ГЧП: с чего начать сотрудничество с государством
Какова специфика участия в проектах государственно-частного партнерства?Автор: Олеся Кириловская, директор по юридическим вопросам Департамента налогов и права компании «Делойт»
Уже более пяти лет в Казахстане успешно
реализуется государственно-частное партнерство (ГЧП). За это время тандем государства
и бизнеса воплотил в жизнь массу социально значимых проектов. Однако и по сей
день некоторые аспекты данной формы сотрудничества не теряют своей актуальности
для предпринимателей. Какова специфика участия в проектах ГЧП и кому оно больше
выгодно, сколько длится период окупаемости данных проектов и о чем с
госорганами лучше договориться заранее, какие пункты в договорах ГЧП самые
важные и с чего начать сотрудничество с государством?
Что из
себя представляет ГЧП и кому это выгодно
По сути, государственно-частное партнерство - это форма совместной деятельности, в которой общими усилиями государства и частного предпринимателя реализуется какой-либо проект. Как правило, подобные проекты направлены на социальные сферы, например, строительство учебных или медицинских учреждений, реализация дорожно-транспортных коммуникаций и т.д. Собственно, именно на такие проекты общественного значения в первую очередь и направлена идея ГЧП. Таким образом удовлетворяются как социальные интересы, так и интересы государства и непосредственно инвестора. Проект в любом случае должен быть структурирован таким образом, чтобы он был выгоден всем участвующим сторонам. Конечно, помимо государства и инвестора, в проекте могут участвовать и третьи стороны – к примеру, если инвестор использует заемные средства, третьей стороной могут выступать финансовые организации или операторы отрасли.
По закону проект ГЧП может быть создан для любой сферы, но, как правило, туда попадают проекты, на реализацию которых у государства недостаточно средств, а инвесторам развивать их без субсидий государства невыгодно – поэтому чаще всего это больницы, транспортные объекты и иные направления социальной сферы. Но есть определенный список объектов, которые не подпадают под требования ГЧП. Это, к примеру, особо охраняемые природные территории, магистральная железнодорожная сеть, судоходные водные пути, водохозяйственные сооружения, имеющие особое стратегическое значение, организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере службы крови и профилактики ВИЧ/СПИД, объекты историко-культурного наследия, культурные ценности и другое. То есть, получается, что объектами ГЧП могут быть любые объекты, кроме запрещенных.
С чего следует начать
Каждый проект в рамках ГЧП должен обладать своими уникальными особенностями, иметь свои условия и целевые показатели. Поэтому потенциальные участники ГЧП должны соответствовать ряду требований и пройти определенный конкурсный отбор. Если ваш бизнес удовлетворят требованиям конкурса, то он подходит для ГЧП. Как понять, стоит ли участвовать – здесь нужна, в первую очередь, финансовая модель проекта, на основании которой можно хотя бы примерно понять будущие доходы каждой стороны. Оценив условия, финансовые потоки и окупаемость проекта, вы уже можете понять, выгоден он вам или нет и решить, стоит ли участвовать. Срок окупаемости вложенных средств зависит от финансовой модели и особенностей проекта и, как правило, колеблется от 5 до 30 лет.
Поскольку проекты ГЧП довольно комплексны, очень важно обратить особое внимание на корректное составление контрактов - это не менее важно, чем создание эффективной финансовой модели.
Поэтому первое, на что стоит обратить внимание, это статья 46 Закона о ГЧП, где указывается обязательное содержание договора. Необходимо также внимательно подойти к описанию финансовой модели проекта, грамотно распределить риски между государственным и частным партнерами, уделить внимание условиям расторжения договора. Важно изучить, какие санкции грозят сторонам договора за невыполнение или некачественное выполнение условий договора, а также каким образом стороны будут разрешать споры в случае их возникновения.
С какими проблемами чаще всего сталкиваются предприниматели по ГЧП
Практика показывает, что контроль за выполнением проекта чаще всего становится главной причиной разногласий между сторонами. Это и нарушение сроков выполнения работ, и некорректное или несвоевременное предоставление необходимых отчетностей. Ну и, пожалуй, еще один немаловажный момент: законодательство предусматривает индексацию суммы по проекту для компенсации валютных рисков, и нужно обязательно воспользоваться этими положениями. Важно понимать, что вы обсуждаете бизнес-проект на долгий срок, поэтому надо погружаться во все детали проекта, уточнять детали и стараться максимально все результаты переговоров включить в договор ГЧП. Договор заключается не с конкретным человеком, а с государством, то есть через некоторое время человек, с которым вы вели переговоры, может перейти на другую должность, а вам придется решать вопросы по проекту ГЧП уже с другим представителем госоргана. Поэтому важна точность используемых понятий и фиксация договоренностей на бумаге.
Специфические особенности
Порядок сдачи и формы отчетности по выполнению проекта ГЧП устанавливаются в договоре о ГЧП. Также, на нашей практике, формы отчетности предоставляются государственными органами инвестору. Разногласия возникают в случаях, когда инвестор не использует данную форму и предоставляет информацию в привычном ему виде. Такое может возникать из-за того, что инвесторами, как правило, выступают иностранные компании. И они ведут отчетность в ином виде, отличном от предоставленной формы, а перевод информации в запрашиваемую форму требует времени и ресурсов, которые не все готовы предоставить. Но отчетность обязательна, и единственное, что можно предложить – согласовать форму более удобную инвестору, если государственный партнер пойдет навстречу.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.