Три приоритета для финансового директора в цифровую эпоху

Почему CFO должен стать архитектором трансформации бизнес-процессов
Фото: Руслан Пряников

Настало время новых вызовов для всех компаний и менеджеров. И финансовые директора – не исключение. Их роль для развития и успешности бизнеса и раньше трудно было переоценить, а сегодня CFO стали одними из бизнес-заказчиков процессов цифровой трансформации. Летом прошлого года специалисты компании Accenture провели глобальный опрос более чем 1300 финансовых руководителей ведущих компаний мира, работающих в самых разных отраслях экономики. 79% из них подчеркнули, что эпидемия COVID-19 вынудила их компании предпринять серьезные шаги для того, чтобы ускорить цифровую трансформацию бизнеса.

Это солидарное мнение говорит о том, что и сама роль CFO претерпела значительные изменения. Они перестали быть «опекунами» владельцев и генеральных менеджеров компаний и постепенно превращаются в главных архитекторов новых цифровых структур, которые нацелены на постоянное ускорение изменений. Результаты опроса подтверждают этот вывод: те компании, CFO которых активно заняты трансформацией, демонстрируют отличные финансовые результаты.

Миллиарды вместо миллионов

Изменение темпов развития бизнеса иллюстрируют цифры. В своих интервью с исследователями CFO крупных компаний отмечают, что если десятилетие назад им приходилось управлять капиталами объемом в сотни миллионов долларов, то сегодня речь идет уже о миллиардах.

Без современных инструментов такая интенсивность работы была бы просто невозможна. Еще в 2018 году в среднем было автоматизировано 34% операций, выполняемых финансовыми подразделениями. Сегодня уровень автоматизации достиг 60%. Это не только позволяет использовать более точные отчеты, но и повысить эффективность управления за счет широкого применения данных. Цифровые инструменты стали решающим фактором финансовой успешности, который помогает прогнозировать ситуацию и вовремя предлагать решения, позволяющие избегать сложностей. Так считают 72% CFO.

Но при этом всего 21% опрошенных CFO используют «цифру» не только для прогнозирования, но и для поиска новых ценностей бизнеса. И лишь 20% респондентов используют для аналитики не только внутрикорпоративные, но и макроэкономические данные. И это резко сокращает их возможности в области перспективного прогнозирования. Недостаточное внимание цифровым инструментам экономического прогнозирования – одна из главных бед современных финансовых директоров.

Автоматизировав до 60% рутинных операций в своих подразделениях, они, тем не менее, не используют технологии как средство трансформации. К примеру, только 43% финансовых руководителей используют такой инструмент, как финансовое моделирование. Результат – явное отставание в темпах трансформации многих компаний, которые перестают соответствовать требованиям рынка.

Больше внимания облакам

Одной из причин отставания финансовых блоков является недостаточное внимание их руководителей к облачным технологиям. Между тем облака позволяют сегодня буквально за минуты провести расчеты, для которых десять лет назад потребовалось бы несколько дней, не говоря уже о вычислительных мощностях. А ведь облака позволяют получить не только высокую скорость операций с низкими затратами. С их помощью можно проводить сбор разнородных данных как внутри организации, так и в открытых источниках, приводить их к единому формату, сопоставлять, визуализировать.

Увы, но только 23% CFO используют облака для получения и анализа новой информации. И только 16% финансовых руководителей определяют с их помощью новые ценности для бизнеса. А ведь большинство финдиректоров отмечают, что все большее значение для компании начинают играть локальные результаты отдельных подразделений или территориальных филиалов, причем особенно заметна их роль стала во время пандемии COVID-19.

Новая роль корпоративных финансов

Однако есть и заметные позитивные перемены. 88% финансовых директоров уже включили в отчетность подразделений своих компаний новые категории данных, которые используются уже или будут использоваться в будущем для анализа и прогнозирования. Это позволяет им начать изменение роли корпоративных финансовых институтов. Описать эти перемены можно при помощи нескольких тезисов.

- Сегодня финансовый директор имеет наравне с высшим руководителем доступ ко всем текущим бизнес-показателям компании и оказывает на них прямое влияние.

