Ольга Вурос: Цена ошибки в корпоративном бизнесе высока
Заместитель главы Halyk Bank о рисках корпоративных заемщиков, кредитовании реального сектора экономики и покупке портфеля у «дочек» российских банковНа каких принципах строится работа с корпоративным бизнесом в банковском секторе? Какова роль Halyk Bank в кредитовании реального сектора экономики? Как текущая геополитическая ситуация отразилась на качестве ссудного портфеля крупных заемщиков? На каких условиях дочерние российские банки передавали своих клиентов Halyk Bank? Об этом и многом другом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала заместитель председателя правления Halyk Bank Ольга Вурос.
Отметим, что Ольга Вурос была назначена на пост заместителя председателя правления 1 апреля 2022 года. В общей сложности работает в Halyk Bank около 20 лет. За время трудовой деятельности занимала разные позиции в подразделениях корпоративного бизнеса, начинала свою карьеру стажером в департаменте по работе с корпоративными клиентами.
- Ольга Владимировна, расскажите, на каких основных принципах сегодня строится работа с корпоративным бизнесом в банковском секторе, какие главные тренды в этом сегменте вы бы выделили?
- Работа с корпоративными клиентами включает множество банковских продуктов и услуг, это услуги для приема и отправки платежей – транзакционное обслуживание, казначейские операции, услуги торгового финансирования, кастодиальное обслуживание, организация синдицированного финансирования, кредитование и другие. Кроме того, мы сопровождаем работу наших клиентов с дочерними предприятиями банка, Halyk Finance, участвуем в выпуске и размещении облигаций, IPO, Halyk лизинг, страховые компании группы Halyk, а также участвуем в финансировании проектов совместно с нашими дочерними банками в Узбекистане, Кыргызстане, Грузии и России.
Если же говорить о трендах, то из последних я бы выделила три ключевых момента. Первый – клиенты корпоративного сектора все больше предпочитают финансироваться в тенге, очевидно, что это связано с валютными рисками. Второй тренд – бизнес стал чаще использовать государственные программы поддержки, в том числе льготное кредитование и субсидирование ставки. И третий важный тренд – это цифровизация, здесь, понятно, все хотят быстрых и удобных решений.
Тем не менее, если мы говорим, что цифровизация процессов банковского обслуживания юридических лиц масштабно коснулась платежей, переводов, то в части кредитования юридических лиц на рынке было внедрено не так много технологичных решений. При этом Halyk Bank реализовал цифровое кредитование для индивидуальных предпринимателей, также в этом году запущен прогрессивный продукт – беззалоговый цифровой кредит для ТОО, с суммой финансирования до 100 млн тенге, принятие решения и выдача по которому осуществляется в течение 10 минут, без посещения банка и предоставления каких-либо документов. Но потребности корпоративного бизнеса – более высокие заявки, сложные структуры финансирования - сопряжены с высокими кредитными рисками, поэтому требуют глубокого и детального анализа проекта, оценку будущих денежных потоков, полную экспертизу кредитной документации, оценку и оформление залогового обеспечения. Поэтому по таким сделкам мы автоматизируем какие-то этапы кредитного процесса, но основную отработку документации, анализ, принятие решений, проведение экспертиз осуществляют эксперты банка.
- Насколько мне известно, у каждого банка свои критерии к определению корпоративного бизнеса…
- Да, это действительно так, причем эти критерии могут не совпадать с критериями и типами бизнеса, прописанными в Гражданском кодеке РК. К примеру, есть крупные холдинговые компании, которые по штатной численности, прописанной в законодательстве, не соответствуют понятию крупный бизнес, однако они имеют потребность в больших объемах финансирования. В этом и состоит сложность - в точном определении нашей доли рынка. В публичной отчетности БВУ, как правило, клиентов разделяют на физических и юридических лиц.
Если оценивать долю корпоративного бизнеса нашего банка, то по операционному обслуживанию более 90% крупных компаний имеют счета или используют хоть один продукт нашего банка, а по кредитованию мы оцениваем нашу долю около 40%.
- Недавно в своем выступлении президент страны Касым-Жомарт Токаев снова обозначил, что на фоне роста потребительских займов продолжает сокращаться доля корпоративного кредитования, в частности реального сектора экономики. Можете ли прокомментировать позицию Halyk Bank в этом отношении?
