Как работает ГЧП в сфере цифровизации
Информационные системы у компаний, их данные – собственность государства, рассказали в Управлении цифровизации АлматыГосударство долгое время создавало крупные информационные системы, и на это тратились колоссальные средства из бюджета. В то же время на балансе госорганов накопилось огромное количество лицензионного программного обеспечения и вычислительной техники, которые полноценно не использовались, рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz» руководитель отдела управления проектами умного города Управления цифровизции Алматы Серик Байганин. «Поэтому было принято решение использовать сервисную модель информатизации, когда государство берет в аренду сервисы на базе мощностей, принадлежащих частным компаниям», – отметил он и добавил, что это легло в основу создания программы «Цифровой Казахстан». Одной из ее частей является эталонная модель развития Алматы Smartcity, охватывающая 11 сфер жизнедеятельности города.
- Серик, сколько проектов у Smartcity?
- В рамках Smartcity планируется реализовать 110 проектов, разумеется, сделать это, рассчитывая лишь на бюджет невозможно. Например, в реализацию проекта «Сергек» в Алматы инвестировали 2 млрд тенге, понятно, что множество подобных проектов за счет бюджета мы не потянем, поэтому используется механизм государственно-частного партнерства. Компании реализуют проекты, а государство помогает им, выделяя участки для парковок A-Parking, плюс при наличии потребности у государства потом приобретает сервис.
- Ну, A-Parking про цифровизацию городской среды, это понятно. Но ведь никакую услугу государство у него не покупает. А у кого тогда приобретает?
- У нас функционирует «Центр развития Алматы», которому принадлежит ситуационный центр. Для того чтобы понимать, какие изменения происходят в мегаполисе, нужно отслеживать различные показатели. Сейчас они берутся из 20 источников информации. Сегодня только 4 из них собираются автоматически, потому что система еще не прошла испытания на информбезопасность. Соответственно, мы пока не успели полноценно интегрировать системы для автоматической передачи информации.
- А платить частным компаниям государство будет, ориентируясь на рыночные цены, любо с каким-то дисконтом?
- Да, речь идет о конкурентной стоимости.
- Другие участники рынка тоже могут покупать эти сервисы у частников?
- Есть один важный нюанс. Информационная система является собственностью определенной компании, а данные в этой системе принадлежат государству. Например, комплекс «Сергек», который фиксирует нарушения правил на дорогах, принадлежит ТОО «Коркем Телеком», но данные видеофиксации принадлежат нам.
- Расскажите об интересных проектах, кроме «Сергека», «Онай» и A-Parking.
- Например, единая диспетчерская служба. Сейчас мы объединяем экстренные службы 101, 102, 103, то есть полицию, «скорую помощь» и пожарную службу, в единый сервис. Планируется запустить единый центр оперативного реагирования, куда будут поступать звонки со всего города. Иногда на месте происшествия требуется присутствие сотрудников нескольких спецслужб. На пожар должны приехать и «скорая», и пожарные, и, возможно, даже полиция. Оператор объединенной диспетчерской будет принимать решение о том, в каких ситуациях и какую службу привлекать для помощи.
– Это будет работать по какому-то зарубежному опыту или исключительно ваша идея?
- Ориентир – «служба 911, но их практику не удастся на 100% привнести в Алматы, потому что в США, например, полицейские являются парамедиками. Если полиция прибыла на место происшествия раньше всех, то обязана оказать экстренную помощь нуждающемуся. У нас пока нет таких стандартов.
- Могут появиться? Вы к этому ведете?
- Наша задача, как я сказал, автоматизировать работу оперативных служб, а в каком направлении будет развиваться полиция, уже решает МВД.
- Есть у вас другие интересные кейсы?
- Я бы хотел сказать про IT-экосистему города. На самом деле реализация проектов в рамках инициативы Smartcity – это только одна часть программы «Цифровой Казахстан», вторая часть как раз про формирование собственной экосистемы в Алматы. В нашем городе сосредоточено большое количество ресурсов, во-первых, это университеты, которых у нас много и большая часть из них специализируются на IT-образовании. Во-вторых, у нас очень креативная и продвинутая молодежь, в-третьих, в Алматы действуют несколько технопарков, научно-исследовательских центров, работает много IT-компаний. Если все это объединить воедино, то получится сильная технологическая система. Мы не можем конкурировать с Китаем на мировом рынке в производстве и экспорте физических товаров, и на то есть несколько причин – отсутствие у нас морских путей, высокая стоимость производства и т.д. но в создании интеллектуальной продукции мы способны составить большую конкуренцию.
