Ужесточение выдачи потребкредитов может ограничить добросовестных заемщиков - аналитик
Будут ли эффективными меры по снижению закредитованности населения, предложенные финрегуляторомМеры по снижению уровня закредитованности населения, которые предлагает принять Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, прокомментировала эксперт аналитического центра Halyk Finance Мадина Кабжалялова, передает центр деловой информации Kapital.kz.
По ее мнению, к ограничениям потребительского кредитования нужно подходить осторожно, так как этот сегмент является важным направлением кредитования, стимулирующим другие секторы экономики.
«20 октября в парламенте государственные органы сошлись в едином мнении – в стране существует острая проблема закредитованности населения, которая требует немедленных действий по ее решению. Текущие уровни потребительских кредитов посчитали высокими, а регулирование кредитных организаций, а именно МФО – недостаточным и позволяющим накапливать риски для финансовой стабильности. Единственным оппонентом в данном споре выступила глава Ассоциации финансистов Елена Бахмутова, которая не считает текущую ситуацию критической и призывает регулярно анализировать динамику, чтобы при необходимости вмешаться. Кроме того, она указала, что текущее распределение потребительских займов говорит в пользу того, что у большой части заемщиков сумма долга очень низкая. По ее мнению, усиление в этом вопросе должно касаться запретов выдачи потребительских кредитов заемщикам с просрочкой более 90 дней, а также ограничений для заемщиков с низкими доходами без затрагивания добросовестных заемщиков и сокращения доступности финансовых ресурсов для них. В целом мы разделяем мнение Ассоциации финансистов и считаем данную позицию весьма обоснованной и разумной», - обозначила позицию аналитик.
По данным Мадины Кабжаляловой, доля розничного кредитования к ВВП очень низка по сравнению с развитыми и даже развивающимися странами. При этом доля расходов на погашение кредитов в общих расходах домохозяйств варьируется от 0,4% в Мангистауской области до 16,1% в Улытау, составляя в среднем по Казахстану 6,2% на конец второго квартала 2023 года. Это ниже, чем, например, в США, где доля расходов на погашение кредитов к доходам домохозяйств составляет около 10%.
«Тем не менее в секторе потребительского кредитования существуют некоторые проблемы, которые заслуживают более пристального внимания. Сюда можно отнести быстрые темпы прироста потребительских беззалоговых займов, наблюдаемые в последние годы, опережение розничного кредитования по сравнению с корпоративными займами, активный рост количества заемщиков, которое на 1 сентября 2023 года составило 7,7 млн человек. Несмотря на это, к ограничениям потребительского кредитования, на наш взгляд, следует подходить весьма осторожно, поскольку это очень важное направление кредитования экономики, которое используется во всем мире и является источником финансирования потребления населения, которое в конечном итоге воздействует и стимулирует другие секторы экономики», - отметила эксперт.
В аналитическом центре HalykFinance полагают, что озвученная инициатива по полному запрету на продажу проблемных займов коллекторским агентствам однозначно не решит проблему закредитованности населения. Более того, подобные меры могут привести к регрессу на финансовом рынке, поскольку институт коллекторов выполняет важную функцию и помогает в реструктуризации займов и оздоровлении кредитного портфеля банков и МФО, выразила опасения аналитик.
«Отмена возможности продать проблемные займы коллекторским агентствам переложит эту функцию на самих кредиторов – банки и МФО, которые зачастую не обладают специальными знаниями и экспертностью в этой области. На такое негативное отношение к институту коллекторов, которое распространено как среди населения, так и среди политиков, вероятно, повлиял образ коллекторов, сложившийся еще на заре независимости и становления финансового сектора. Однако сегодня это институт, который использует различные эффективные высокотехнологичные инструменты, весьма далекие от жестоких методов, рисуемых в воображении людей. Например, существуют четкие правила поведения и этики коллекторов, закрепленные в законе о коллекторской деятельности, которые исключают недопустимые методы их работы. Также только компании, прошедшие государственную регистрацию в АРРФР и соответствующие квалификационным требованиям, могут заниматься коллекторской деятельностью», - пояснила Мадина Кабжалялова.
