Банки могут обязать продавать стрессовые активы на электронных торгах
Это позволит расширить аудиторию потенциальных покупателей, считает финрегуляторБанки могут обязать продавать стрессовые активы на электронных торговых площадках. Такое предложение содержится в консультативном документе регуляторной политики к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг», опубликованном Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка РК на портале «Открытые НПА», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В документе обозначена проблема ограниченности рыночных механизмов по вовлечению стрессовых активов банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (ОООВБО), и микрофинансовых организаций (МФО) в экономический оборот.
В нем также поясняются причины. Так, отсутствие спроса на приобретение стрессовых активов в том числе связано с расхождениями потенциальных покупателей и продавцов при определении справедливой стоимости активов, что не позволяет банкам, ООВБО и МФО в полной мере высвободить капитал и ликвидность на кредитование экономики.
Барьерами, препятствующими ускорению вовлечения стрессовых активов в экономический оборот, являются:
- ограниченность рыночных механизмов по продаже стрессовых активов;
- непрозрачное поведение участников рынка и процесса проведения торгов (аукционов) для реализации имущества, ранее обеспечивавшего исполнение обязательств по договору банковского займа или о предоставлении микрокредита, обращенное банком/ООВБО/МФО в свою собственность;
- отсутствие единых правил и требований по реализации банками, ОООВБО и МФО стрессовых активов.
Как напомнили в Агентстве, в Казахстане с 2017 года были предприняты меры по снижению стрессовых активов.
«За последние шесть лет в результате принятых государством мер удалось существенно снизить размер стрессовых активов банковского сектора, большинство проблем, связанных с высоким объемом стрессовых активов, накопленных в прошлые годы в банковском секторе, решены или находятся в процессе урегулирования», - подчеркнули в АРРФР.
По данным ведомства, оценочно размер стрессовых активов к началу 2023 года составляет порядка 2,3 трлн тенге. К ним относятся: займы с просрочкой 90 и более дней; займы с реструктуризацией в связи с ухудшением финансового состояния; активы на балансах банков и дочерних организаций банков, приобретающих сомнительные и безнадежные активы родительского банка (ОУСА), взысканное имущество, которое преимущественно сконцентрировано на балансах банков и ОУСА.
«Несмотря на то, что текущий уровень стрессовых активов по банковской системе не представляет угрозы для финансовой стабильности Казахстана, необходимо развить инфраструктуру и рыночные механизмы для недопущения повторного накопления стрессовых активов на балансах банков, ОООВБО и МФО и, соответственно, обеспечить минимизацию системных рисков. С целью устранения препятствий правового характера, затруднявших развитие рынка стрессовых активов, 4 июля 2022 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка стрессовых активов», который позволил: расширить перечень потенциальных инвесторов, имеющих право на приобретение стрессовых активов; установить предельные сроки нахождения взысканного имущества на балансах банков, ОООВБО и МФО; создать институт «сервисных компаний», осуществляющих обслуживание стрессовых активов и оказывающих собственникам стрессовых активов весь спектр услуг, связанных с взысканием просроченной задолженности; сохранить регуляторный контроль в отношении прав по договорам банковского займа и о предоставлении микрокредита, уступленных третьим лицам», - отмечается в документе.
Дополнительно к регуляторным мерам была усилена работа с банками с высоким уровнем стрессовых активов, с которыми были согласованы индивидуальные планы, предписывающие реализацию мер по поэтапному сокращению стрессовых активов до 2025 года. Таким образом, проведен комплекс мер по снижению и недопущению роста уровня стрессовых активов как в рамках регуляторных мер, так и в рамках надзорной деятельности, создана необходимая законодательная база, говорится в тексте документа.
Для полного обеспечения эффективности комплекса мер по развитию рынка стрессовых активов, заявляют в Агентстве, необходимо развитие новых рыночных механизмов. Наиболее эффективным решением, в том числе с учетом международного опыта, по мнению ведомства, является создание электронных торговых площадок по продаже банковских активов, что позволит обеспечить прозрачность поведения участников рынка и гарантию справедливого ценообразования, ускорит вовлечение стрессовых активов в экономический оборот. При этом деятельность электронных торговых площадок должна соответствовать законодательным и иным требованиям к информационной безопасности, установленным уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в целях обеспечения защиты прав участников рынка стрессовых активов.
Создание электронных торговых площадок позволит расширить аудиторию потенциальных покупателей стрессовых активов, а также открыть рынок для международных инвесторов, полагают в финрегуляторе.
В целях реализации пункта 6.2 Протокола под председательством главы государства от 12 января 2021 года «О дальнейшем социально-экономическом развитии страны, а также адаптации казахстанского бизнеса к работе в условиях существующих глобальных и локальных вызовов и рисков» Агентству совместно с правительством поручено создать цифровую платформу и инфраструктуру по реализации стрессовых активов, сформировать вторичный рынок покупки и продаж, предусмотрев стимулы (включая налоговые) для их приобретения. В этой связи предлагается принятие законодательных поправок, направленных на:
1) создание законодательной базы для регулирования существующих и потенциальных операторов в рамках осуществления деятельности по организации электронных торговых площадок в целях продажи стрессовых активов;
2) установление требований по обязательной продаже банками, ООВБО и МФО стрессовых активов через электронные торговые площадки, получившие соответствующее разрешение уполномоченного органа в лице Агентства на осуществление деятельности оператора электронной торговой площадки;
3) наделение уполномоченного органа в лице Агентства функцией по выдаче оператору электронной торговой площадки разрешения на осуществление деятельности электронной торговой площадки. При этом только электронные торговые площадки (операторы), получившие соответствующее разрешение уполномоченного органа в лице Агентства, смогут осуществлять деятельность по проведению электронных торгов стрессовыми активами;
4) установление обязательных функциональных и технических требований к электронным торговым площадкам; разграничение и уточнение процедур урегулирования задолженности и уступки прав (требований) по банковским займам и микрокредитам.