Бекнур Кисиков: Рентабельность франчайзинговых компаний упала почти на 100%
Однако многое будет зависеть от принимаемых государством антикризисных мер, считает глава Казахстанской ассоциации франчайзингаСитуация с пандемией коронавируса усугубила состояние всей мировой экономики, и за последний месяц Казахстан особенно ощутил на себе ее разрушительное «болезнетворное» влияние. Под ударом оказались практически все субъекты малого и среднего бизнеса. В их число вошли и предприятия, осуществляющие свою деятельность по франшизе. По мнению президента Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, если кризисная ситуация затянется на период более трех месяцев, то многим компаниям франчайзингового сектора не избежать банкротства. Об этом он рассказал корреспонденту «Капитал.kz».
- Бекнур, сколько компаний работают в Казахстане по франшизе? Какое количество человек в них задействовано? Каков совокупный оборот этих предприятий?
- Если основываться на данных казахстанской ассоциации франчайзинга «Kazfranch», в Казахстане действует от 300 до 360 франчайзинговых систем, из которых на долю отечественных франшиз приходится не больше 24%. В среднем каждая сеть насчитывает 4-5 франчайзинговых точек. Самое большое количество – 60, минимальное – 1. Общее число франчайзинговых точек по Казахстану – 1745.
На самом деле статистика очень спорная, и цифры могут быть выше, потому что точных сведений о предприятиях, задействованных в этой сфере, на сегодняшний день пока нет. Также имеют место случаи, когда компании не афишируют свои лицензионные соглашения и не регистрируют свою интеллектуальную собственность. Кроме того, существуют так называемые «спящие франшизы», которые объявили себя франчайзерами, но на практике не продали ни одной франшизы. Они занимают примерно 27% рынка.
Вместе с тем, по приблизительным данным, в отрасли работает порядка 20 000 человек.
Что касается совокупного оборота франчайзингового рынка, то он составляет 120-173 млрд тенге, это если включать в статистику крупные сети. Был период, когда оборот достигал и $2 млрд. Но надо отметить, что за это время произошло несколько девальваций. Соответственно, если в долларовом эквиваленте оборот снизился, то в тенговом, наоборот, увеличился, в среднем показывая прирост на 8-10%.
Но даже несмотря на то, что оборот от франчайзинговой деятельности в Казахстане составляет всего 0,2% от ВВП, хотя в развитых странах превышает 8%,, тем не менее в сравнении с остальными государствами Центральной Азии мы все равно являемся лидером по развитию этого направления.
- А вы можете сказать, франшизы каких стран доминируют на казахстанском рынке? И в каких сферах сконцентрирована их большая часть?
- В основном доминируют российские франшизы, после них идут американские и европейские.
В свою очередь американские франшизы представлены 36 сетями и 250 франчайзинговыми точками. Несмотря на то что они уступили в количественном отношении российским, им принадлежит основная доля франчайзингового оборота.
Далее, в отдельный «европейский блок» казахстанского франчайзингового рынка можно выделить в порядке значимости Германию, Францию, Великобританию и Италию, которые в совокупности представляют 82 сети с 276 франчайзинговыми точками.
Как правило, европейские сети в большинстве своем располагаются в сегменте торговли одеждой и аксессуарами модных брендов, а также в секторе парфюмерных изделий. Наряду с этим нельзя не отметить их присутствие в сфере услуг, например, индустрии красоты.
Далее по списку стран идут Турция, Австралия, Израиль, Япония и другие.
Рынок больше всего представлен франшизами в области продажи одежды, обуви и аксессуаров известных брендов (35%), в сфере услуг (30%), сети общепита (15%), прочим ретейлом (12%) и так далее.
- Есть известные казахстанские бренды, которые продали свою франшизу за рубежом?
- Да, из казахстанских брендов, в том числе продающих свою франшизу за рубежом, я бы назвал центр Айкуне и кафе Ланчжоу. Еще наверное отметил популярную в Казахстане сеть диагностических центров «Олимп».