- Китайцам?
- Не только им, миру. Мы действительно в состоянии проектировать эффективные технологичные решения. Я хочу привести в пример цифровые двойники в сфере архитектуры. Сейчас на площадке TechGarden работает лаборатория «Бим +», которая создает 3D-модели различных зданий, так сказать, их техпаспорта. Без них здания стоят немного, как машины без документов. Сейчас техпаспорта – это бумажные талмуды, то есть вчерашний день, пора это изменить. Подобные решения стоят на рынке приличных денег, наши ребята могут создавать их в четыре раза дешевле, чем западные компании.
Один из приоритетов Smartcity – внедрение искусственного интеллекта. Так вот у нас в Алматы есть компания AI Lab, которая разработала программу, способную на уровне пикселей компьютерной томографии распознать ранние симптомы инсульта. Они сотрудничают с нашей городской клинической больницей №7 при разработке программного обеспечения.
- Вы в свою очередь с кем из коллег сотрудничаете? Может быть, обмениваетесь идеями, вдохновляете друг друга, учитесь…
- Мы очень тесно общаемся не только с коллегами из столицы, но из Шымкента, Кызылорды, Костаная. Регулярно интересуемся, как они внедряют те или иные проекты, рассказываем о своих делах, потому что перед нами всеми стоят одни и те же задачи. Один из хороших примеров в Нур-Султане – система видеонаблюдения за жизнедеятельностью города. Сейчас мы хотим организовать подобную систему за счет объединения различных проектов. Смотрите, комплекс «Сергек» в Алматы – это 4 тыс. камер, планируем увеличить до 8 тыс. Еще по одному проекту мы хотим охватить видеонаблюдением 220 городских школ – 6,2 тыс. камер для обеспечения безопасности детей. Кроме того, будем запускать проект по видеонаблюдению в местах массового скопления людей – на рынках, вокзалах и т.д. Тут же стоит добавить про компанию из Нур-Султана, которая предложила пилотно установить 1000 камер в лифтах жилых комплексов. В итоге мы объединим все это для комплексного мониторинга города, и вся информация, скорее всего, будет собираться в серверном помещении на базе Центра развития Алматы.
- Как вы считаете, кто достиг больших цифровых результатов – вы или ваши коллеги в Нур-Султане?
- В столице нет управления цифровизации. Нашему управлению всего 5 месяцев, но хочу сказать, что в Алматы очень высокий IT-уровень благодаря концентрации техресурсов.
- А если говорить про партнерство с глобальными компаниями, с какими из них вы будете работать?
- На прошлой неделе к нам обратилась компания Cisco, у них есть хороший центр компетенций, могут поделиться опытом и знаниями. Мы создали пул IT-талантов на базе лучших городских университетов, которых планируем обучать за счет привлечения таких компаний, как Cisco, HP, чтобы потом наши ребята участвовали в реализации реальных городских проектов. Вузы сейчас сосредоточены только на теории. Необходимо ставить перед студентами практические задачи. В будущем государство будет сообщать о своих потребностях, делить их на большие, средние и мелкие проекты. Первыми будут заниматься крупные компании, для реализации вторых мы будем на конкурентной основе выбирать компании на рынке, а мелкие отдадим стартаперам.
- Кстати о них. Мы много пишем о стартапах, и есть ощущение, что молодые разработчики в основном создают мобильные приложения в сфере образования, услуг, городского ландшафта. Почему не пытаются сделать что-то посерьезнее?
- Выбор сферы, в которой создается IT-проект, основан на текущем спросе. Когда государство будет озвучивать свои потребности, они будут запускать другие проекты.
- Какая страна, по вашему мнению, если не идеальна с точки зрения диджитал-развития, но хотя бы приближена к этому состоянию?
- Сингапур.
- Учитесь у них?
- У них есть компания CrimsonLogic – это аналог нашего холдинга «Зерде», создана при Правительстве Сингапура. Она готова с нами взаимодействовать, передавать свой опыт.
- А лично вы занимаетесь своим делом, потому что оно вас вдохновляет или из-за того, что такова необходимость – политика государства, веяние времени…?
- Я занимаюсь тем, чем хочу, и мне это нравится. Вижу, что эффект от нашей работы в рамках страны колоссальный.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.