Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Финансы
  3. История создания Halyk Bank. Часть 5: О финансовом супермаркете, IPO, экспансии, мировом кризисе

История создания Halyk Bank. Часть 5: О финансовом супермаркете, IPO, экспансии, мировом кризисе

Своими воспоминаниями поделился известный финансист Григорий Марченко, возглавлявший Народный банк Казахстана с 2005 по 2009 год

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

В текущем году крупнейший финансовый институт Казахстана Halyk Bank отмечает 100-летний юбилей. Точкой отсчета истории банка принято считать дату открытия первой сберегательной кассы на тот момент в городе Актюбинске (ныне Актобе) – 1923 год.

Известно, что в середине 90-х прошлого столетия, после распада СССР, банковская система, как и вся экономика РК, переживала переломный период. В свою очередь Народному банку, имеющему самую разветвленную филиальную сеть в стране, приходилось выстраивать все механизмы с нуля и заново закладывать фундамент для развития.

Как это происходило и что этому предшествовало? Об этом мы запускаем серию интервью на сайте Kapital.kz с экс-председателями правления Halyk Bank.

Сегодня своими воспоминаниями поделился известный финансист Григорий Марченко, который занимал пост председателя правления Народного банка Казахстана с 2005 по 2009 год. Именно в это время банк вывел на рынок уникальные продукты, многие из них были новы не только для Казахстана, но и для Центральной Азии. В декабре 2006 года банку удалось выйти на IPO на LSE. Спрос на его бумаги превысил предложение более чем в 23 раза. Известный финансист также рассказал, почему в 2005 году он решил уйти с госслужбы в Народный банк, об особенностях экспансии банка на другие рынки и как консервативная стратегия фининститута помогла ему выдержать шторм на мировых рынках.

- Григорий Александрович, после ухода с госслужбы вы «объявили на себя тендер». Почему вы согласились стать председателем правления Народного банка?  

- Начну с истории. Когда приступил к работе в Нацбанке впервые, в 1999 году, поставил задачу – повысить доверие казахстанцев к банковской системе. Тогда, согласно экспертным оценкам, около 1,5 млрд долларов обращалось вне банковской системы Казахстана, половина из них – это были накопленные населением деньги, которые оно хранило дома. Оставшаяся половина – средства, которые использовались для оплаты покупок, так называемый «черный нал». В то время, если помните, я пообещал президенту страны сбрить бороду, если объем депозитов в банковской системе увеличится до 1 млрд долларов. Многие, наверное, уже забыли, что на тот момент сбережения населения в банках не превышали 340 млн долларов.

Еще одна инициатива, которую мы реализовали в 1999 году - была создана система гарантирования депозитов. Также банки на законодательном уровне обязали сохранять банковскую тайну. Все эти меры позволили нам возобновить доверие населения к банкам, оно стало размещать свои средства на депозитах. В настоящее время объем вкладов в банках уже достиг 30 млрд долларов.

И вот в 2004 году, после ухода из Нацбанка, я объявил на себя второй тендер по работе, который как раз и выиграл Народный банк. Теперь уже у меня была идея спроецировать работу, которая была реализована в Нацбанке, в коммерческом банке. И буквально сразу же, как только я приступил к своим обязанностям, донес эту мысль до акционеров банка. У меня было два посыла: диверсифицировать географию присутствия банка в разных странах и сделать его финансовым супермаркетом.

- Почему вы выбрали именно такой путь?

- Дело в том, что когда крупный коммерческий банк опирается только на свою филиальную сеть, для него создается недостаточно устойчивая платформа. А при выходе в другие страны банк может балансировать. Например, экономики таких стран, как Казахстан, Россия и Азербайджан, в значительной степени зависят от объема добычи нефти и соответственно достаточно хорошо могут на этом зарабатывать в период роста цен на сырье. А вот экономики Монголии, Грузии и Узбекистана опираются на другие секторы. В тот период, когда котировки на нефть проседают – эта ситуация становится чувствительна для экономик первой группы стран, а для второй группы – наоборот. Поэтому и пришла идея расширить географию присутствия банка.

Также мне хотелось сделать из Народного банка финансовый супермаркет. Эта идея была основана на опыте США. Согласно исследованиям, за которыми я наблюдал несколько лет, если человек пользуется в банке только одним продуктом, например депозитом, он может обслуживаться в нем в среднем 8-9 месяцев. И если какой-то из банков предложит ставку по вкладу выше, то человек перейдет к нему. А вот если он пользуется в банке 1 и более продуктами, ему захочется поменять банк только в случае переезда в другую страну. Например, если у человека открыт в одном банке депозит, есть ипотека, карточка, а если он еще и предприниматель и взял заем на бизнес-цели, оборудование в лизинг, то он вряд ли захочет менять банк.

