Как Оман защищает королевский дворец
Политически важные государственные объекты страхуют в большинстве стран мира: дворец султана в Омане, как и резиденция президента Казахстана, не являются исключениямиСамат Кабдолов, исполнительный директор страховой компании «Евразия», рассказывает об особенностях страхования на Ближнем Востоке, который имеет намного больше общего с Казахстаном, чем нам кажется.
Ближневосточная Швейцария
В Омане, расположенном на юго-востоке Аравийского полуострова, как и в любом другом государстве, есть свои внешнеполитические и внутренние особенности. Оман за свою относительно недолгую историю независимости успел заработать себе реноме главного переговорщика на Ближнем Востоке. Чем-то напоминает Казахстан, который последние двадцать лет не без успеха строит образ главной переговорной площадки в Центральной Азии. Сразу вспоминается серия переговоров по урегулированию Сирийского конфликта, которая проходила в Астане.
В Маскате, столице султаната, поддерживают дружественные отношения со странами по обе стороны Персидского залива. Оман стал переговорным мостом между Саудовской Аравией и Ираном, Катаром и ОАЭ. До недавнего времени на Оман даже возлагали надежды по посредничеству в нормализации взаимоотношений между Израилем и арабским миром, но не случилось.
Оман - достаточно благополучное королевство: ВВП по ППС на душу населения почти к $40 тыс., по данным МВФ; в Казахстане этот показатель приближается к $30 тыс. Основу экономики – почти половину ВВП – составляет добыча и экспорт нефти, и в этом мы тоже похожи. Половина населения и основная рабочая сила представлена мигрантами и членами их семей, прибывшими преимущественно из Индии и Бангладеш.
Угрозу спокойствию султаната представляет неспокойный Йемен по соседству, в котором с 2014 года продолжается гражданская война. Несмотря на суровый пустынный климат, на прибрежную полосу Омана и, в частности, Маскат периодически обрушиваются тропические циклоны, оставляя после себя достаточно серьёзные разрушения. Из-за этого пришлось укрепить и значительно расширить систему волнорезов, но и она не гарантирует абсолютной безопасности. В Астане тоже суровый климат с резкими экстремумами зимой и летом.
Между тем, в Омане достаточно много объектов, которые нужно защитить, и это не только морские порты, инфраструктурные и промышленные предприятия. Одной из главных достопримечательностей и жемчужиной всего султаната является королевский дворец.
Сокровище султана
Материальным воплощением, символом независимости и процветания Омана, безусловно, является резиденция султана – дворец аль-Алам, построенный в Маскате больше двух сотен лет назад. За годы существования комплекс правительственных зданий регулярно реконструировался, каждый правитель считал своим долгом внести свою лепту в архитектурное возвеличивание арабской монархии. Современный и пока окончательный вид дворец обрёл в 1972 году.
Резиденция султана – обязательный пункт визита каждого гостя Маската. Посторонним вход на территорию закрыт, остаётся любоваться из-за ограды. Дворец надёжно охраняется и даже прикрыт системой ПВО, но вот защитить имущество короля от удара стихии невозможно, приходится привлекать страховщиков для покрытия потенциальных рисков.
Королевские владения не ограничиваются одним лишь комплексом аль-Алам. Недавно к нам, в страховую компанию «Евразия», поступило предложение об участии в перестраховании королевского двора Омана. Перечень имущества помимо дворца, на который приходится 51% оценочной стоимости, включает также два аэропорта, сопровождающих деятельность султана, его семьи и администрации. Кроме того, в списке есть больница, ферма, несколько административных зданий, королевские сады, предметы искусства, здание верховного суда, множество особняков и другие инфраструктурные объекты, обеспечивающие жизнь, достойную султана и его большой семьи. Общая стоимость застрахованного имущества превышает $5,14 млрд, она разбросана по всей стране, есть объекты и в Египте.
Таким образом, дворцовый комплекс аль-Алам со всей его красотой и роскошью оценивается в $2,65 млрд, что делает его одним из самых дорогих объектов недвижимости в мире. Всё это богатство двор султана ежегодно страхует.
Прибегает к услугам страховщиков королевский двор в первую очередь из-за того, что финансисты его величества умеют считать соотношение потенциальных рисков и убытков.
Полис для Акорды
В Казахстане тоже страхуют государственное имущество, обеспечивающее деятельность президента и правительства. Так, Управление делами президента РК осуществляет страхование госимущества. Самые известные объекты – Дом министерств, Дом правительства, здание Министерства финансов, Дом приёмов и, конечно, резиденция президента – Акорда.
Общая страховая сумма в последний раз составила 12,685 млрд тенге. Государственная собственность в Казахстане – утилитарный объект, а не культовый, и тем более не предмет роскоши, как на Ближнем Востоке.
Список страховых случаев по договору предлагался стандартный: пожар, взрыв, стихийные бедствия, падение пилотируемых объектов, кража со взломом, акты терроризма, массовые беспорядки и тому подобное. Стоимость страховки невысока и соответствует перечисленным рискам, вероятность наступления которых низка. Сомневаться в эффективности службы охраны президента не приходится, да и столице, кроме морозов, ничего не угрожает.
А вот если дворец аль-Алам будет затоплен после очередного тропического циклона, страховые компании по всему миру понесут огромные убытки, им придётся серьёзно раскошелиться. Вероятность такого события крайне незначительна, но она есть, учитывая прецедент 2013 года - после атаки стихии у берегов Маската.
Развитие страховой культуры в стране должно начинаться в головах чиновников, и в этом плане Акорда подаёт пример. В случае с госимуществом риски намного благоразумнее делегировать частному сектору в лице страховых компаний.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.