- Всегда ли действующие в Казахстане франшизы были успешными?
- Нет, если говорить о банкротствах в РК, то был факт «неприбыльности» сети – четыре бывших франчайзи отказались от основной франшизы, то есть услуг своего франчайзера и запустили свою собственную сеть. Также можно вспомнить случай, когда три казахстанские компании прекратили практику франчайзинга.
- Существуют ли какие-то преференции у франчайзинговых предприятий, например в части налогообложения, кредитования и т.п., может быть, в рамках действующих государственных программ?
- Я бы не сказал, что есть какие-то особые преференции именно для предприятий франчайзинга. Только если рассматривать их в статусе субъектов малого и среднего бизнеса, как участников программ государственной поддержки, например, той же Дорожной карты бизнеса, и то в случае если они попадут под предъявляемые условия и требования. Но чтобы говорить о каких-то специальных льготных режимах или юридических послаблениях, то для франчайзеров или франчайзи в Казахстане их нет.
- Сейчас наверное я подниму самую болезненную тему: как коронавирус и ситуация на мировых рынках повлияли на франчайзинговую деятельность в Казахстане? Насколько снизилась рентабельность сектора? И есть ли у вас какие-то прогнозы на этот счет?
- Конечно же, коронавирус сильно подкосил отечественный бизнес. Пострадали практически все отрасли. Рентабельность франчайзинговых компаний упала почти на 100%. Из городов большой удар пришелся на Алматы и столицу, это понятно. В регионах ситуация пока более-менее умеренная.
Я бы не брался делать какие-то прогнозы, просто могу гипотетически предположить: если карантин затянется еще на 2-3 месяца, то, по моей оценке, это может грозить банкротством как минимум 50% франчайзинговых компаний. Если кризис продлится более трех месяцев, есть вероятность, что 80-90% казахстанского франчайзинга рухнет. И ни для кого не секрет: чем дальше ситуация будет усугубляться, тем сложнее из нее выбираться.
Однако я бы хотел подчеркнуть, что многое тут зависит от роли и поддержки государства и принимаемых им антикризисных мер, в части тех же отсрочек по налоговым платежам, кредитам, арендной плате и так далее. Если внедренные меры будут эффективно работать, то в целом я считаю, что большинство субъектов бизнеса удастся сохранить.
- Компании в каких сферах пострадали в первую очередь? На ваш взгляд, выиграли ли те, кто быстро сориентировался в текущей ситуации и перешел на онлайн-режим?
- Я не думаю, что есть те, кто выиграл в данных условиях, потому что IT-сектор сам по себе существовать не может – он связан с другими секторами. Вообще я считаю, что онлайн не спасет ситуацию, ведь у нас основная торговля происходит face to face. Конечно, я не исключаю, что в поствирусном периоде люди могут перейти полностью на дистанционный режим, но в настоящее время это пока нереально.
И даже если мы говорим об аптеках, то они тоже зависимы от «самочувствия» бизнеса и покупательской способности населения. Все имеет мультипликативный эффект.
- А что касается мирового рынка франшиз? Можно ли предположить дальнейшее развитие ситуации, исходя из оптимистического и пессимистического сценария?
- Сегодня пандемия коронавируса перечеркнула любые информационные потоки. И в связи с этим, как я уже говорил, сложно что-либо предугадать. Но если рассматривать развитие ситуации с точки зрения оптимистического сценария, предположив, что карантин в ближайшем периоде завершится, а мировая экономика начнет восстанавливаться, то тогда можно ожидать, что после кризиса появятся даже новые возможности и новые франшизы. Ведь франчайзинг – это именно антикризисный инструмент. Однако при пессимистичном сценарии, очевидно, что международный рынок франшиз просядет до 70%.
Опять же все зависит от того, как долго продлится карантин. Я бы сказал так: карантин это не кризис в том понимании, в котором мы его знаем, это уже форс-мажор. А в условиях форс-мажора делать какие-либо прогнозы бесполезно. С другой стороны – в подобном положении мир еще никогда не находился.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.