Как пример можно привести наше сотрудничество с компанией Beeline Kazakhstan. Почему нам кажется это важным? Потому что у Beeline в республике почти 10 млн клиентов, но далеко не у всех из них есть банковская карта. При этом оператор эмитирует имитирует цифровые банковские карты прямо в своем приложении. Такие карты привязаны к мобильному балансу, за счет чего клиент я можетгу его пополнять, а также покупать товары и услуги. Тем самым безналичные платежи становятся еще более доступными для людей.
Кристина Дорош: В Казахстане мы наблюдаем бум безналичных платежей
Вице-президент и региональный менеджер Visa в странах ЦА и Азербайджане рассказала об основных направлениях работы компанииМировой лидер индустрии цифровых платежей, компания Visa находится в постоянном поиске новых инновационных решений, чтобы сделать процесс безналичной оплаты для пользователей быстрым и удобным. Вице-президент и региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане Кристина Дорош рассказала об основных направлениях и фокусе работы компании в регионе, новых решениях в области финтеха и поддержке женского предпринимательства.
- Кристина, какие основные барьеры на пути развития безналичной экономики в Центральной Азии Вы можете назвать?
- В Центральной Азии, и, в частности, в Казахстане, мы наблюдаем бум развития безналичных платежей во всех видах и формах. Это обусловлено качественным и стремительным развитием технологий. Появляются новые разработки, которые позволяют делать платежи еще более удобными, быстрыми, безопасными. Конечно, нельзя сказать, что это развитие проходит абсолютно беспрепятственно. Я могла бы назвать два основных барьера. Первый – неоднородный уровень финансовой грамотности. Он достаточно высок в городах, где жители умеют использовать безналичные способы оплаты, но в регионах и отдаленных населенных пунктах эти знания распространяются медленнее. Например, не все люди знают, как оплатить коммунальные услуги, покупать товары онлайн или пользоваться услугами не выходя из дома. Это тормозит развитие безналичных платежей, но со своей стороны мы пытаемся помогать жителям региона осваивать технологии, как и банки, которые также обучают своих клиентов использовать безналичные инструменты.
Второй барьер – недостаточная развитость инфраструктуры. В Нур-Султане или Алматы, наверное, нет такой торговой точки, где бы не принимались безналичные платежи. В регионах ситуация другая, потому что для банков экономически нецелесообразно устанавливать достаточно дорогой платежный терминал в магазинчике маленького поселка. Но у каждой сложной проблемы находится простое решение. Одним из таких решений для развития инфраструктуры в Центральной Азии стала технология Visa Tap to Phone. Она позволяет использовать смартфон продавца в качестве POS-терминала, достаточно только установить приложение своего банка и пройти регистрацию.
Такая технология в разы дешевле и позволяет развивать инфраструктуру на порядок более масштабно, чем это было возможно раньше. Мы уверены, что подобные решения позволят нам в партнерстве с банками существенно изменить ситуацию с инфраструктурой в регионах.
Если говорить о драйверах, которые могут стимулировать развитие безналичных платежей, то можно отметить увеличение доступности и скорости интернета, как важного условия функционирования платежных систем.
- Какие шаги Visa предпринимает для продвижения безналичной экономики в Казахстане и в Центральной Азии?
- Мы работаем с нашими партнерами, банками, чтобы они с нашей помощью внедряли наиболее инновационные и интересные технологичные решения. К примеру, раньше, чтобы купить кофе с собой, вам надо было остановиться, найти в сумке кошелек, достать из него карту, передать ее кассиру, чтобы он вставил карту в POS-терминал – это было довольно долго и неудобно. И поэтому люди расплачивались наличными, которые лежали в кармане – это было проще.
С появлением технологий мне достаточно сделать одно движение часами или кольцом, прикоснуться к платежному терминалу, взять кофе и пойти дальше. Это занимает ровно секунду.
То есть скорость невообразимая. Этот простой пример показывает, как технологии и инновационные решения меняют нашу с вами жизнь и, по сути, открывают новые сегменты платежей. Над подобными комплексными решениями мы в Visa, работаем каждый день.
Еще одно большое направление – это работа с нефинансовыми организациями. За последнее время на рынке появилось большое количество новых игроков, которые занимаются платежами. Это могут быть как маленькие финтех-компании, которые просто предоставляют свои платежные услуги, так и мобильные операторы, которые более активно эмитируют свои платежные средства и инструменты.
