Как мошенники используют ситуацию с паводками для обмана граждан
Злоумышленники могут получить доступ к онлайн-банкингу и другой информации«Проверьте свой ИИН на наличие выплат», «Получите компенсацию до 3 млн тенге, кликните на ссылку», «Скорее получите пособие от государства» - в соцсетях злоумышленники размещают информацию, чтобы впоследствии завладеть персональными данными казахстанцев. Данный вид аферы далеко не новый, но тем не менее некоторые граждане попадаются на уловки мошенников. Подробнее о нем рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
По поручению главы государства пострадавшие от паводков получат единовременные выплаты от местных исполнительных органов. Размеры выплат будут устанавливаться в каждом регионе отдельно по решению специальных комиссий, созданных для расчета нанесенного материального ущерба. Для этого нужно обратиться с заявлением в акиматы, которые предоставят более подробную информацию о процедуре получения компенсации.
Мошенники воспользовались этим инфоповодом и сразу же запустили фейковые схемы. Одна из них – выплата компенсации всем гражданам Казахстана от банков и Минтруда.
Для того, чтобы мошеннические объявления выглядели правдоподобными, преступники используют названия казахстанских банков и государственных органов. К примеру, в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram часто публикуются посты о выплате компенсации Минтруда и социальной защиты РК совместно с Халык банком, а также о выходе нового постановления министерства финансов. В вижуале применяются логотипы и элементы брендбука организаций, а также герб Республики Казахстан.
Чтобы ввести людей в заблуждение, мошенники под каждым рекламным постом размещают комментарии ботов с текстом: «Спасибо за быструю выплату», «Сумма поступит день в день», «Срочно подавайте заявки».
Главная цель аферистов – заставить граждан кликнуть на фишинговую ссылку, нажав на «Подробнее» или «Проверить свою компенсацию». Далее пользователь попадает на мошеннический сайт, на котором им будет предложено зарегистрироваться, чтобы получить деньги. А для этого необходимо ввести такие персональные данные, как ИИН, реквизиты банковской карты, SMS-сообщение.
Как только граждане выполнят это условие, то их данные автоматически поступают к мошенникам. Злоумышленники могут списать все денежные средства со счетов своей жертвы или оформить «чужой» кредит. Также после перехода на сомнительные сайты есть риск столкнуться с хакерской атакой, которая основывается на установке шпионской программы на устройство пользователя. Посредством данных приложений мошенники получают доступ к онлайн-банкингу и другой секретной информации.
Распознать обман можно, обратившись в организацию, от имени которой распространяется ложная информация. К примеру, министерство труда и социальной защиты населения оперативно отреагировало на фейк, сообщив, что указанная в сообщении ссылка может являться способом получения личных данных пользователя злоумышленниками. «Официальная информация о положенных мерах государственной поддержки распространяется исключительно посредством SMS-сообщений с номера 1414. Просим граждан доверять информации только из официальных источников», - отметили представители ведомства в официальном релизе.
Стоит помнить, что мошенники могут подделывать любые номера, в том числе четырехзначные, поэтому необходимо самостоятельно набирать номер горячих линий организаций, ни в коем случае не перезванивая и не переходя по ссылкам, которые направляются посредством SMS-рассылки.
Как обезопасить себя и близких?
- Всегда проверяйте информацию о выплатах на официальных сайтах банков, госоорганов.
- Не публикуйте свои личные и банковские данные, особенно три цифры на обороте карты и срок ее действия.
- Не доверяйте звонкам и сообщениям от неизвестных, которые заводят речь о деньгах.
- Не отключайте функцию 3D-Secure на платежной карте.
- Настройте SMS- и push-уведомления в мобильном банкинге, чтобы видеть все транзакции.
- Не запускайте неизвестные вложенные файлы, присланные на электронную почту и мессенджеры.
- Необходимо установить надежную антивирусную программу, которая не позволит переходить на мошеннические сайты.
- В случае кражи денежных средств, обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.