Финрегулятор предупредил о телефонном мошенничестве
Что делать, если передали злоумышленникам информацию и даже перечислили им деньгиМошенники обзванивают граждан, представляясь Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Об этом центру деловой информации Kapital.kz рассказала начальник управления повышения финансовой грамотности АРРФР Сауле Ынтыкбаева.
«В Агентство с недавнего времени стали поступать сообщения от пользователей, которые столкнулись с вишингом, – отметила Сауле Ынтыкбаева. – Граждане спрашивали, действительно ли звонок к ним был от сотрудника финрегулятора».
Автор одного из сообщений рассказала, что звонящий представился Максимом Фроловым, работником АРРФР, который ведет расследование в отношении мошенничества с подставными кредитами. Она объяснила, что ранее уже сталкивалась с финансовыми аферистами и передавала им денежные средства. Позже злоумышленник посредством WhatsApp попросил ее скинуть все чеки, подтверждающие перевод денег мошенникам, при этом он угрожал и давил на нее. Однако женщина засомневалась и обратилась в АРРФР через официальные каналы, чтобы перепроверить информацию.
«Работники финрегулятора не инициируют подобные звонки и переписку в мессенджерах, соблюдают деловую этику и не угрожают гражданам. К тому же они никогда первыми не запрашивают персональные и платежные данные, как и работники банков второго уровня», - пояснила Сауле Ынтыкбаева.
Вишинг, то есть телефонное мошенничество, является одним из распространенных способов кражи средств со счетов граждан, добавила она.
По словам Сауле Ынтыкбаевой, мошенники могут представиться кем угодно, они ловко «подделывают» любые номера, даже короткий номер колл-центра организации. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или стране.
«В последнее время мошенники используют комбинированные способы, к примеру, вишинг и фишинг. Они сначала "обрабатывают" жертву по телефону, используя методы социальной инженерии, а потом атакуют ее с помощью сообщений через различные чаты», – подчеркнула представитель финрегулятора.
Цель мошенников – выманить персональные и платежные данные граждан. Это ИИН, данные платежной карты, CVV/CVC-код, срок действия карточки, код из SMS-сообщения и другое. Злоумышленники с помощью данной информации могут получить доступ к банковскому счету жертвы, а, значит, и деньгам.
Сауле Ынтыкбаева дала несколько советов гражданам, которые столкнулись с данными видами мошенничества.
«Во-первых, никогда не сообщайте никому по телефону и не публикуйте конфиденциальную информацию о себе и своей платежной карточке. Во-вторых, для того чтобы убедиться в том, что к вам позвонили финансовые мошенники, необходимо самостоятельно позвонить в организацию, от имени которой они позвонили, по официальным номерам. Но ни в коем случае не на тот номер, с которого поступил звонок. В-третьих, не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать телефонные мошенники. Они специально стремятся вызвать у вас сильные эмоции, чтобы сбить с толку и притупить вашу бдительность. На заявление о том, что, к примеру, ваш счет взломали, лучший ответ: «Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично». Будьте уверены – звонящий тут же отключится», - считает Сауле Ынтыкбаева.
По ее словам, это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки.
Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу. И лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли это они отправили уведомление.
«А если с вами связался сотрудник Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, значит, вы обращались в финрегулятор с официальным заявлением. Но лучше всего, конечно, перепроверить информацию в ведомстве, позвонив, например, в call-центр по номеру 1459, или обратиться через другие каналы обратной связи», - продолжила начальник управления повышения финансовой грамотности АРРФР.
Что делать, если вы все же передали злоумышленникам нужную информацию и даже перечислили им деньги? Срочно обратитесь в свой банк и сообщите об инциденте, заблокируйте свою карточку, поменяйте пароли в мобильном банковском приложении и обязательно напишите заявление в правоохранительные органы, рекомендует Сауле Ынтыкбаева.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.