Как странам Кавказского региона и ЦА преодолеть коронакризис

Региональное сотрудничество этих государств способно амортизировать шоки от пандемии COVID-19

Коронакризис заставил говорить в странах Кавказского региона и Центральной Азии (КЦА) о большей степени интеграции. Как отмечают аналитики Международного валютного фонда, в настоящее время важным для государств КЦА является именно региональное сотрудничество хотя бы потому, что оно позволит избежать торговых ограничений. Особенно в отношении перевозки продуктов питания и лекарств.

Региональная интеграция государств КЦА важна для стран, которые не имеют выхода к морю. К ним относится и Казахстан. По словам управляющего Международного финансового центра «Астана» Кайрата Келимбетова, РК очень заинтересована в развитии корпорации между макрорегионами. Но здесь речь идет не о росте глобализации, а о налаживании связей и сотрудничества внутри региона КЦА. При этом страны ЕАЭС и постсоветского пространства должны увеличить объемы товарооборота и взаимодействие по многим направлениям. И в первую очередь – в торговле.

«Я согласен с теми экспертами, которые акцентируют внимание на том, что сегодня нельзя планировать сценарии восстановления экономики страны больше, чем на три месяца. Но в случае с Казахстаном мы готовы к волатильности цен на нефть и к абсорбированию шоков. Государство прорабатывает дополнительный пакет мер для поддержки предприятий из важных для экономики страны секторов», – сказал Кайрат Келимбетов во время онлайн-конференции МВФ.

Казахстан быстро и своевременно отреагировал и на эпидемиологический кризис. Поддержка экономики состоит из большого антикризисного пакета, который включает, в том числе, и поддержку здравоохранения на 10 млрд долларов. Что касается выравнивания кривой заражения, то в стране внедряется лучшая практика, которая используется в мире, отметил Кайрат Келимбетов.

«Мы понимаем также, что необходимо сосредоточиться на среднесрочном периоде и усилить потенциал здравоохранительной системы и в строительстве реанимационных объектов», – добавил он.

Важными для страны остаются инфраструктурные реформы и разработка программ заимствования – в частности, выпуск облигаций, деноминированных в национальной валюте. В средне- и долгосрочном периодах Казахстану важно вернуться на рынки капитала и перезапустить экономику. И здесь стоит думать не только о стабилизационных проектах, но и программах экономического восстановления.

«Мы видим роль МВФ в двух направлениях. Первое – региональная интеграция, второе –усиление институционального потенциала в фискальном и монетарном аспектах наших стран», – считает Кайрат Келимбетов.

С необходимостью оказания помощи со стороны международных организаций согласен и председатель Национального банка Грузии Коба Гвенетадзе. По его словам, сомнений в том, что преодоление финансового кризиса в странах КЦА, подобного текущему, тесно связано с внешними заимствованиями. Но так как кредиты будут выдаваться в долларах США, то после преодоления кризисного периода появится риск значительного увеличения уровня долга и роста долларизации экономик.

«Здесь очень важно, чтобы МВФ, рассматривая предоставление финансовой помощи, подумал о том, чтобы предоставлять ее в национальной валюте стран КЦА», – отметил Коба Гвенетадзе.

Власти Грузии также отмечают и важность региональной интеграции и каналов торговли. Ограничения передвижения и нарушение цепочек поставок увеличивают затраты и издержки на перевозки товаров между странами. Некоторые государства также сильно снизили объемы экспорта товаров. В результате это приведет к тому, что торговля может сократиться в еще большей степени, чем прогнозируется в настоящее время. Поэтому очень важно, чтобы в регионе КЦА продолжали наращивать сотрудничество. В противном случае это может подорвать внутреннее производство и негативно сказаться на наиболее уязвимых слоях населения.

«Когда я говорю о координации интеграции внутри стран КЦА, то подразумеваю упрощение правил перевозок. Самоизоляция показывает, насколько негативно сказывается закрытость экономик. Для региона это четкое доказательство того, что мы должны изменить ситуацию в данном направлении как можно скорее. А также должны укреплять экономическую и финансовую интеграцию в будущем», – считает глава Нацбанка Грузии.

При этом он отметил, что меры, способные амортизировать экономические шоки, были предприняты грузинскими властями и финансовым регулятором несколькими годами ранее. Например, последние несколько лет Национальный банк Грузии наращивал валютные резервы страны. Зачастую подобная политика приводила к критике населения, но ситуация с коронакризисом доказала, что она была необходима для экономики страны.  В настоящее время накопленные резервы позволяют Нацбанку проводить интервенции на валютном рынке, смягчать дестабилизирующие факторы, влияющие на девальвацию национальной валюты, и снижать риски для финансовой стабильности. Вместе с правительством и парламентом страны разрабатываются меры для уменьшения рисков, связанные с высокой долларизацией экономики.

«Никто не будет отрицать, что страны КЦА столкнулись с заметным оттоком капитала, который, как оказалось, намного больше, чем тот, что мы пережили во время финансового кризиса 2008 года. Если говорить о Грузии, то министерство финансов также сформировало значительные буферные резервы для быстрого реагирования на неотложные расходы, связанные со здравоохранением и другими экстренными социальными проблемами», – подчеркнул Коба Гвенетадзе.

Представители МВФ в свою очередь отметили, что коронакризис по -разному сказывается на странах региона. Например, государства с развитым нефтегазовым сектором испытывают особый удар по фискальному балансу и сталкиваются с проблемой доступа к финансовым рынкам.

«Неопределенность у стран, экономики которых зависят от нефтегазового сектора, выше. Но в среднесрочной перспективе у них больше возможностей реагировать на шоковое воздействие кризиса. Другая группа стран – это те, кто зависит от ряда секторов, например, от туризма – это Грузия, Армения и Кыргызстан. Кризис повлиял на их способность привлекать иностранную валюту. При этом туризм – сектор, который обеспечивает рабочими местами значительную часть населения. Здесь оказывается двойное воздействие: как на платежный баланс, так и на способность предоставлять социальную поддержку», – отмечает директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Джихад Азур.   

По наблюдениям эксперта, первый вызов, с которым сталкиваются страны КЦА – это денежные потоки. Многие из них опираются на вливание поступающей иностранной валюты через такие индустрии, как туризм, например. В их числе Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Грузия, Азербайджан и Армения. Как результат – негативное влияние на их экономики усугубляется двумя факторами. Первый – рост государственного долга. Второй – увеличение уровня капитала для амортизации шоков – им необходимо около 30 млрд долларов. 

МВФ видит два пути, какими могут пойти страны, при восстановлении рынков и секторов. Первый – защита жизни и здоровья людей (здравоохранение, соблюдение карантина) и обеспечение средств к существованию для социально уязвимых слоев населения. Второй – защита экономики страны.

«Мы не можем допустить того, чтобы шок оказал продолжительное воздействие и внедрился во все сферы. Поэтому необходимо использовать как фискальные, так и денежно-кредитные инструменты. Например, охватить большую часть населения социальной поддержкой и дополнять поддержкой МСБ через ряд точечных мер: налоговые преференции, кредитные каникулы, обеспечение доходов и сдерживание их расходов. К тому же следует улучшить доступ к финансированию через предоставление ликвидности банкам. Также стоит обеспечить функционирование финансовой инфраструктуры, использовать цифровые и новые технологии для увеличения доступа к финансовым услугам. А в ближайшее время разработать схемы восстановления экономик», – добавил Джихад Азур.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