Поэтому в рамках группы Халык было принято решение создать компании, каждая из которых предлагала бы различные финпродукты. И мы основали лизинговую, две страховые компании: по страхованию жизни и общего страхования и так далее. Таким образом, мы стали диверсифицировать свою деятельность не только географически, но и на финансовом рынке. При этом мы продолжали использовать сильные стороны Халыка – его большую филиальную сеть.

Правление Народного банка Казахстана, 2008 год

- Какие проекты банк с вашим приходом реализовал одним из первых на рынке?

- Мы первые на рынке внедрили систему электронной очереди. Потому что очереди были в то время одной из главных проблем в банках, в том числе и нашем. Некоторые участники рынка тогда предполагали, что наша затея пустая и не имеет никакого смысла. Но мы решили все-таки попробовать и не прогадали. Мы переоборудовали все филиалы, установили там специальное табло. Теперь, когда человек заходил в банк, ему не нужно было толпиться в очереди, уточнять, кто же крайний и переживать, что он может пропустить свою очередь. Достаточно было взять талон с номером и следить за табло.

Этим проектом занимались мои заместители: Марат Заиров и Марат Сатубалдин. А уже после нас другие банки стали тоже постепенно внедрять у себя электронные очереди.

Также мы первые из банков стран СНГ подключились к китайской платежной системе – China UnionPay. Это был 2006 год. На банковском рынке было мнение, что мы сделали опрометчивый шаг, ведь другие банки делали ставку на платежную систему American Express. Но в итоге мы и здесь не прогадали.

- Почему вы все-таки решили работать с UnionPay?

- В 2005-2006 годы был достаточно ощутимый приток граждан Китая в Казахстан, и, естественно, они пытались воспользоваться своими платежными картами при покупке товара. А на тот момент ни один из наших магазинов не принимал такой «пластик». Тогда же нам и пришла идея начать сотрудничество с UnionPay. Мы стали размещать наши pos-терминалы в тех торговых точках, которые часто взаимодействовали с китайскими гражданами, делающими покупки. Наша инициатива значительно облегчила их работу, и они стали генерировать больше выручки. После нашего успешного опыта другие банки только через несколько лет стали подключаться к UnionPay.

Кроме того, мы пытались сделать так, чтобы казахстанцы, отправляющиеся в КНР, также могли бы пользоваться картами китайской платежной системы. Это было очень важно, таким образом, мы давали доступ нашим гражданам к платежным операциям. Они смогли рассчитываться в магазинах Китая, обналичивать средства в банкоматах. Ведь банкоматы Китая не принимали карты с четырехзначным ПИН-кодом, который был у карт Visa или Master Card. Банкоматы КНР работали только с картами, имеющими шестизначный ПИН-код.

- Также вы запустили переводные операции с карты на карту: Card to card

- Да, владельцы платежных карточек Народного банка получили возможность переводить деньги друг другу через банкоматы нашего банка, в том числе за границу. Причем в любое время суток. Это была первая система переводов денег через банкомат на территории Казахстана и Центральной Азии.

С помощью Card to card родители осуществляли переводы своим детям, которые учились в России. Стоимость таких операций была ниже по сравнению с тарифами за переводные операции платежных систем, которые на тот момент работали. К нам в банк даже звонили родители студентов и благодарили нас за этот продукт.

- Когда вы заняли кресло главы Народного банка, к вам наверняка присматривались…

- Присматривались, и это правильно. Когда впервые пришел в Нацбанк, на меня смотрели критически. Но спустя время сотрудники банка стали видеть мою работу, и все поменялось. Знаете, в Народном банке ко мне было больше внимания, когда я приходил работать в субботу и заставлял это делать других – до этого такой традиции в банке не было.

Немаловажный шаг, который я сделал, придя в Халык - мы исключили в банке конфликт интересов. Один из руководителей банка, который отвечал за внедрение IT-продуктов, был совладельцем компании, которая как раз внедряла у нас IT-решения. Так вот я поставил условие, чтобы до моего прихода в банк его уже не было – и мою просьбу выполнили. Это был не единичный случай, кто-то уходил по своему желанию, видя, что в банке не приветствуется конфликт интересов. У меня ведь тоже не было никаких бизнесов, и я не собирался их запускать.

