Чем Казахстан интересен туристам из Китая, России, Индии и Ирана?
Директор Visit Almaty Асель Нуркебаева о составлении портрета туриста и «фишках» КазахстанаИдеальное место для путешествия, отдыха — то, до которого можно добраться за четыре-пять часов самолетом. Исходя из этого, крупные потенциальные туристические рынки для Алматы и Алматинской области — это Китай, Россия, Индия и Иран, Ближний Восток, Южная Корея. По информации TripAdvisor, Казахстаном очень сильно интересуются туристы из США, Германии и Великобритании. Государство со своей стороны также заинтересовано в привлечении туристов, о чем говорится в Концепции развития туристской отрасли РК до 2020 года.
Что Алматы может предложить туристам из этих стран — прежде всего Китая, России, Индии и Ирана? Об этом корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказала Асель Нуркебаева, директор туристского информационного центра Visit Almaty.
— Асель, вы уже третий раз побывали в Иране. Чем эта страна привлекательна для казахстанской туристической отрасли?
— После снятия международных санкций Иран открылся в том числе с точки зрения туризма. У них сейчас стоят чартеры на Сочи, Санкт-Петербург, Таиланд. Много регулярных рейсов: у них есть две авиакомпании, которые дают хорошую сетку полетов практически по всему миру. В Турцию они хорошо летают. И за счет объема уже поставленного потока у них турпакет стоит дешевле. У нас, к слову, рынок неразвитый и со стороны отельеров нет понимания, что лучше не завышать цены и брать объемом. Буквально с начала этого года какие-то подвижки пошли, отельеры хотя бы с нами разговаривать начали. Раньше этого не было, они считали, что свои туристы есть, и этого хватает.
— Что еще, помимо дороговизны, отпугивает туристов?
— Отсутствие безвизового режима. И незнание, что такое Казахстан. Мы привозили трех иранских туроператоров в инфотур, они были в шоке. Тегеран очень похож на Алматы, хотя в 24 раза больше: тоже есть горы, Башня независимости очень похожа на Кок-Тобе, люди доброжелательные.
Если вопрос с визами нужно решать на государственном уровне, то проблему с осведомленностью мы как Visit Almaty — туристский информационный центр города — можем исправить.
В недавней поездке в Иран мы пригласили на презентацию 10−15 иранских туроператоров и показали им новые ролики, которые сейчас выходят на Euronews, и те, которые снимал про Алматы и область ВВС.& Туроператоры были искренне удивлены увиденным, открыто говорили, что не знали, что в Алматы так красиво.
Мы сможем начать продвижение со следующего года, когда будет заложен бюджет. Хотим на центральном телевидении Ирана запустить ролики об Алматы с призывом к действию: «Приезжайте к нам», или по-английски: «Enjoy & Visit Almaty». У нас много ресторанов и кафе. Иранскому туристу именно это интересно, он в первую очередь «думает животом», ему не столь важно, где он будет жить и что будет делать. В самом Иране ведь очень вкусная кухня.
Индийцы, например, — они казахскую еду пробуют лишь один раз, и затем просят индийскую пищу. В Алматы существует пять-шесть индийских ресторанов. Если есть спрос, думаю, предпринимателям надо открывать такие рестораны.
— Разве туристы едут не за новыми впечатлениями, в том числе гастрономическими?
— Мы включаем в программу казахскую кухню. Но существует специфика. Многие туристы чисто физически не могут воспринимать нашу еду. Мы должны это учитывать. При составлении портрета туриста нужно учитывать все — даже самые мелкие детали и потребности наших гостей. Туристической отрасли необходимо адаптироваться.
— Китай также включен в перечень фокусных рынков…
— В Китай мы едем с другими предложениями, чем в Иран. Там мы продвигаем тренд — «Шелковый путь», он им очень интересен. Гости из Поднебесной интересуются природой, этникой, культурой. Некоторые запрашивают такие развлечения, как казино, это в основном привлекательно для богатых жителей центральных районов КНР, Гонконга.