Еще одним ограничением, озвученным во время слушаний, стало намерение установить верхнюю границу по выдаче потребительских кредитов. Однако, учитывая распределение кредитов среди населения по сумме – лишь 10% берет кредиты свыше 2,9 млн тенге, на половину заемщиков приходится всего около 8% выдач, в то время как 10% крупнейших заемщиков должны 55% от общей суммы займов, а также то, что общая динамика свидетельствует в пользу снижения среднего размера потребительского кредита, привела аналитик аргумент не в пользу намерения регулятора.
«Мы считаем, что данная мера едва ли будет эффективна. Более того, она может ограничить возможность получить финансовые ресурсы со стороны добросовестных заемщиков с положительной кредитной историей», - обратила внимание эксперт.
АРРФР также проводится работа по ужесточению требований к уставному капиталу МФО – его размеры постепенно увеличиваются и с 1 января 2024 года должны будут составить минимум 200 млн тенге. В то же время МФО – это не депозитарные институты, к которым обычно применяются пруденциальные нормативы для защиты денег вкладчиков. То есть кредиты, выдаваемые МФО, не фондируются депозитами, как в банках, замечает аналитик.
«Ужесточение требований к капиталу МФО, на наш взгляд, выглядит как ненужная регулятивная нагрузка, которая может препятствовать развитию рынка микрокредитования. Регулирование МФО должно фокусироваться только в части защиты прав потребителей (заемщиков). На заемщиков, получающих потребительские кредиты, никак не влияет размер капитала МФО», - подчеркнула спикер.
На парламентских слушаниях также прозвучали предложения по введению ограничений в отношении займов онлайн-кредиторов. Онлайн-кредиторы — это финтех-компании, которые занимаются потребительским кредитованием. Все отношения между заемщиком и кредитором в этом случае происходят через интернет.
«Онлайн-кредиторы оказывают значительное влияние на способы предоставления финансовых услуг, и, соответственно, по нашему мнению, они должны иметь отдельную нормативно-правовую базу и не рассматриваться в качестве МФО, основное внимание которых должно быть сосредоточено на кредитовании микро- и малого бизнеса», - считает аналитик.
Во избежание импульсивных потребительских займов, которые проистекают из-за их легкой доступности оформления и повсеместности, парламентом было предложено ужесточить требования к выдаче кредитов. «Мы согласны с таким подходом – требования к заемщикам должны повышаться через совершенствование скоринговых систем кредитных институтов и тщательную проверку располагаемых доходов. В дополнение к этому мы считаем, что необходимо продолжать работу по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и ясности условий кредитования, а также регулирования агрессивной рекламы со стороны банков и МФО по предоставлению потребительских беззалоговых займов. Все это будет способствовать более взвешенному решению потенциальных заемщиков», - полагает Мадина Кабжалялова.
По заявлениям АРРФР, данные поправки в законодательство по введению запрета на выдачу кредитов физлицам с текущей просрочкой более 90 дней уже разработаны.
«Мы считаем, что проблема закредитованности относится к заемщикам с низкими доходами – потребительские кредиты все чаще берутся на недорогие товары социально уязвимым населением на фоне снижения реальных доходов, которые впервые с 2015 года упали на 1,7% по итогам 2022 года, поскольку часть населения не может позволить себе даже недорогие товары. Эта проблема едва ли решится запретами продажи коллекторам задолженности, установлением потолка кредитования или ужесточением требований к размеру капитала для МФО. Меры по снижению рисков для финансовой стабильности должны быть более таргетированными. Наряду с такими инициативами финрегулятора, как запрет на выдачу кредитов для лиц с просрочкой более 90 дней, усиление требований к заемщикам и повышение финансовой грамотности, должен проводиться подробный анализ структуры заемщиков, их доходов, а также товаров, приобретаемых за счет кредитов. Это могло бы пролить еще больше света на самые уязвимые группы населения и динамику бедности, которая, как мы уже писали, ухудшилась с началом военных действий в Украине», - отметила эксперт.
В конечном итоге борьба с бедностью и повышение реальных доходов населения – самый эффективный инструмент государства, который поможет снизить долговое бремя населения и нивелирует риск его закредитованности, подытожила аналитик.