Придя в банк, я сразу же отказался возглавлять кредитный комитет в течение года. Никто не ожидал от меня такого шага, все были очень удивлены. Но я пытался донести до руководства, что моя задача – наладить работу банка, его бизнес-процессы. Заниматься кредитами мне было неинтересно. Временно возглавить кредитный комитет мне пришлось только после того, когда произошел трагический случай. В декабре 2006 года в 35 лет от онкологии скончался один из моих замов Кожахан Абенов, который как раз и возглавлял кредитный комитет.

Журнал Euromoney признал Лучшей сделкой года размещение Народным банком Казахстана еврооблигаций на сумму $500 млн, февраль 2009 года

- В декабре 2006 года Народный банк провел IPO на LSE, на котором привлек 748 млн долларов. Идея о проведении IPO была вашей?

- Идея об IPO исходила изначально от Кожахана Абенова еще в 2005 году. Тогда мы проводили множество переговоров, но именно предметные были с двумя крупными европейскими банками, которые хотели стать нашими стратегическими партнерами. Структура сделки была более-менее согласована. Идея заключалась в том, что сначала они планировали приобрести 25%, а через три года еще 25%+1 акция. Но они так и не договорились по цене с акционерами банка. Дело в том, что никто из западных инвесторов не хотел быть портфельным инвестором.

Нам удалось разместить свои акции в виде глобальных депозитарных расписок (GDR) в рамках IPO по верхней границе ценового диапазона – 16 долларов за GDR. В течение пяти недель при проведении IPO наш банк был самым дорогим в мире по показателю Price to Book Value (отношению рыночной цены акции к балансовой стоимости – Ред.). По цене размещения коэффициент оценки банка к предполагаемой балансовой стоимости на конец 2006 года составил около 6,17. Но в январе 2007 года на IPO вышел румынский банк с показателем 6,25, и только тогда мы перестали быть самым дорогим банком. Кстати, в то время стратегические инвесторы Халыка оценивали его Price to Book Value на уровне не более 3,2. То есть мы превзошли ожидания инвесторов.

- По цене размещения спрос на GDR превысил предложение примерно в 12 раз, а общий спрос превысил предложение более чем в 23 раза…

- Да, спрос был огромный. Мы правильно сделали, что вышли на LSE именно в первой неделе декабря. Если бы мы провели IPO в январе или даже после 15 декабря – это было бы бессмысленно. В апреле-мае на IPO планировали выйти несколько румынских, российских банков, банки с Ближнего Востока, казахстанский БТАБанк. Если бы мы промедлили, спрос на наши бумаги со стороны инвесторов был бы размазан: нас стали бы сравнивать с другими, оценивать. А так мы оказались в декабре 2006 года практически одни на рынке первичного размещения на LSE.  

- Около 33% инвесторов, участвовавших в IPO, были из Великобритании, 20% - с Ближнего Востока, 18% - из США…

- Верно, и эта структура спроса нас удивила. Наши роуд-шоу и практически все встречи проходили с европейскими и американскими инвесторами, встречи с инвесторами из Юго-Восточной Азии были единичны. Мы с командой посетили Женеву, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Бостон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а почти четверть спроса пришлась на арабских инвесторов. Для нас это было удивительно – мы не делали ставку на Ближний Восток. Если бы мы могли предполагать, что со стороны инвесторов из этого региона будет огромный интерес к банку, мы могли бы на неделю съездить в ОАЭ, Кувейт с роуд-шоу и разместить там оперативно весь наш объем. Хотя, возможно, этого бы не произошло, потому что инвесторы с Ближнего Востока могли идти вслед за спросом со стороны европейских и американских инвесторов.

- Предположу, что у вас был напряженный график встреч…

- Мы по 5-6 часов вели переговоры с инвесторами, они несколько раз прилетали к нам на своих частных самолетах. Во время роуд-шоу мы проводили по 6 встреч в день, мой телефон разрывался от звонков. Наш график был настолько плотным, что нам приходилось обедать в машине сэндвичами. Интерес со стороны инвесторов был настолько высок, что мы распределялись с моими заместителями по городам или по инвесторам.

Самая тяжелая работа, которая нам предстояла – урезать заявки. Один из крупных инвесторов разместил заявку на 50 млн долларов, но мы ему одобрили только 10 млн, так как совокупный спрос на бумаги был огромный. И те инвестиционные банки, которые с нами на тот момент работали, хотели своим инвесторам дать побольше бумаг. Мы проводили три раунда по отсечению заявок, так как спрос на GDR был огромный.

