Будущее экономики
Высокая ставка не снизит инфляцию, но добьёт кредитование экономикиСегодня Национальный банк Казахстана должен озвучить очередное решение по базовой ставке. 24 февраля на фоне начала военного вторжения России в Украину она была экстренно и внепланово повышена с 10,25% до 13,5%. Аналогичное решение сработало в марте 2020 года, когда нефть стремительно летела вниз, оно было временным и сбило панику с рынка. Казалось, что то, что уже сработало один раз — может сработать ещё раз, но ситуация другая и дальнейшее ужесточение ставки может только усугубить текущее положение всей экономики Казахстана и поставить под вопрос её будущее.
Сегодня перед регулятором стоит действительно непростой выбор — повышать — значит ставить под угрозу экономический рост и существенно увеличивать траты на обслуживание госдолга и государственных программ. Понижать — значит убирать стимулы снижения инфляции, но на самом деле всё намного проще и сложнее одновременно, как это обычно и бывает в экономике.
Сейчас мы практически находимся в тупике экономического роста, обеспечивая его скорее государственным стимулированием, но не кредитным импульсом, его практически нет. Сегодня займы юридическим лицам составляют 3,7 трлн тенге кредитного портфеля, менее одной пятой — всего 18,4%. Доля кредитования экономики постоянно сокращается — на начало 2021 года — 3,8 трлн тенге или 24,3% портфеля, а на начало 2020 года — 27,8%. Дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, тем более выбранным темпом почти на три процентных пункта приведёт к полному коллапсу кредитования экономики. Не стоит забывать, что из-за мировых санкций два крупных кредитора выбыли из строя — с рынка кредитования уходят дочки российских банков, распродавая свой корпоративный долг, под угрозой ещё несколько банков.
Ещё один негативный фактор высокой базовой ставки — обслуживание госдолга растёт на глазах. Минфин уже проводил последние заимствования на семь и пятнадцать лет почти под 13,5% и готовится сделать их снова. При этом ни одно из рейтинговых агентств пока не ухудшило наши рейтинги и даже не пометило их негативным прогнозом. То есть мы сами вгоняем себя в большие долги, просто повышая ставку. При дальнейшем повышении базовой ставки этот процент вырастет ещё и ляжет тяжёлым бременем на государственный бюджет и наше собственное будущее, снижая в будущем возможность привлекать деньги на долговом рынке.
Третья проблема — государственные программы. Нацбанк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка уже не один раз признавали, что государственные программы кредитования жилья и экономики, которые субсидируют базовую ставку, мешают нормальной работе трансмиссионного механизма, то есть замедляют эффект изменений от базовой ставки. В таких условиях оба регулятора: и НБ, и АРРФР планировали плавно выйти из программ субсидирования. Однако одно дело, когда базовая ставка около 10% и дальше будет только снижаться, а субсидированная ставка составляет 5-7%. Совершенно другое дело, когда ставка 13%. В таком случае размер субсидии со стороны государства сильно возрастает. А если ставку задрать ещё выше — траты бюджета на покрытие этих процентов вырастут в разы. Таким образом, с одной стороны, государственные программы напрямую съедают бюджетные деньги, с — другой мешают регулятору адекватно управлять денежно-кредитной политикой.
В таком случае у регулятора может появиться соблазн выйти из всех программ немедленно. Так сказать, обрушить рынок на экономику, или экономику на рынок, учитывая долю государства в нашей экономике. Очень хочется предостеречь от таких действий именно сейчас. Можно вспомнить хотя бы два последних случая, когда наскоком пытались насадить рыночную экономику. Попытка отмены премий по депозитам Отбасы банка — идея не продержалась и половины дня. Переход на рыночное ценообразование на сжиженный газ — тогда всё закончилось очень печально.
Рыночная экономика важна и, несомненно, нужна — однако в текущей ситуации к ней надо идти постепенно, максимально объясняя и показывая свои шаги, а не обрушивая на головы предпринимателей и граждан новости о возможной отмене госпрограмм раньше срока. Переход на коммерческие кредиты — это хорошо, но если параллельно задрать ставку — это будет... несколько взрывоопасно и вряд ли жизнеспособно.
А что с инфляцией? Учитывая, что процентный канал у нас всё-таки слабо работает на таргетирование самой инфляции (люди больше смотрят на курс, чем на ставку при принятии решений о тратах), стоит не душить до конца себя и экономику, а задуматься о начале плавного цикла смягчения и понижения ставок, проводя параллельно разъяснительную работу о том, как на самом деле вредит экономике субсидирование ставки.
Скорее всего, профессионалы, которые работают в Национальном банке, прекрасно видят ту же самую картинку, и они просто-напросто не пойдут на повышение ставки в таких условиях, зная, какую угрозу это несёт нашему будущему, но не предупредить, к чему это приведёт — нельзя.
Автор: независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарёв
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.