Куда хочет летать SCAT на новых Боингах?
Владимир Денисов о результатах работы, дальнейших планах и стратегии развития второй по величине авиакомпании КазахстанаВ минувшую субботу в шымкентском аэропорту президент АО «Авиакомпания «SCAT» Владимир Денисов прилетел из Сиэтла на первом из шести приобретенных авиакомпанией Боингов 737 MAX 8. «Капитал.kz», воспользовавшись моментом, расспросил его о результатах работы, дальнейших планах и стратегии развития второй по величине авиакомпании Казахстана.
— Прошлый год был отмечен значительным увеличением пассажиропотока казахстанских авиаперевозок. Какое количество пассажиров перевез SCAT?
— В прошлом году компания перевезла порядка 1,9 млн человек. По сравнению с 2016 годом рост пассажиропотока составил 47%. Он был связан с открытием новых маршрутов, увеличением частот на уже существующих рейсах и расширением флота.
— Какие новые направления были запущены в прошлом году, каких ожидать в этом?
— В прошлом году было открыто восемь новых направлений: Астана — Ереван, Астана — Минеральные Воды, Актау — Кутаиси, Астана — Талдыкорган, Шымкент — Петропавловск, Шымкент — Кокшетау, Актау — Атырау и Актау — Уральск. В этом году мы откроем рейсы Астана — Вильнюс, Шымкент — Тунис и другие — ежегодно мы открываем до десяти направлений. На сегодняшний день авиакомпания SCAT выполняет 52 внутренних и 20 международных направлений, частота на каждом не менее двух раз в неделю. Мы не ставим какие-то из направлений в приоритет, они все являются значимыми.
— Как вы оцениваете уровень конкуренции в сфере авиаперевозок в Казахстане? Считаете ли достаточным количество действующих на сегодня авиакомпаний?
— На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Основополагающим фактором здесь является сезон. В «высокий сезон» спрос на авиаперевозки настолько велик, что, возможно, и пяти авиакомпаний недостаточно. Рассматривая статистику загрузок по «низкому сезону», мы можем сделать вывод, что вполне достаточно и одной-двух. Здесь все довольно относительно, так как имеет значение не только количество авиакомпаний, но и состав парка воздушных судов, их типы, маршрутные сети авиакомпании и многое другое.
— Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы отрасли авиаперевозок в Казахстане?
— Думаю, что самая больная точка — квалификация, профессионализм. Я бы пожелал большей компетентности и квалифицированности специалистов и в целом повышения потенциала авиационной отрасли: чтобы казахстанские компании выходили на международный уровень не только как авиаперевозчики, но и как авиационная структура, работая на равных с европейскими.
— Насколько, по вашему мнению, сегодня адекватны цены на авиабилеты в Казахстане? Они выросли или снизились в прошлом году?
— Себестоимость перелета состоит из множества факторов, и, к примеру, на международных рейсах она значительно выше, чем на внутренних, включая и тот факт, что все расчеты за территорией Республики Казахстан идут в иностранной валюте. Однако и здесь немаловажными аспектами могут стать сезонность, направление перелета, длительность полета, тип воздушного судна и многое другое. Необходимо также учитывать, что стоимость перелета значительно зависит от расценок на авиационное топливо, обслуживание в аэропортах
— В конце прошлого года компания SCAT заявляла о недостаточном обеспечении топливом, в начале этого вместе с другими авиаперевозчиками — о необходимости вернуть регулирование тарифов аэропортов на международные рейсы. Как говорилось, эти проблемы могут привести к повышению стоимости билетов, срыву регулярности выполнения и отмене рейсов и другим возможным негативным последствиям. Разрешились ли в какой-то степени эти проблемы?
— Недостаток авиационного топлива у отечественных ресурсодержателей в действительности мог привести к глобальному срыву расписания. Однако мы приняли решение о закупе авиационного топлива у иностранных ресурсодержателей. Это привело к значительным убыткам для самой авиакомпании, но помогло удержать срыв рейсов. Ситуация пока не разрешилась: мы по-прежнему закупаем топливо из России по более высоким ценам. Конечно, это влияет на нашу доходность. Но несмотря на то, что компания понесла убытки, повторюсь, тарифы на перелеты не были увеличены.
— К слову, с какими финансовыми показателями вы закончили прошлый год? Насколько изменилось соотношение между затратами и прибылью по сравнению с предыдущим годом, в чем причины?
— По итогам 2017 года доходы авиакомпании увеличились в 1,8 раза, а расходы — в 1,7 раза. Процент соотношения между затратами и прибылью увеличился за счет открытия новых рейсов и новых туристических направлений. Помимо этого, в связи с проведением в Казахстане EXPO 2017 была увеличена частотность на уже существующих внутренних регулярных рейсах.
— Каков на сегодня общий профессиональный рейтинг и имидж компании — пребывание в «черных» и каких-либо других списках, сертификация
— Авиакомпания не находится в «черном» списке и может выполнять полеты в страны Евросоюза, во все страны. Она сертифицирована европейским агентством по безопасности полетов EASA, находится в реестре IOSA, регулярно проходя аудиты, а так же является полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.
— Что значит для компании заключение контракта с корпорацией Boeing на покупку шести самолетов новейшего типа 737 MAX 8 и прилет первого из них? Какой эффект от этого ожидается?
— Оснащение парка компании такими воздушными судами нового поколения знаменует переход на новый этап и уровень. Это — дальность полета, а соответственно и протяженность маршрутной сети до 7 тыс. км, высокая экономичность топлива, надежность двигателей, в целом высокая технологичность. Таким образом, эти новые самолеты — это большие возможности для расширения географии полетов, маршрутной сетии открытия транзитных путей через нашу страну. На предыдущих типах воздушных судов достичь этого было невозможно (до сегодняшнего дня в парке компании были 19 таких самолетов западного производства, как Boeing 737−300/500, Boeing 737 NG, Boeing 757, Boeing 767, Bombardier CRJ-200, — авт.). Теперь же с парком новейших Boeing мы сможем выходить на мощные авиационные хабы и обеспечивать туристический транзитный потенциал через нашу территорию между Юго-Восточной Азией, Россией, Украиной, Прибалтикой
— О каких конкретных странах идет речь?
— Среди приоритетных планов — Таиланд, Вьетнам, Китай, Индия, Турция, Эмираты, Северная Африка — Египет, Тунис. Уже в этом году мы предполагаем не только «связать» Казахстан с Монголией, но и открыть транзит через нашу территорию между Монголией, Россией, Украиной и Европой.
— В целом каковы планы и стратегия развития авиакомпании на ближайшие годы? Некоторые ведущие авиакомпании сегодня делают ставку в своем развитии на концепцию наземного хаба, который становится залогом роста авиатрафика и пассажиропотока. Как вы относитесь к этой идее?
— Мы никогда не стремились развивать наземный хаб. Наша основная задача -развитие авиационного хаба. В частности, авиационного хаба в Шымкенте. Также — транспортно-логистического хаба в аэропорту Астаны. В настоящий момент ведется работа по планированию новых маршрутов. Сегодня уже открыты новые направления: Астана — Вильнюс, Астана — Томск, Астана — Челябинск, Актау — Краснодар и Астана — Сочи. В ближайших планах открытие рейсов: Актау — Воронеж и Астана — Улан-Батор.
Помимо развития хабов, мы ставим перед собой в качестве основных задач расширение парка новыми воздушными судами, а также увеличение собственной маршрутной сети. Так что приобретение новейших Боингов является неотъемлемой составной частью стратегии нашего дальнейшего развития.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.