Развитие в удаленном режиме
Дистанционный режим работы доказал свою эффективность и действенность в качестве средства сохранения непрерывности бизнесаО последствиях пандемии для экономики будут рассуждать еще долго. Но уже сегодня можно утверждать уверенно: многие бизнесы в буквальном смысле слова спаслись благодаря технологиям. Для некоторых компаний, успевших сформировать развитые технологические структуры, переход на удаленку и вовсе оказался безболезненным. Остальные сумели сохранить непрерывность и пусть даже отчасти компенсировать потери, связанные с карантином.
Сама идея удаленной работы многими компаниями воспринималась скептически. Да, свои резоны у ее противников были, причем весьма веские. Более того, перспектива переместиться из офиса в собственный дом пугает и многих рядовых сотрудников. И, тем не менее, удаленный режим работы доказал свою возможность, эффективность и главное – действенность в качестве средства сохранения непрерывности бизнеса.
Сотрудничество на дистанции
Конечно, в наибольшем выигрыше в «эпоху удаленки» оказались компании, которые активно развивали собственные стеки технологий. Их опыт лишний раз показал еще и важность цифровизации бизнеса. Скорость реагирования на изменения рынка, способность быстро предлагать новые продукты, гибкость в трансформации бизнес-процессов, экономия и эффективность за счет широкого применения технологий стали особенно насущными качествами.
Правда, для многих собственников и топ-менеджеров кризис означает автоматическое прекращение программ, нацеленных на развитие. Аргументы могут быть самыми разными: продолжение работы в удаленном режиме, которое не позволяет сформировать работоспособную проектную группу, отсутствие в регионе наличия компетентных подрядчиков, которые могут осуществить проект, нежелание использовать технологии «второго уровня», в то время как разработки ведущих мировых игроков недоступны из-за их сложности и все той же удаленности от мировых центров IT.
О возможностях технологий обеспечить полноценную удаленную работу в масштабах больших компаний мало кто задумывался до начала эпидемии. Точно так же сегодня потенциальные потребители технологий слабо представляют себе возможности удаленного развития.
Между тем технологические гиганты вполне успешно на удаленке не только «пережидают» эпидемии, но и эффективно поддерживают cвоих заказчиков в трансформационных процессах, продолжая развивать спектр услуг и наращивая экспертизу. Команды, специализирующиеся на внедрении новых технологий, смогли достаточно быстро адаптироваться под новые реалии. Прекращение командировок и закрытие офисов почти не повлияло на непрерывность проектного бизнеса. Наоборот, дистанционная работа дала ему гибкость, масштабируемость и высокую скорость принятия решений. А заказчикам – возможность получить продукт мирового уровня даже на отдалении от центров IT и собственных офисов.
Преимущества удаленной работы над проектом
Все это делает возможным осуществление даже сложных комплексных проектов практически для любых заказчиков. Обращение к проектным компаниям, имеющим опыт работы с заказчиками в удаленном режиме, дает последним сразу несколько возможностей.
Сотрудничество с таким подрядчиком практически нивелирует территориальный фактор. Отсутствие в регионе присутствия предприятия компетентных компаний не становится препятствием для их развития. Вместе с удаленной командой консультантов и разработчиков компания-заказчик получит гарантии, реализованные в компетенциях, доступе к лучшим технологиям, разработке с учетом специфики и всеми официальными статусами (если их наличие является необходимым критерием для начала сотрудничества).
Возможность удаленного осуществления проекта гарантирует непрерывность процессов в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Для удаленной проектной команды COVID не становится форс-мажорным обстоятельством и поводом заморозить или вовсе остановить работу над проектом.
Важнейшим фактором успеха проекта являются компетенции технологического партнера. В лице удаленной проектной команды, сформированной авторитетным интегратором, заказчик получит не только знания его специалистов в области управления и технологий. Критически важным является еще и возможность воспользоваться передовыми методиками работы, которыми они владеют. Agile или DevOps для таких команд – ежедневная практика.
Как построить работу с удаленной командой
Означает ли это, что выбор в пользу удаленной работы с авторитетным подрядчиком автоматически гарантирует заказчику успех проекта? Конечно, нет. Взаимодействие с удаленной командой консультантов и разработчиков потребует от предприятия тех же организационных мер и ресурсов, что и «обычный» проект – с соблюдением специфических принципов и следованием уже апробированным практикам.
Первый этап такого проекта – анализ текущей ситуации. Он необходим для того, чтобы определить принципы руководства проектом, распределение обязанностей и зон ответственности между сотрудниками компании-заказчика и удаленной проектной группы и принципы построения бизнес-процессов. Конечно, результатом анализа должны стать разработка и принятие регламентирующих документов, в которых будут определены все параметры проекта: от требований заказчика к разрабатываемой системе до регламентов работы отдельных сотрудников и времени их доступности.
Значительно облегчит заказчику внедрение нового решения второй этап проекта –практическая работа по развертыванию системы. Именно здесь станут наиболее очевидны преимущества, которые дает сотрудничество с компетентным подрядчиком: грамотное построение коммуникаций, которые становятся в удаленном режиме даже более эффективными, четкое распределение функциональности в соответствии с возможностями членов рабочей группы, управление проектом с использованием мировых практик и, наконец, технологии, которые обеспечивают удаленную работу. При этом речь идет не только о современных средствах коммуникации и командной работы, но и специфических решениях, обеспечивающих руководство разработкой или выпуск релизов решения, маскирование данных при тестировании системы.
Технологии облегчат осуществление проекта и на третьем этапе, когда начнется его внедрение. Работа подрядчика по тонкой настройке системы, организации ее безопасности, обучению и поддержке пользователей – все эти процессы прекрасно обеспечиваются современными решениями. Более того, технологические компании применяют их в работе на протяжении долгих лет. А это означает, что взаимодействие с ними в рамках удаленного проекта даст бизнесу не только технологические преимущества, но поможет компании сформировать современную цифровую корпоративную культуру.
Удаленная работа, которая после начала эпидемии стала средством реакции на чрезвычайные обстоятельства, принесла бизнесу новые возможности развития. И воспользоваться ими можно и нужно уже сегодня – не дожидаясь возврата к «доковидным»практикам работы.
Дмитрий Топоров, управляющий директор Accenture в России и Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.