Почему казахстанцы продолжают нести деньги в финансовые пирамиды
За первое полугодие Агентство по финансовому мониторингу выявило 22 сомнительные организацииСтатистика уголовных дел по финансовым пирамидам в Казахстане за последние пять лет говорит о резком росте вкладов населения в сомнительные схемы. По данным Ranking.kz, в 2019 году количество уголовных дел в отношении создателей финансовых пирамид было относительно небольшим, а в первый же год пандемии оно выросло сразу в семь раз, с 24 до 180. Сумма установленного ущерба утроилась — с 1,59 млрд тенге до 6,17 млрд тенге в 2020 году. В 2021 году случился расцвет сомнительных финансовых организаций, нанесенный населению ущерб увеличился в разы и превысил 33 млрд тенге. Активность нечистых на руку дельцов немного снизилась в 2022 году, однако, несмотря на то что уполномоченные органы продолжают выявлять сомнительные проекты и публично заявлять о них, уровень доверия обещающим быстро гарантированный заработок схемам все еще остается на высоком уровне. Так, только за первое полугодие 2023 года Агентство по финансовому мониторингу выявило 22 финансовые пирамиды.
«Инвестиционная культура в Казахстане - в зачаточном состоянии. Во-первых, финансовая грамотность населения находится на крайне низком уровне, а это может привести не только к банкротству, но и к неправильному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и иным проблемам. Финансовая грамотность же позволит человеку не зависеть от обстоятельств, воли других людей и системы, дает возможность самому выбирать те пути в жизни, которые будут наиболее привлекательными, создавая материальную основу для развития. Во-вторых, часты случаи финансовых пирамид, мошенничеств, недобросовестности и безответственности. Мышление нашего поколения формировалось в период перехода от советской плановой экономики к рыночной в диких условиях. Поэтому зачастую люди готовы на все ради получения прибыли. Однако сейчас есть понимание, что обман, недобросовестность могут принести выгоду только в краткосрочном периоде. И сегодня на первую роль в долгосрочных отношениях вышли честность, ответственность и искренность», — говорит председатель Национальной ассоциации инвесторов Казахстана и основатель KazInvestClub Ануар Искаков.
Он объяснил, какие именно люди чаще всего подвержены риску стать жертвой финпирамиды.
«Финансовые пирамиды цепляют за боль и предлагают простое решение для удовлетворения эмоциональных потребностей человека. Наш мозг всегда старается найти самый простой и быстрый способ для получения эмоционального удовольствия. Нам проще съесть шоколадку, чем почитать полезную книгу или заняться спортом, по принципу: минимум усилий — максимум выгоды. Поэтому ощущение, что можно быстро заработать подталкивает даже финансово подкованных людей к необдуманным шагам. Больше всего подвержены риску люди с повышенной эмоциональностью (мечтательностью), со склонностью к риску (азарту), с высоким уровнем внушаемости», - добавил Ануар Искаков.
Зачастую финансовые пирамиды маскируются под инвестиционные организации. Например, нашумевшая финпирамида Mudarabah Capital. Компания позиционировала себя как финансовый (инвестиционный) институт, соответствующий канонам ислама, что создало у вкладчиков ложное представление о надежности проекта.
«Как ассоциация, мы активно выступаем за повышение инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения. И как клуб инвесторов, мы всегда говорим, что мы не привлекаем деньги населения, не оказываем финансовых услуг, мы не финансовый институт. Мы лишь предоставляем пул инвестиционных проектов, а решение входить или не входить принимают только сами инвесторы», — пояснил основатель KazInvestClub.
Финансовые пирамиды не стесняются публично активно рекламироваться, в том числе за счет блогеров, чья рекламная деятельность до недавнего момента никак не регулировалась. На днях президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы». Теперь блогеры в Казахстане обязаны помечать свой проплаченный или спонсированный контент.
«Я думаю, сейчас государство пытается оцифровать эту сферу, понимая, что там крутится огромная денежная масса, и соответственно, хорошие налоги. Я пока еще не смотрел детально этот закон, надо открыть, почитать. Но в целом я считаю, что это правильно. Мы за то, что надо выходить из тени», — сказал Ануар Искаков.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.