом агентстве». Документ будет находиться в публичном обсуждении до 16 мая 2024 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

В Казахстане, как поясняет регулятор, создана и успешно работает практически вся основная инфраструктура финансового рынка: две фондовых биржи с функцией клиринга, центральный депозитарий с функциями регистратора, кредитные бюро.

«Единственным недостающим звеном остаются локальные кредитные рейтинговые агентства, отсутствующие из-за узкого рынка и соответствующей законодательной среды», - указывается в документе.

Специалисты АРРФР отмечают, по данным Moody’s, S&P и Fitch, на конец 2022 года охват кредитными рейтингами эмитентов корпоративных облигаций на Казахстанской фондовой бирже составил 46%. На основе публичной статистики сайта KASE было рассчитано, что доля расходов на кредитный рейтинг эмитента и одного выпуска облигаций от международных рейтинговых агентств в годовом купонном вознаграждении по облигациям составляет: БВУ – 1%; корпораций – 0,7%; микрофинансовых организаций (фактически - МСБ) – 4,5-12%.

«В связи с высокими затратами на кредитный рейтинг от международных рейтинговых агентств значительная часть размещений облигаций МФО и нефинансовых компаний в 2020-2022 годах на KASE состоялась без кредитного рейтинга. Это создает риски для неквалифицированных инвесторов и не способствует реализации эмитентами полного потенциала рынка по привлечению средств», - указывается в КДРП.

В постановлении правления Нацбанка от 24 декабря 2012 года № 385 установлен перечень признаваемых международных агентств - Standard & Poor's, Moody's Investors Service, Fitch Rating. Однако документ не устанавливает процедуру надзора и правила осуществления деятельности таких агентств в нашей стране. Например, АКРА, признанное АРРФР, регулируется Банком России.  

«Предлагается создание законодательной основы для осуществления кредитной рейтинговой деятельности Национального рейтингового агентства в законодательной системе Республики Казахстан. Таким образом, предполагается, что... под регулирование и надзор АРРФР попадет Национальное рейтинговое агентство и его деятельность», - указывается в консультативном документе.

Еще одна проблема, которую обозначили специалисты регулятора - качество управления кредитными рисками и снижение информационной асимметрии для расширения финансирования реального сектора экономики.

В АРРФР поясняют, что адекватная разработка рейтинговых моделей является дорогостоящей и весьма трудоемкой и посильна не всем кредитным институтам. По разным оценкам, указывается в документе, собственными статистически подтвержденными рейтинговыми моделями пользуются несколько казахстанских банков, а также дочки крупных зарубежных БВУ. Остальные либо не имеют своих моделей, либо используют модели, созданные на основе экспертных, а не статистических оценок.

«Появление в Казахстане собственного кредитного рейтингового агентства способно восполнить данный пробел и предложить кредитным институтам адекватные методики и модели оценки кредитных рисков корпоративных заемщиков, что позволит улучшить качество оценки кредитных рисков при кредитовании корпоративных заемщиков, таким образом повысить конкуренцию среди кредитных институтов, снизить информационную асимметрию между кредитными институтами и заемщиками, а также  повысить доступность финансирования для экономики», - указывается в документе.

Для того чтобы решить указанные проблемы, регулятор предлагает принять новый закон «О Национальном рейтинговом агентстве».

«Это создаст законодательную основу для регулирования деятельности национального рейтингового агентства, что соответствует лучшей международной практике в данной области», - указывается в документе.

Кроме того, создание национального рейтингового агентства будет содействовать:
- снижению информационной асимметрии на финансовых рынках;
- повышению эффективности распределения ресурсов в экономике;
- развитию рынка капитала, как источника финансирования экономики Казахстана.

«Создание одного рейтингового агентства, с одной стороны, позволит снизить олигополию международных рейтинговых агентств на рынке рейтинговых услуг Казахстана, с другой – не будет способствовать избыточной конкуренции на узком рынке, которая может привести к снижению независимости локальных рейтинговых агентств и объективности их оценок», - поясняется в проекте.

В итоге в 2024 году регулятор планирует:
- создать Национальное рейтинговое агентство с участием в капитале финансовых институтов, инфраструктурных организаций финрынка и зарубежных рейтинговых агентств;
- наделить АРРФР полномочиями в области регулирования и надзора за Национальным рейтинговым агентством;
- установить требования к организации рейтинговой деятельности и корпоративному управлению Национального рейтингового агентства;
- создать условия для гармонизации требований к рейтинговым агентствам в рамках ЕАЭС для создания единого рынка рейтинговых услуг и обеспечения свободного движения капитала.

Отметим, что Концепция развития финансового сектора до 2030 года, утвержденная указом президента 26 сентября 2022 года № 1021, предусматривает развитие в Казахстане национального рынка рейтинговых услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