Открытые API помогают банкам получить прибыль
О преимуществах технологии рассказал Антон МусинВ последние несколько лет одним из трендовых направлений на мировом рынке финансовых технологий стала Open API, а модели монетизации открытых протоколов - это одна из «горячих» тем обсуждения в профессиональной среде. Тема далеко не исчерпана, и мы увидим много интересных проектов в ближайшем будущем.
API (application programming interface) - набор протоколов, методов, функций или команд, которые используются для разработки приложений или для ускорения взаимодействий между разными системами.
Приведем в пример несколько зарубежных кейсов. Компания Expedia более 85% своего revenue (дохода - Ред.) генерирует через открытые API, которые выставляет на рынке. eBay за 3 года работы с мерчантами через свои API сгенерировала более 1 млрд долларов GMV (gross merchandise volume — общий объем оборота товаров), а Visa заплатила 3,5 млрд долларов за API-ориентированную финтех-компанию Plaid. Активно используют API и банки, в основном под внутренние задачи или при взаимодействии с партнерами, которым финансовые институты предоставляют определенные сервисы, например, потребительское кредитование или рассрочку. При этом банки все серьезнее начинают задумываться о предоставлении своих сервисов через открытые протоколы во «внешнюю среду» и взаимодействии с другими участниками рынка. И здесь ключевой вопрос, который возникает у финансовых организаций, - как монетизировать подобные «открытые» сервисы?
Отметим, что регулирование является одним из главных факторов того, почему в разных странах банки или финорганизации начинают по-разному подходить к монетизации открытых интерфейсов и добиваются разной степени успеха. Чем более жесткое регулирование навязывается финансовым организациям, тем меньше у них остается возможностей для поиска работающих бизнес-моделей. Яркий пример довольно жесткого регулирования в Европе – это директива PSD2 (Payment Service Directive 2), то есть дополненная директива о платежных услугах. Ее цель заключается в развитии рынка электронных платежей и создании благоприятных условий для совершения безопасных платежей, предлагающих более широкие возможности производить расчеты. Такой подход весьма серьезно ограничил рамки взаимодействия и навязал банкам определенную модель поведения. Более мягкий подход принят в Великобритании, где вводилось схожее с PSD2 законодательство, но с более мягкими условиями. Это дало возможность банкам найти гибкие и интересные возможности для взаимодействия через открытые API.
Если структурировать
подходы банков к организации монетизации открытых API, можно выделить две опции.
Первый подход — «Банк как платформа». Он предполагает, что финансовая организация объединяет доступные открытые сервисы на рынке финансовых и нефинансовых организаций и на этой основе собирает новый продукт. Например, сервис по покупке автомобиля с кредитованием сделки и регистрацией онлайн или по покупке квартиры как услуги, включающей ипотечный кредит.
Второй подход - «Банк как сервис». Банк предоставляет открытые интерфейсы для платного использования другими провайдерами. Например, сервис по кредитованию или биометрической идентификации, которая активно используется в Казахстане, программы рассрочки или лояльности. Все вышеперечисленное вполне можно выставлять как внешний интерфейс, чтобы другие участники рынка этим пользовались и платили за услуги.
И в мире и, в частности, в Казахстане банки используют оба подхода для монетизации открытых протоколов. Нередко наблюдается некая комбинация в рамках одной финансовой организации, предпринимаются попытки использовать и тот, и другой подходы, и предлагать их рынку вместе. У таких организаций нет жесткой специализации. Однако конкуренция на финансовом рынке растет, появляется новое регулирование, предоставляющее больше возможностей небольшим игрокам. Вполне возможно, что скоро мы увидим игроков, отдающих приоритет только одной модели.
В модели «Банк как платформа» есть два базовых типа монетизации — реферальные платежи и revenue sharing. В реферальных платежах третьи компании де-факто покупают возможность использовать сервис банка как точку продажи. Яркий пример – это маркетплейсы или superapp банк и, соответственно, мерчант, который платит конкретную комиссию за возможность выставить свой товар на площадке или разместить свой сервис на страницах банковского мобильного приложения. При использовании revenue sharing банки предлагают комплексную услугу на рынке. Например, сервис потребительское кредитование в точке продаж. В данном направлении существуют разные модели взаимодействия: либо банк платит комиссию, либо мерчант делится частью прибыли при предоставлении фининститутом услуги оплаты в рассрочку или кредита.
Для модели «Банк как сервис» также есть несколько моделей монетизации. Первая – это фримиум (freemium), довольно распространенная модель в цифровом мире, когда банк бесплатно предоставляет часть своих сервисов, а за дополнительные деньги продает доступ к более продвинутым данным или к более продвинутой услуге. Сегодня находит широкое распространение и модель подписки, когда третьи участники платят за конкретный сервис, оплачивая только время его использования или конкретные пакеты запросов.
Стоит также отметить, что на развитых европейских рынках колаборация банков с другими компаниями через открытые API развивается все интенсивнее, и зачастую партнерами банков выступают не только финтех-компании. Существует несколько широко известных и интересных примеров взаимодействия БВУ с ретейлерами, индустрией туризма и телеком-операторами. Например, совместное решение для продажи телеком-услуг Fidorbank и Telefonica, решение для продажи недвижимости DBS и EdgeProp, решение для продажи авиабилетов Deutsche Bank и IATA.
В Казахстане также много примеров взаимодействия банков со своими партнерами и государственными сервисами через API: сервис онлайн-регистрации ИП, продажа-покупка автомобилей, покупка недвижимости.
В Казахстане существует масса успешных примеров реализации подобных бизнес-моделей, в том числе и потому, что эта сфера пока не очень жестко регулируется по сравнению с той же Европой, и финансовые организации гибко подходят к поиску и реализации работающих бизнес-моделей. Также одним из ключевых драйверов для реализации финансовых сервисов и продуктов на основе открытых API в Казахстане является планомерный подход в предоставлении государственных информационных систем для использования всеми участниками. Разумеется, нам есть куда развиваться в части расширения спектра услуг и технической стабильности сервисов, но такой подход уже сейчас позволяет Казахстану занимать одно из лидирующих мест в мировой цифровой гонке.
Антон Мусин, первый заместитель председателя Halyk Bank
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.