- Кристина, на ваш взгляд, что женщины привносят в предпринимательство в странах Центральной Азии? В какой степени они стимулируют экономику?
— Это замечательный вопрос. И для нас в компании Visa важно об этом говорить. Мировые исследования демонстрируют, что участие женщин в мировой экономике постоянно растет. Это выражается в нескольких аспектах. Например, растет доля женщин в качестве потребителей товаров и услуг. Это неудивительно, ведь около 80% решений по тратам семейного бюджета принимает женщина.
Также сегодня есть много разных направлений бизнеса, где очень четко прослеживается тенденция к увеличению участия в них женщин. Количество женщин-предпринимательниц при этом тоже непрерывно увеличивается.
Одна из стратегических задач Visa во всем мире – поддержка малого и среднего бизнеса, отдельным направлением которого является создание комфортных условий для развития сегмента женского предпринимательства.
Мы понимаем, насколько женщинам объективно сложнее вести свой бизнес, так как не всегда легко совмещать заботу о семье с управлением бизнесом, а также, к сожалению, в странах региона все еще существуют гендерные стереотипы. Мы выделяем несколько основных направлений работы. Во-первых, расширение доступа к инновациям, продуктам, технологиям и услугам, которые мы предоставляем через банки-партнеры. То есть любой предприниматель может обратиться в банк и получить платежное решение или платежную технологию Visa, чтобы использовать их для своего бизнеса. Во-вторых, мы понимаем, насколько важны для женщин образование и поддержка.
Мы проводим различные инициативы по поддержке женщин, которые объединены в большой глобальный проект She’s Next. Empowered by Visa. Его цель – поддержать женщин, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственное дело.
В рамках проекта мы проводим исследования состояния женского предпринимательства, создаем образовательные ресурсы в формате вебинаров, в которых признанные бизнес-эксперты делятся с женщинами-предпринимательницами информацией о том, как оценить рынок, выбрать направление бизнеса, начать свое дело, получить кредит в банке, найти финансирование и создать отличную команду.
Немаловажную роль в программе сыграл международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) - в 2021 году программа реализовывалась совместно с Tech Hub МФЦА.
В сотрудничестве с коллегами из Tech Hub мы продолжаем работать над расширением прав и возможностей женщин-предпринимателей из Центральной Азии, которые проявили свои лидерские качества и предпринимательское мышление.
Также мы создаем для женщин нетворкинг-площадку, где они могут общаться с такими же как они предпринимательницами, делиться мнениями, навыками, опытом.
- В рамках Astana Finance days 2022 Visa анонсировала, что новая волна глобальной инициативы «She’s Next» состоится в уже этом году. Не могли бы Вы подробнее рассказать о замысле этой инициативы и достижениях первой волны программы в Казахстане?
- В 2021 году мы запустили первую волну She’s Next в Центральной Азии. Эта программа была доступна всем 5 рынкам – Казахстану, Узбекистану, Кыргызстану, Таджикистану и Туркменистану. Далее – провели эту кампанию в Азербайджане. Так как это был еще период пандемии, то слушательницы – предпринимательницы со всех регионов, имели возможность подключиться, посмотреть вебинары онлайн и принять участие в программе.
Мы получили огромное количество очень позитивных отзывов. Поэтому хотим продолжать развивать эту инициативу и сейчас мы работаем над запуском следующей волны. Я пока не могу раскрывать детали, но уверена, что скоро вы услышите новости на эту тему и, надеюсь, что это будет интересно.
- Что бы вы посоветовали женщинам, которые хотят построить свою карьеру и реализовать себя в бизнесе?
- Мне кажется важным следовать «правилу маленьких шагов». Это то, что помогло и продолжает помогать мне. Очень часто цель, которую ты ставишь перед собой, кажется огромной и недостижимой. И если не попытаться эту цель разбить на маленькие части, страшно приступать к исполнению.
Мне кажется, очень важно не бояться делать маленькие шаги каждый день в направлении достижения этой цели. Иногда может казаться, что ты стоишь на месте и не двигаешься к вперед, но это не так. Я считаю, что если каждый день предпринимать усилия на пути к желаемому, то успех не заставит себя ждать и всё обязательно получится.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.