Кадры решают все…
Вопросы взаимодействия работодателей и учреждений образования актуальны для Казахстана, тем более что поставлены большие задачи...Вопросы взаимодействия работодателей и учреждений образования актуальны для Казахстана, тем более что поставлены большие задачи перед страной, такие как развитие индустриализации, и уже сегодня катастрофически не хватает рабочих кадров. Был период строительного бума, когда на казахстанских стройках работали гастарбайтеры из соседних стран. Однако время требует выращивать свои кадры, а для этого надо менять подходы, методику подготовки профессиональных кадров. И здесь дуальная система, которую около 600 лет назад начали внедрять в Германии, принята как возможная модель, которую частично можно применять и в Казахстане. Да, в Казахстане вводятся элементы дуальной системы, но это происходит на крупных предприятиях, национальных компаниях. Что касается предприятий малого и среднего бизнеса, то здесь, к сожалению, картина пока далеко не благополучная. Связано это со многими факторами, как объективными, так и субъективными.
Конкуренция. Где она?
Существующая ситуация объясняется рядом причин. Есть проблемы, связанные с развитием бизнеса в Казахстане, с его особенностями. Есть крупный бизнес, есть малый и средний, у каждого из них свой круг проблем, потребностей. Сегодня в стране зарегистрировано около 1 миллиона предприятий, примерно 2 миллиона работников занято на этих предприятиях. Но существующий низкий уровень конкуренции позволяет многим предприятиям использовать неквалифицированный труд. Не имея достаточного уровня квалификации, сегодня можно заниматься торговлей, оказывать какие-то услуги, потому что уровень конкуренции не очень высок. И это позволяет предприятиям обходиться теми кадрами, которые есть.
Мы стали участниками Таможенного Союза, не сегодня-завтра станем членами ВТО. И уже сегодня мы наблюдаем, что на рынок приходят российские компании и вытесняют отечественные, потому что казахстанские товары либо недостаточно качественные, либо с более высокой ценой, чем у российских конкурентов. После вступления в ВТО конкуренции будет еще жестче. Поэтому задача как можно быстрее подготовиться к этому – это задача не только государства и профессиональных образовательных заведений, но и работодателей в особенности.
Много лет мы говорим о том, что образовательные учреждения, ассоциации и предприятия должны работать вместе. Но очень часто колледжи и лицеи рапортуют о том, что трудоустраивают 60-80% выпускников, тогда как в реальности эта цифра не более 10-20%. В основном вопрос трудоустройства решается за счет неформальных отношений руководителей учреждений образования с предприятиями, то есть этот процесс не формализован, не упорядочен. И очень часто дети просто приносят справки, что их куда-то приняли на работу, а фактически работают совсем в других местах, не по специальности. Поэтому должна быть усилена ответственность всех участников процесса.
Власть и бизнес
В Германии все предприятия обязаны быть членами Ремесленной Палаты. У нас сейчас очень активно обсуждается эта тема: обязательное членство в ассоциациях. В целом на перспективу это важно, потому что если все предприятия будут в ассоциациях, то это будет уже организованная сила, которая сможет решать вопросы бизнеса. А сегодня малый и средний бизнес имеет много накладных расходов, часть которых неофициальные, поэтому при таком количестве затрат они не могут позволить себе еще выделять средства на то, чтобы им готовили нужных специалистов. И здесь спор между государственными органами и предприятиями продолжается многие годы. Госорганы считают, что если предприятиям нужны работники, то они и должны вкладывать деньги. Но сегодня это себе может позволить только крупный бизнес, а не малый и средний. Поэтому сейчас через взаимодействие можно было бы начать решение многих вопросов. Например, сертификация специалистов. Отраслевые ассоциации уже много лет поднимают эту тему, просят позволить ассоциациям заниматься сертификацией. Ассоциации знают, какие существуют требования в их отрасли и таким образом гарантируют их соблюдение. Есть еще вопрос наставничества. В Советском Союзе были на предприятиях, когда приходил молодой специалист к нему приставляли наставника, который мог его курировать, помогать. Это и сейчас есть на некоторых предприятиях, но как системы этого не существует. На немецких предприятиях такая система обучения молодых рабочих очень развита.
Занятость – главный критерий
Самое важное для европейских стран, на что и у нас сейчас стали обращать внимание – это вопросы занятости. Общество, где у людей есть работа – это стабильное общество. И в этом отношении, конечно, очень важна мотивация участников социального партнерства. Работодатели уже много лет говорят о том, что они хотели бы знать, каких специалистов для них готовят, хотели бы участвовать в разработке учебных программ, планов, профессиональных стандартов. Но, к сожалению, в большинстве своем этого не происходит, поскольку учебные заведения и предприятия работают сами по себе, не взаимодействуя друг с другом. А в результате, выходят специалисты, которые не нужны на предприятиях. Предпринимателю сегодня проще взять с улицы молодого человека и научить его на предприятии, чем получать неизвестно каких специалистов из колледжей и лицеев. Благодаря партнерству предприниматель будет знать, что он получит того специалиста, который ему нужен сегодня. Образовательные учреждения получат гарантии трудоустройства своих выпускников. А государство – занятость населения, то есть – стабильность в обществе.