- В целом по сектору ситуация именно такая, но это не касается нашего банка, в Halyk Bank объем кредитного портфеля юридических лиц ежегодно растет. Так, за прошлый год мы увеличили объем кредитования корпоративных клиентов на 560 млрд тенге, профинансировав различные крупные проекты практически во всех отраслях экономики Казахстана, это производство пищевых продуктов, строительных материалов, горнодобывающие предприятия, предприятия легкой, химической промышленности, производство электроэнергии, в том числе ветровые электростанции, связь, логистика, компании, оперирующие в оптовой и розничной торговле, и многие другие.
Между тем за первое полугодие этого года ссудный портфель корпоративного бизнеса уже прирос на более чем 750 млрд тенге. Во втором полугодии у нас также по плану ожидается рост, но более сдержанный. Важно понимать, что в большинстве случаев рост корпоративного кредитования связан с потребностями в оборотных средствах, либо с реализацией новых инвестиционных проектов, запуском новых направлений бизнеса среди действующих клиентов.
- Тогда хотелось бы знать, какой объем кредитов пришел к вам от дочек российских банков после переуступки прав требований к заемщикам?
- По состоянию на 1 июля сумма кредитного портфеля, приобретенного у казахстанского Сбера, составила около 130 млрд тенге, это 30 клиентов корпоративного сектора. Стоит отметить, что, несмотря на крайне сжатые сроки, мы проводили очень тщательный анализ и оценку каждой компании, а также точечную экспертизу, чтобы заемщики соответствовали всем нашим критериям: по уровню кредитного риска, по структуре залогового обеспечения, отсутствию просрочки и реструктуризации. Разумеется, передача портфеля проводилась только после получения согласия клиентов, в их числе были компании, с которыми мы ранее сотрудничали. Все понимают, что насильно мил не будешь, поэтому окончательное решение перейти к нам принималось клиентами.
- Как вы приобретали портфель у Сбербанка?
- Переуступка займов происходила в рамках договоров цессии. Мы заключили 4 договора цессии поэтапно, что позволило нам быстро оформить сделки и стать новым кредитором.
Существовал риск, что при получении кредитных досье какие-то документы могли отсутствовать, либо часть залогов не оформлена, но нужно отдать должное команде Сбербанка, документы по приобретенному портфелю в полном порядке, все отработано четко и профессионально.
Сейчас, вспоминая интенсивность и нагрузку тех дней, могу сказать, что первое впечатление было, что мы пытаемся объять необъятное. У клиентов была тревога и большая неопределенность. Нужны были быстрые решения и слаженная работа, и я считаю, команда Halyk Bank справилась на отлично. Преимущества нашего банка – лимит на одного заемщика (группу компаний), который по нормативам регулятора составляет 25% от собственного капитала, в нашем случае это более 700 млн долларов США (максимальная сумма среди банковского сектора РК), наличие ликвидности, высокий уровень экспертизы и, самое главное, готовность финансировать хорошие проекты.
На самом деле я думаю, что никто не был готов к тому, что такой крупный финансовый институт Казахстана, как Сбербанк, не сможет в полном объеме продолжить работу. В корпоративном бизнесе он был нашим основным конкурентом.
- Переходили ли к вам заемщики из Альфа-банка и ВТБ?
- Да, мы рефинансировали несколько заемщиков с Альфа-банка, с портфелем на общую сумму около 17 млрд тенге. Также было несколько клиентов ВТБ банка, которые хотели к нам перейти, но, к сожалению, не получилось их завести, потому что ВТБ попал под самые жесткие санкции.
- Как текущая геополитическая ситуация в целом отразилась на качестве ссудного портфеля ваших клиентов? Ожидаете ли отложенного эффекта?
- Пока мы не видим существенных изменений в нашем портфеле: NPL 90+ (просроченная задолженность свыше 90 дней) по корпоративному бизнесу по-прежнему остается на уровне менее 1%.
Кроме того, международные рейтинговые агентства недавно подтвердили рейтинг Halyk Bank, а их оценка складывается в том числе из анализа кредитного портфеля. Мы полагаем, что на качестве ссудного портфеля текущая ситуация в дальнейшем сильно не отразится. При этом мы следим за ситуацией и находимся в постоянном контакте с нашими клиентами.