Знаете, даже наши lead-менеджеры (андеррайтеры, контролирующие весь процесс предложения бумаг на IPO – Ред.) не верили, что мы разместим бумаги с Price to Book Value на уровне 6. Они предполагали, что этот показатель будет в пределах 4,5-5. Я даже предложил пари сотруднику одного из наших андеррайтеров Credit Suisse. Он верил, что Price to Book Value не превысит 4,5, а я был уверен, что мы достигнем отметки в 5,5. В случае моего проигрыша я предложил поставить на кон мой дом в Алматы, а он взамен поставил бы свой – в Лондоне. Но он побоялся и отказался от пари! Получается, что я бы выиграл.

- Почему для проведения IPO выбор пал именно на LSE?

- В тот период многие компании, фининституты двигались в Лондон. Именно там была самая большая концентрация ресурсов на развивающиеся рынки. Доступ на Гонконгскую фондовую биржу компаний из стран бывшего СССР технически стал возможен только в 2007 году. Российские коллеги предлагали нам размещаться на Московской фондовой бирже, но мы не пошли этим путем.

- Что дало IPO банку?

- Средства, привлеченные за счет размещения в Лондоне, мы направили на развитие банка. Но самое главное - о нас не только узнал международный рынок, мы были на нем признаны. Народный банк на протяжении пяти недель был самым дорогим банком в мире. Таким образом, рынок признал нас как самый продвинутый фининститут, а мы еще раз убедились в правильности нашей стратегии развития.  

Не многие знают, что весной 2008 года, когда уже бушевал мировой финансовый кризис, все рынки лихорадило, мы проводили размещение облигаций банка в Лондоне. Причем нам удалось это сделать дистанционно. Когда мы были с одним из моих заместителей Дауреном Карабаевым в Пекине, нам позвонили наши lead-менеджеры и сообщили, что появилось «окошко» и нам можно размещаться. То есть мы буквально разместились по телефону, без дополнительных роуд-шоу, потому что вся юридическая документация была у нас уже готова. Это говорит о том, что после выхода на IPO рынок испытывал к нам доверие как к серьезному институту, который всегда отвечает по своим обязательствам. Ведь если вспомните, в тот же период КМГ размещал свои еврооблигации на LSE, тогда цена на нефть достигала 120 долларов за баррель. То есть в то время, когда банковский сектор проседал, нефтяной еще находился практически на пике. Так вот нашему частному банку удалось разместить бумаги лучше, чем государственной компании КМГ.

- Вы уже упоминали, что решили диверсифицировать географию присутствия банка. Какие рынки для вас на тот момент были привлекательны?

- Изначально мы хотели присутствовать в Грузии и Азербайджане. Также у нас был план по выходу на рынки Узбекистана, Украины, Беларуси, Монголии и Китая. В Кыргызстане и Таджикистане дочерние банки уже были.

- Почему вам были интересны именно эти рынки?

- Все эти страны схожи с нами по менталитету. Благодаря тем изменениям, которые были проведены в Халыке в конце 90-х - начале 2000-х годов, банк имел обширную и стабильную базу фондирования, в том числе за счет IPO. Поэтому если бы мы, например, в то время вышли на рынок Узбекистана, то могли бы с легкостью привлекать ресурсы на внешних рынках. Такой возможности не имели БВУ Узбекистана, ресурсы на внешних рынках в то время мог привлекать только центральный банк этой страны. 

Если же рассматривать страны Кавказа, то для нас были интересны Грузия и Азербайджан. Но в Азербайджане у нас не получилось открыть «дочку», в отличие от Грузии. И тут быстро запустить бизнес нам помог мой советник Иване Вахтанашвили, он был ранее заместителем председателя Национального банка Грузии, мы были знакомы с 2002 года. Он вначале возглавлял нашу «дочку» в России ДБ «Хлебный» в Челябинске, и когда мы приняли решение выйти на грузинский рынок, он уже стал председателем совета директоров нашего дочернего банка «Халык Банк Грузия». И мы с его помощью привлекли сотрудников в наш дочерний банк, так как там практически весь документооборот, как и коммуникации, был на грузинском языке.

