В правила микрокредитования электронным способом включат биометрическую идентификацию
Нормы об этом вынесены на портал Открытые НПАИзменения в порядок предоставления микрокредитов электронным способом в Казахстане вынесло для публичного обсуждения на портал «Открытые НПА» Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Новые правила предусматривают два способа аутентификации заемщиков, одним из которых является биометрическая идентификация, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В документе отмечается, что Правила предоставления микрокредитов электронным способом разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности» и определяют порядок предоставления микрокредитов электронным способом.
Предлагаемые изменения необходимы для повышения безопасности оказания финансовой услуги путем дополнительной проверки данных и исключения возможности оформления микрокредита мошенническим путем, поясняется в сопроводительной информации.
Обновление Правил предусматривает следующие способы идентификации и аутентификации заемщиков в личном кабинете:
1) электронная цифровая подпись клиента, представленная национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан;
2) биометрическая идентификация клиента посредством использования услуг ЦОИД;
3) двухфакторная аутентификация клиента.
В документе уточняется, что двухфакторная аутентификация клиента осуществляется путем применения как минимум двух из следующих факторов:
- подтверждение фактора знания: ввода клиентом самостоятельно заданного при регистрации пароля или кодового слова;
- подтверждение фактора владения: ввода клиентом одноразового пароля, автоматически сгенерированного токеном, зарегистрированным за клиентом, или подключения к устройству считывания клиентом смарт-карты, зарегистрированной за клиентом, или ввода клиентом одноразового пароля, автоматически сгенерированного и переданного на указанный клиентом абонентский номер устройства сотовой связи клиента, с проверкой принадлежности клиенту данного абонентского номера путем сверки индивидуального идентификационного номера клиента с индивидуальным идентификационным номером владельца абонентского номера в базе данных оператора мобильной связи или получения информации о принадлежности клиенту данного абонентского номера путем сверки индивидуального идентификационного номера клиента в базе номеров мобильных телефонов клиентов посредством веб-портала «электронного правительства»;
- подтверждение фактора неотъемлемости: сверки изображения лица клиента в режиме реального времени с его изображением на документе, удостоверяющем личность, при которой обеспечивается защита от использования вместо изображения в режиме реального времени лица клиента статичного изображения или видеозаписи лица клиента.
Кроме того, в целях упрощения процедуры регистрации/авторизации клиента в мобильном приложении предлагается указание способа получения микрокредита, а также реквизитов банковского счета (IBAN) и/или платежной карточки клиента после принятия микрофинансовой организацией положительного решения о предоставлении микрокредита.
Авторы поправок отмечают, что сегодня актуальным вопросом является оформление микрокредитов мошенническим путем. Имеется необходимость предусмотреть вопросы урегулирования фиктивной задолженности, оформленной на добросовестных граждан.
Отмечается, что для выявления и установления виновных лиц требуется дополнительное время, что влечет увеличение просроченной задолженности, а также негативные последствия для заемщика, связанные с взысканием просроченной задолженности путем выставления платежных требований, привлечением коллекторских агентств и так далее. Это вызывает недовольство граждан.
При выдаче микрокредитов, микрофинансовые организации принимают риски невозврата задолженности и обязаны минимизировать потери для обеих сторон, как для микрофинансовой организации, так и для потенциального потребителя финансовых услуг, отмечают в АРРФР.
Изменения в Правила предполагаются и по части действий МФО после признания заемщика потерпевшим в результате мошеннических действий. В новой редакции она предусматривает, что микрофинансовая организация должна не позднее трех рабочих дней с даты получения представления или постановления от лица, осуществляющего досудебное расследование:
- приостановить начисление вознаграждения по такому микрокредиту;
- приостановить взыскание задолженности и претензионно-исковую работу по микрокредиту;
- приостановить направление в кредитные бюро информации о наличии задолженности клиента по микрокредиту;
- направить письменное уведомление клиенту о приостановлении начисления вознаграждения по микрокредиту, взыскания задолженности и проведения претензионно-исковой работы по клиенту.
В случае отмены уполномоченным на то лицом или органом представления либо постановления, на основании которого приостановлено начисление вознаграждения по микрокредиту, взыскание задолженности и проведение претензионно-исковой работы, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, вправе будет доначислить вознаграждение за пользование микрокредитом за период приостановления начисления вознаграждения, и возобновить взыскание задолженности и претензионно-исковую работу по клиенту.
На основании вступившего в законную силу приговора суда, в котором установлен факт неполучения клиентом микрокредита, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, в течении 15 рабочих дней должна будет:
- принять решение о списании задолженности клиента по данному микрокредиту;
- внести корректировки в кредитную историю клиента в кредитных бюро путем устранения записей о наличии задолженности по данному микрокредиту и количестве просроченных дней по нему;
- осуществить возврат клиенту сумм задолженности по данному микрокредиту, ранее взысканных организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность либо погашенных клиентом самостоятельно.
- списать задолженности клиента по микрокредиту, согласно настоящему пункту Правил, не лишает организацию, осуществляющую микрофинансовую деятельность, права требовать с клиента возмещения задолженности по выданному ему микрокредиту, оформленному мошенническим способом при наличии вины самого клиента, установленной судом.
Что касается процедур, которые должны проводить микрофинансовые организации до предоставления микрокредита электронным способом, то сегодня МФО должны:
- осуществляют надлежащую проверку клиента в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами;
- ознакамливают клиента с правилами предоставления микрокредитов;
- предоставляют клиенту полную и достоверную информацию о платежах и переводах, связанных с получением, обслуживанием и погашением (возвратом) микрокредита;
- предоставляют клиенту для ознакомления и выбора метода погашения микрокредита проекты графиков погашения, рассчитанных различными методами (методом дифференцированных платежей, аннуитетных платежей или методом, рассчитанным в соответствии с правилами предоставления микрокредитов);
- информирует клиента о его правах и обязанностях, связанных с получением микрокредита;
Эти пункты также пополняются новыми процедурами:
- запрос способа предоставления микрокредита (посредством выдачи клиенту наличных денег через терминал или кассу, или перевода микрокредита на банковский счет (платежную карточку) клиента или банковский счет юридического лица, с которым у организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, заключен договор, предусматривающий оплату за приобретаемый товар или выполненные работы, услуги заемщиком);
- запрос реквизитов банковского счета (IBAN) и/или реквизиты платежной карточки клиента, в случае предоставления микрокредита на банковский счет (платежную карточку) клиента.