Также мы видим рост запросов на пополнение оборотных средств для оплаты возросших расходов. Очевидно, что это связано с увеличением стоимости закупаемого сырья и удорожанием расходов на логистику. В целом еще сложно делать выводы и оценивать отложенный эффект от ситуации.
- В чем секрет такой низкой просроченной задолженности?
- В целом Halyk Bank всегда отличала консервативная политика кредитования, аккуратный выбор клиентов, не все проекты приемлемы для нас по структуре финансирования.
В первую очередь мы требуем обязательного собственного участия в проекте от самого заемщика. Было много историй, когда приходили компании, рисовали грандиозные планы, но не хотели рисковать на входе собственным капиталом или имуществом, что было странно. Для банка — это показатель веры собственников бизнеса в проект. Если завтра в проекте что-то не получится, чем рискует собственник?
Цена ошибки в корпоративном бизнесе очень высокая, здесь должна быть четкая, взвешенная кредитная политика, тем не менее, при правильной структуре финансирования, мы готовы идти на какие-то риски.
- Корпоративный сектор это не только кредиты, но и депозиты. Насколько с начала года увеличилась ваша база фондирования?
- Сложные непонятные времена за всю историю для Halyk Bank являются позитивными в плане роста. Клиенты выбирают стабильность и надежность. С начала года прирост депозитов корпоративных клиентов составил более 500 млрд тенге.
- В конце июня на площадке международного форума Astana Finance Days 2022 было объявлено о создании Национального клуба ESG, в который вошли представители крупных добывающих и производственных компаний, а также банки. Как, на ваш взгляд, это событие повлияет на банковский сектор и корпоративных клиентов?
- ESG — это актуальная тема в мире, особенно для компаний, которые собираются торговаться или уже торгуются на международных площадках, как Halyk Bank.
Если мы говорим про создание ESG-клуба, то его основная цель - увеличить количество зеленых кредитов, в их числе социально направленные проекты, а также кредиты, которые несут в себе элементы для поддержания и сохранения окружающей среды. Как правило, эти кредиты котируются по тем же ставкам, выдаются на тех же условиях, поэтому главный вопрос, который задают участники ESG-клуба, в том числе крупные производственные компании, какой финансовый эффект такие проекты принесут для них.
Таким образом, стоит задача искать более дешевое фондирование, возможно, разработать инструменты поддержки, в том числе на законодательном уровне, которые могли бы простимулировать финансирование зеленых кредитов как для банков, так и для заемщиков.
В целом это направление актуально для всех участников рынка, оно будет способствовать росту социальной ответственности общества и бизнеса.
- Что вы сделали, чтобы улучшить клиентский путь? Какие инновационные решения Halyk Bank сегодня может предложить корпоративным клиентам?
- Для облегчения клиентского пути мы планируем внедрить автоматизацию большего количества внутренних процессов, внедряем элементы автоматического сбора информации из доступных источников для ускорения принятия решений в части кредитования, применяем продвинутую аналитику клиентских данных для подготовки персональных предложений банковских продуктов, работаем над упрощением процедуры сбора документации.
Следует отметить, что за последние годы в банке было реализовано много продвинутых цифровых решений.
Swift GPI – решение, которое позволяет в системе Onlinebank, в режиме реального времени отследить статус валютного перевода, в проведении которого участвуют банки-корреспонденты.
Проверка контрагентов, в рамках которой клиент может получать информацию по своему партнеру по более чем 30 открытым источникам, также клиентам доступна проверка компаний России, что на текущий момент очень востребовано.
В январе 2022 года банк запустил цифровые бланковые тендерные гарантии до 100 млн тенге, которые можно онлайн получить за 10 минут, полностью в цифровом формате без документов.
Все вышеуказанные сервисы доступны в нашей платформе Onlinebank, проверенной за долгие годы компаниями корпоративного сегмента, зарекомендовавшей себя как удобный и надежный инструмент работы с банком. Большой популярностью для бизнеса пользуется наше мобильное приложение, в котором предприниматель или руководитель компании может онлайн отслеживать статус поступлений, одобрять и санкционировать проведение платежей.
Мы понимаем, что корпоративные клиенты привлекательны для других банков, наша задача обеспечивать такой уровень сервиса, чтобы сохранить клиентскую базу. Мы хотим, чтобы Halyk Bank выбирали, потому что мы понимаем требования времени и предлагаем своим клиентам лучшие современные банковские решения для ведения и расширения бизнеса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.