- Анализ данных, получаемых во всех подразделениях предприятия, становится важнейшей задачей финансовых департаментов и их руководителей.

- CFO работают в тесной связи с риск-менеджерами и принимают участие в принятии ими ключевых решений.

- Гораздо более тесными становятся взаимоотношения CFO с ключевыми фигурами предприятия, определяющими направления его цифровой трансформации.

- Авторитет финансового руководителя определяет не только его роль «ассистента по экономике», но и значение CFO при оценке перспектив инвестиций в развитие инноваций.

Три приоритета для CFO

Но на каких именно сферах деятельности предприятия финансовому директору необходимо сфокусироваться в первую очередь? Опрос показывает: среди приоритетных областей CFO выделяют работу, связанную с разработкой новых бизнес-моделей, укрепление безопасности бизнеса и такую область, как корпоративная, социальная и экологическая политика компании.

Четверо из каждых десяти CFO указывают в качестве своих основных задач разработку новых бизнес-моделей и стратегии развития компании в целом. Не удивительно: новые направления бизнеса, рынки и каналы продаж финансовые руководители предлагают своим компаниям, опираясь на собственный богатый опыт. Он позволяет четко определять слабые места, представляющие угрозу бизнесу: более 70% CFO считают, что их компаниям стоило бы полностью переосмыслить свои бизнес-процессы, чтобы обрести большую устойчивость перед возможными угрозами.

Финансовые директора, как правило, обостренно реагируют на угрозы безопасности данных и конфиденциальности корпоративной информации. Удивительно, но только 28% из них активно участвуют в управлении этими рисками. При этом CFO имеют в своем распоряжении все необходимые инструменты для обеспечения безопасности. Они могут выступить бизнес-заказчиками перехода на облачные решения, которые отличаются более высоким уровнем защиты. В их ведении – и инвестиции в развитие корпоративных систем безопасности, которые становятся актуальны при удаленной работе. Наконец, в подчинении CFO чаще всего находятся профильные специалисты - риск-менеджеры и директора по технологиям, которые могут стать для финансового руководителя компании и советчиками, и проводниками идей, и непосредственными лидерами проектов.

А вот внимание, которое уделяют финансовые руководители сфере ESG (от Environmental, social and corporate governance – экологическое, социальное и корпоративное управление), наших экспертов даже поразило. Оказалось, что в 68% ответственность за ESG берет на себя в том числе финансовый департамент. При этом технологии находят свое применение и в данной области: облачная инфраструктура может обеспечить энергетическую эффективность, а снижение уровня вредных выбросов становится отличной социальной инициативой для компании, работающей в сфере энергетики, транспорта или добычи ресурсов.

Дирижер бизнес-оркестра

Но есть еще одна роль финансового директора в процессе цифровой трансформации бизнеса, которую следует подчеркнуть специально. Она определяется не только значением должности CFO для бизнеса компании. Можно сказать, что она развивает значение финансового директора как «экономического опекуна» собственников бизнеса и генерального менеджера.

Сколь бы острой ни была потребность компании в трансформации и ускорении, процессы цифровизации требуют оркестровки. Необходимо определить приоритеты, оценить перспективность предложенных топ-менеджерами направлений цифровизации и дополнить их. Если речь идет о доступности аналитических данных всем членам управленческой команды, то стоит отметить значение финансового директора для того, чтобы эти данные рассматривались целостно. Когда встает задача инвестиций в развитие персонала, то CFO оценивает их перспективность вместе с профильным руководителем. При определении потенциала предлагаемых новых бизнес-моделей столь же важно мнение финансового руководителя, -- именно он переводит оценки на язык денег.

И это – главное качество, которое предстоит приобрести финансовому директору в цифровую эпоху. Теперь он не просто просчитывает экономическую эффективность работы компании, анализирует ее показатели и прогнозирует перспективы. CFO цифровой эпохи превращается в дирижера, который способен разработать критерии оценки любых мер, нацеленных на цифровую трансформацию бизнеса.

Мирас Касымов, директор по развитию Accenture в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