Китай сейчас является рынком номер один, и было бы глупо не обращать внимания на нашего большого соседа.
Но нужно учесть, что китайцы юридически подкованы. Продали, например, им тур, они заплатили. Град, ураган, снег, дождь — если запланирована экскурсия на Шымбулак, мы обязаны повезти их туда. Если не едем, они улыбаются, а потом, вернувшись домой, подают в суд. Это специфика.
Европейские туристы, особенно индивидуальные, много не платят. Стараются экономить на всем, поэтому проживают чаще всего в хостелах.
С иранцами есть нюансы по оплате. Страна была закрытой, у них нет ни American Express, ни Master Card. Наши туроператоры боятся с ними работать. Конечно, мошенников хватает везде, но бронировать 30 номеров в гостинице, делать предоплату и не получить в итоге денег — это риск для любого предпринимателя.
— По оценкам, какой поток туристов может быть из этих четырех стран — Ирана, Китая, России, Индии?
— Из Китая нам хотя бы миллион в год. Нам много не надо. Для чего наш центр проводит исследование? Для того чтобы понять, сколько туристов можно принять одновременно на территории Алматы и агломерации. Такой статистики сейчас нет. По официальным источникам, у нас более 165 гостиниц, из них всего шесть пятизвездочных, определенное количество четырех- и трехзвездочных. Часть вообще не имеют категорию — такие вообще невозможно расценивать как место размещения. Наши ребята с фотоаппаратами и GPS-средствами ходят по городу и составляют базу того, что у нас есть.
Другая проблема — с хостелами. Во всем мире это популярное место размещения. Я поднимала с вице-министром культуры и спорта Аскаром Баталовым вопрос того, чтобы хостелы включили в закон о туризме. Сейчас они просто субъекты предпринимательства. У хостелов много проблем, прежде всего с финансированием, но мы не можем им помочь, потому что они не относятся к туристической отрасли.
— И все-таки можно хотя бы приблизительно понять, сколько туристов можно ожидать в Алматы?
— Нам сложно делать расчеты. Турция, например, смогла так поднять свою туристическую отрасль за счет определенного объема, и они могут планировать объем на следующий год. К ним сейчас из Восточной Европы хорошо едут, из Молдовы, в частности Кишинева, поставлены чартеры. Из Украины большой поток.
Мы не можем пока сказать, сколько иностранных гостей мы планируем привлечь. У Турции одна фишка — пляжный туризм. У нас их несколько. Мы планируем развивать гастрономический туризм, и мы будем выяснять, кому это интересно. Может быть, завтра потенциальным рынком станут европейские страны, где очень любят гастрономический туризм. Может быть, те же итальянцы будут приезжать на наши виноградники. У них сейчас проблемы со своими виноградниками, они могут погибнуть. Но привычка-то есть. А у нас есть производители вин, наши виноградники существуют еще с советских времен — знатоки поймут их ценность.
Китайцев, например, привлекает наш мед, они его баклажками покупают и везут домой. У них, видимо, проблемы с пасеками, наш натуральный мед им нужен для производства. Иранцы покупают технику. Те же телефоны из-за санкций у них стоят дороже. Иранцы покупают по одному-два и везут с собой. Индийцы покупают товары «все для дома», у них есть, но дорого.
У нас с 1 августа по 1 сентября проходил городской шопинг-фестиваль в 100 торговых точках. Планируем сделать под управлением туризма зимний шопинг-фестиваль. С 1 января до середины февраля в Алматы глухо — по заведениям, концертам, театральным постановкам. Хочу это изменить — сделать так, чтобы город жил, и активно. Чтобы люди к нам приезжали, покупали одежду, различные товары, ходили в рестораны. И чтобы местные компании, производители, продавцы, отельеры, рестораторы — все зарабатывали.