- Расскажите, почему все-таки не получилось выйти на рынок Китая…

- На этот процесс повлияли регуляторные требования КНР, о которых мы изначально не знали.  Чтобы прощупать рынок, сначала мы посетили Пекин, так как нам сообщили, что основные решения по регистрации банка принимаются там. А позже нам сообщили, что центр принятия решений сместился в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Но когда мы проконсультировались, выяснилось, что на тот момент для открытия дочернего банка в КНР головному банку нужно было иметь активы в размере не менее 10 млрд долларов. У нас на тот момент такого объема активов не было. Чтобы достичь этой планки, мы стали рассматривать вопрос объединения с каким-либо банком Казахстана. Мы сделали предложение Банку ЦентрКредит. Его акционеры сначала дали согласие на сделку, а потом все-таки изменили нам с корейским Kookmin Bank.

- Почему не удалось получить лицензию на банковскую деятельность в Монголии?

- Это интересная история. У меня был там друг Очирбатын Чулуунбат, с 2000 по 2006 год он возглавлял Центральный банк Монголии. И он подсказал нам, что для открытия банка сначала необходимо было открыть финансовую компанию, которая бы определенное время проработала на рынке. И уже после можно было получить банковскую лицензию. Это было обязательное условие для любого открывающегося банка.

Мы так и сделали, в декабре 2007 года зарегистрировав на территории Монголии компанию ТОО «Халык Астана Дорнод». А вот в тот момент, когда нам нужно было получать банковскую лицензию, я уже не работал в Народном банке. Поэтому о причинах, которые повлияли на решение не открывать банк в Монголии, мне неизвестно.

- В Украине вы также хотели открыть дочерний банк. Почему не вышло?

- Мы дважды съездили в Украину, чтобы прицениться к тем банкам, которые можно было бы приобрести. Хотя у меня было предчувствие, что нам не стоит покупать украинские активы. И как оказалось, интуиция меня не подвела.

Целый ряд западных банков приобрели украинские банки по 4-4,5 Price to Book Value. И прогадали! Мы же в то время не видели в Украине банков, которые нам были бы интересны и продавались бы по рыночной, адекватной цене. А те, что были выставлены на продажу - стоили слишком дорого. Понимаете, все эти переговоры проходили в 2006-2007 годах, еще до начала мирового финансового кризиса. Тогда все рынки были на подъеме и все искренне считали, что так будет и в дальнейшем. Между тем я все время говорил, что все может круто измениться, ведь экономика в целом циклична: после пиков обычно следует падение рынков. Именно поэтому Народный банк с середины 2006 года не инвестировал свои средства в недвижимость, строительство зданий в Астане и Алматы. Уже тогда было понятно, что цены на недвижимость были неадекватны, завышены. Об этом я неоднократно говорил.

У меня даже была встреча с Нурсултаном Абишевичем, где он пожурил меня за то, что мы не вкладываемся в молодую столицу. Но когда пузырь на рынке недвижимости в 2007-2008 годах лопнул – для всех это был шок. У меня же было ощущение, что так произойдет. Народный банк, как крупный розничный банк, всегда  придерживался консервативной политики. И время показало, что это была правильная стратегия. Те же банки, которые выбрали агрессивную политику, уже исчезли с рынка.    

В 2007-2008 произошел ипотечный кризис в США, который впоследствии перерос в мировой финансовый кризис. Он привел не только к обвалу фондового рынка, но и к банкротству крупных банков. Как Халык переживал это кризисное время?

- Для нас этот период прошел более гладко, чем в других банках. Например, проблема в БТА Банке, Альянс Банке и Казкоммерцбанке заключалась в том, что доля внешних заимствований в них превышала 60% пассивов. И они не могли ответить по своим обязательствам, выраженным в долларах. Поэтому в 2009 году государству пришлось вводить режим ручного управления данными банками. Правда, Казком два года продержался, но потом пришлось проводить реструктуризацию внешних обязательств банка. Ведь помимо высокой доли внешних заимствований, 70% его кредитного портфеля обеспечивалось именно недвижимостью, которая в 2007-2008 годах резко подешевела.

Мы же в Народном банке не делали ставку на внешние заимствования, их доля в пассивах банка не превышала 30%, оставшаяся часть пассивов приходилась на депозиты населения, облигации, выпущенные на внутреннем рынке, средства на счетах и так далее. К тому же мы не так активно инвестировали в недвижимость, поэтому и выстояли. Хотя в 2006 году Халык мог бы наращивать вложения в строительство, привлекать внешнее финансирование – ведь у нас были достаточно высокие рейтинги.

- Григорий Александрович, думаете ли вы над тем, чтобы вернуться в корпоративный сектор?

- Нет, не думал над этим. Если бы хотел уйти в корпоративный сектор, то сделал бы это еще несколько лет назад.

Продолжение следует...

Читайте также

Читайте также

Читайте также

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке