Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. Григорий Марченко: Ко всем банкам у меня было всегда одинаковое отношение

Григорий Марченко: Ко всем банкам у меня было всегда одинаковое отношение

Известный казахстанский финансист о реформах в банковском секторе, девальвации 2009 года и государственной поддержке БВУ

Автор:
Выбор редакции
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

15 ноября Казахстан отмечает День национальной валюты. Именно с этой даты 30 лет назад начинается история независимой денежно-кредитной системы РК. За этот период страна прошла долгий тернистый путь. С какими сложностями приходилось сталкиваться и как их решать, об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал известный финансист Григорий Марченко. Будучи дважды главой Национального банка, ему удалось провести ряд реформ, которые повлияли на судьбу финансового сектора Казахстана. В настоящее время Григорий Марченко является советником председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР).

- Григорий Александрович, сегодня Казахстан отмечает День национальной валюты. 30 лет назад перед государством стоял выбор: твердый или плавающий обменный курс, в итоге узкий круг специалистов пришел к тому, что тенге все-таки должен плавать. За это время страна пережила, можно сказать, пять «девальваций». Как известно, к одной из них вы имели самое непосредственное отношение - в 2009 году Национальный банк, возглавляемый вами, девальвировал тенге почти на 25% по отношению к американскому доллару. Сегодня, оглядываясь назад, насколько сложно вам было принимать тогда такое решение? И какая последующая девальвация, на ваш взгляд, больше всего сказалась на нашей экономике?

-  Меня немного удивляет, почему девальвацию 1994 года все забыли, 2015 года простили, а вот 2009 года до сих пор помнят. 

Расскажу, как все было на самом деле. 3 января 2009 года меня пригласил президент Нурсултан Назарбаев, как своего внештатного советника, здесь в Алматы, и сообщил, что в России прошла девальвация 50%, поэтому нам в Казахстане тоже нужно будет провести компенсирующую девальвацию. При этом он заявил, что делать девальвацию в январе будет Анвар Сайденов, а когда шум уляжется в мае, он предложил прийти мне и возглавить Национальный банк. Я никому об этом тогда не говорил, но согласился, потому что такая последовательность событий меня вполне устраивала.

В тот период я еще возглавлял Халык банк и подумал, как раз получу годовой бонус в апреле по итогам года работы и потом уйду в Нацбанк. Но я сильно недооценил ситуацию, так как 21 января, когда я находился в командировке в Москве, мне пришло СМС-сообщение с поздравлением о назначении председателем правления Национального банка. Потом позвонил Аслан Мусин, который на тот момент занимал должность руководителя Администрации президента, и сказал, что я должен прибыть на следующий день в Астану на согласование в сенат парламента.

То есть, я хочу сказать, что политическое решение о девальвации 2009 года принимал глава государства. Технически всю работу, конечно, сделал Национальный банк, но все решения, согласно действующему законодательству, принимались общим правлением, а не мной единолично. Еще один важный аспект - утечек из Национального банка тогда не было. Они были в других местах, но не в Национальном банке.

Вместе с тем самая большая девальвация в истории Казахстана произошла не в 2009 году, как журналисты любят вспоминать, а в феврале 1994 года, когда правительство Сергея Терещенко и Акежана Кажегельдина уговорило президента провести межзачет без визы Нацбанка. Причем они хотели заставить это сделать Национальный банк, но Даулет Сембаев, в тот период его возглавлявший, категорически отказался.

На мой взгляд, это был самый неудачный макроэкономический эксперимент, за который страна очень дорого заплатила. Курс упал за 3 месяца с 11 тенге до 40, то есть более чем в 3,5 раза.

Я сейчас могу об этом говорить объективно, потому что в то время учился в Джорджтаунском университете и занимал должность помощника вице-президента. К Национальному банку хоть я и не имел прямого отношения, но поскольку я вместе с ними вводил национальную валюту, меня держали в курсе всех событий.

Чтобы вы понимали, я пришел в Национальный банк (заместителем председателя правления) в июне 1994 года, и нам потом пришлось еще долго «разгонять» последствия той девальвации, месячная инфляция на тот момент составляла, представьте себе, 46,5%.

А вот следующая серьезная девальвация прошла уже через много лет - в феврале 2014 года, потом в августе и в ноябре 2015 года, то есть они все перетекали друг в друга. В результате чего их совокупный объем превысил 2,5 раза. В целом я считаю, что в проведении девальвации 2014 года не было реальной экономической необходимости. Нельзя было делать ее до российской. Вот если бы потерпели до конца года и провели бы компенсирующую девальвацию в январе 2015 года, то это было бы правильным решением. Тогда целого блока негативных последствий для экономики страны можно было бы избежать.

- В свое время, работая в Нацбанке, вы были известны еще тем, что ужесточили требования к БВУ, некоторые банки даже держали в «ежовых рукавицах»... С какими трудностями вам приходилось сталкиваться, учитывая, что в то время за многими финансовыми институтами стояли чьи-то политические интересы?

- Начнем с того, что ко всем банкам у меня было всегда одинаковое отношение. Если бы я к кому-то относился слишком хорошо, или, наоборот, слишком плохо, то вряд ли бы пережил 90-е годы.

Расскажу одну историю 1995 года. Я тогда занимал должность зампреда Нацбанка, курирующего надзор, и впервые столкнулся с политическим давлением, когда в обход меня было принято некое постановление в пользу двух конкретных банков. Я был не согласен с ним, и поэтому написал заявление об отставке. Однако, когда об этом узнал президент, он вызвал меня и спросил, в чем дело. Я объяснил, что такое решение считаю неправильным. После чего он поручил развернуть это постановление и пересмотреть его. Затем он собрал отдельное совещание с руководителями всех крупных финансовых институтов и озвучил им, что будет поддерживать не их, а меня. Для этого президент попросил, чтобы мне установили отдельный телефонный аппарат для прямой связи с ним, по которому я мог бы передавать ему всю ситуацию.

В принципе те реформы, которые мы тогда провели, были достаточно успешными, потому что все участники были уверены, что у нас нет любимчиков. В тот период 110 банков потеряли лицензию. Конечно, недовольных и обиженных было много, но плодить их больше, чем нужно, мы точно не хотели.

-  У 110 банков была отозвана лицензия... даже сложно представить…

- В 1995 году, когда мы издали указ, поначалу закрывались только мелкие банки.

В те времена, чтобы открыть банк, много не требовалось, достаточно было принести какие-то документы - и тебе давали лицензию. Поэтому банков на тот момент открывалось огромное количество, как и университетов. Некоторые из них размещались вообще в квартирах или подвальных помещениях. Условно из 110 ликвидируемых банков наверно 15 было «настоящих».

Потом по истечении года санкции и отзыв лицензии начались у крупных игроков. Для многих из них ключевой вопрос заключался в том, чтобы найти деньги для докапитализации. Были случаи, когда ко мне приезжали владельцы банков, у которых мы собирались отозвать лицензию, и просили дать им отсрочку на 2-3 месяца. Но деньги, как мед в том мультфильме про Винни-Пуха, они или есть, или их нет, в 95% случаев никто ничего не находит.

Конечно, каждый отзыв лицензии - это боль, огромное количество неприятностей для всех участников процесса, ведь каждый банк - это сотрудники, которые лишаются работы - с одной стороны, и вкладчики, которые сразу начинают штурмовать здание - с другой. Еще с ликвидационными комиссиями у нас всегда были проблемы, так как мы к ним отношения тогда не имели, их назначали решением суда, зачастую они воровали деньги.

Поэтому красивых ликвидаций банков не бывает. Бывали, конечно, случаи с добровольной ликвидацией, но крайне редко.

- Возвращаясь к 2004 году, будучи главой Нацбанка, вы приняли участие в создании Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, однако позже его решили все-таки объединить с Национальным банком. И это произошло, хотя, как известно, вы были против. Проясните, пожалуйста, ситуацию.

- Когда я в первый раз возглавил Нацбанк, мы изучали примеры Ирландии, Сингапура, Малайзии о создании единого регулятора. Была договоренность, что сначала все виды надзора мы соберем в Национальном банке, а потом выделим из него отдельное Агентство по финансовому надзору (АФН), что, собственно, мы и сделали. В 2004 году мы создали АФН, это была общая согласованная политика и президента, и правительства, и Нацбанка.

А вот когда я второй раз пришел в Национальный банк, тогда уже начались разговоры о том, что Агентство снова нужно присоединить к нему. И это было сделано, когда я находился в командировке в Стамбуле на встрече с председателями центральных банков других стран. Тогда мне позвонил Нурсултан Назарбаев и сказал: «Я знаю, что ты против, но так надо для страны».

Как мне потом рассказывали юристы президента, им дали всего один день на подготовку соответствующего указа, и там было две ошибки - одна орфографическая, другая смысловая. Они объяснили это тем, что торопились, так как им сказали, если Марченко узнает, что вы готовите это решение, то мы вас всех уволим.

Однако я всегда являлся последовательным сторонником того, чтобы агентство финансового надзора существовало отдельно от Нацбанка. С моей точки зрения, между денежно-кредитной политикой Центрального банка и политикой в области финансового надзора существуют противоречия. Для того, чтобы этих противоречий не было, лучше, чтобы надзор находился в отдельно взятом ведомстве. Я до сих пор придерживаюсь такой позиции, как и последние 25 лет.

- Почему АФН как структура, по официальной версии, была признана неэффективной?

- Потому что, когда принимается какое-то решение, под него всегда должна быть официальная версия. Я не думаю, что Агентство по финансовому надзору действительно было неэффективным.

- Будучи главой Нацбанка, как вы относились к государственной поддержке частных банков?

- Отрицательно. И тут я тоже последователен. Помню, что в 2007-2008 году, во время экономического кризиса, когда я возглавлял Халык, к нам пришло письмо, что правительство собирается оказывать поддержку банкам. На что я направил официальный ответ, что мы, как Халык, в этой поддержке не нуждаемся.

Я всегда исходил из того, что частным банкам государство не должно помогать. Можно оказывать поддержку только системно значимым банкам, но и там тоже есть свои критерии.

К сожалению, после кризиса 2008 года эта ситуация изменилась. Банку, который потом стал Jusan или Bank RBK, была оказана помощь, что было неправильно. Эти банки не относились к системно значимым, например, у последнего вообще было только 28 тыс. вкладчиков на всю страну.

Тем более что все это мы проходили в 90-е годы. Вспомните, сколько возились с Крамдсбанком, потом оказалось, что все равно его не спасти, так как там подстилающие проблемы - серьезные.

Некоторые банкиры набирали слишком много кредитов за рубежом, кредитовали недвижимость, самолеты покупали, а мы в Народном банке - самолетов не покупали, недвижимость не кредитовали, за это же меня еще и критиковали.

Поэтому я считаю, что коммерческих банков, в которых участвует государство, быть не должно. Могут быть государственные специализированные банки, например, как Банк развития, или Жилищно-строительный сберегательный банк, но есть одно условие, они не должны конкурировать с коммерческими банками.

- В чем, на ваш взгляд, была причина ухода зарубежных финансовых институтов из Казахстана? И что, по вашему мнению, может заинтересовать их или другие иностранные банки зайти на наш рынок?

- Дело в том, что в целом банковская деятельность стала низкомаржинальной, особенно после кризиса 2008 года, ввели жесткие требования по надзору, объем отчетности стал очень большой, выросли требования к IT-системам. То есть затраты возросли, а доходность упала. И вот в эти ножницы очень многие банки не попадают. Это первое.

Во-вторых, зарубежным банкам нужен так называемый эффект масштаба. В свое время, когда мы разговаривали с крупными западными компаниями по страхованию жизни и с целым рядом европейских, американских, японских банков, они говорили, что у них есть решение, например, совета директоров, чтобы на рынок, где менее 50 млн человек живут, не заходить, потому что с меньшим количеством населения разворачивать инфраструктуру, филиальную сеть для них нет смысла.

Потом, надо понимать, что у нас уже есть в Казахстане достаточно крупные иностранные банки, которые работают около 30 лет, например, два китайских банка, им лицензию давали еще до моего прихода в Нацбанк. Также есть турецкие банки. Были российские банки, которые только недавно ушли по неэкономическим причинам. Ситибанк, как был, так и работает. То есть для того, чтобы прийти на этот рынок, где достаточно серьезная конкуренция, у новых зарубежных банков должны быть какие-то конкурентные преимущества. А если их нет, тогда и смысла заходить нет.

Или должны быть какие-то серьезные клиенты. Например, если у нас вдруг случится какой-то прорыв в области немецких или японских инвестиций, и несколько крупных компаний зайдут в проекты в Казахстане, тогда за ними, вероятно, могут двинуться или немецкий, или японский банки. Это обеспечит им гарантированных клиентов, и они смогут быть уверены, что эти компании будут обслуживаться у них. Так же, как это было с Ситибанком, который пошел вслед за Шевроном.

Большинство западных банков понимают все эти нюансы, и поэтому не спешат сюда заходить.

- В 2011 году сообщалось, что вы были выдвинуты единым кандидатом на пост главы Международного валютного фонда от стран СНГ, но отказались от этой должности. Почему?

- Я вообще вначале воспринял это как розыгрыш, который придумали Путин с Масимовым. Но потом за мою кандидатуру проголосовали 11 стран.

Как все было на самом деле - до моего выдвижения оставалось два дня, как мне звонит Алексей Кудрин, заместитель председателя Правительства России, и говорит: «Ты, конечно, извини, но у нас в первый раз возникла такая ситуация, когда президент Медведев поддерживает одну кандидатуру, а премьер-министр Путин - другую. То есть Путин вместе со всеми остальными премьерами СНГ проголосовал за тебя, а президент Медведев, когда был на саммите большой восьмерки во Франции, поддержал кандидатуру Кристин Лагард. У  нас вот тут такой раздрай, и мы не знаем, что делать».

Я тогда говорю: «Вы просто не выдвигайте мою кандидатуру, потому что я сам-то точно ничего не просил».

То есть это не я снял свою кандидатуру, а они меня выдвинули, и они же меня задвинули. Но я хочу сказать, что для Казахстана это была хорошая бесплатная реклама, и для меня лично тоже.

- Спасибо большое, Григорий Александрович, за интервью! С праздником вас!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке