Что ждет страховой рынок в 2017 году
Победит в этой гонке тот, кто первым предложит оптимизированный продуктСтраховой сектор, как и весь финансовый рынок не смог избежать последствий проведенной в 2015 году девальвации и снижения экономического роста. Хотя по статистике, итоги года оказались не такими плохими, и некоторые сегменты показали неплохой рост. О том, что ждет страховой рынок в 2017 году и какие продукты станут драйверами для игроков в интервью «Капитал.kz» рассказал исполнительный директор АО «Страховая компания «Евразия» Шакир Иминов.
— Шакир, начнем с вопроса относительно развития страхового рынка страны в 2017 году… Каковы ваши ожидания?
— Динамика страхового рынка, на мой взгляд, будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций. Требования регулятора к компаниям будут ужесточаться, а появления новых быстрорастущих направлений на рынке пока не стоит ожидать. В конце 2017 года, мы считаем, что страховая отрасль снова будет хоть в каком, но в плюсе. Рынок в конце года покажет рост в лучшем случае на 8−10%. В тренде будут «коробочные» продукты.
С каждым годом все больше клиентов и агентов пользуются мобильными приложениями страховщиков, настраивают уведомления и переводят коммуникацию со страховой компанией в онлайн. Это чрезвычайно перспективный канал, который будет активно развиваться в ближайшие 3−5 лет и потребует от страховщиков вложений в создание IT-инфраструктуры и расширение сервисов. «Евразия» уже запустила онлайн-страхование и уже сейчас нам есть чем похвастаться.
— Какие вызовы будут актуальны для страховщиков в этом году?
— Обстоятельства, сложившиеся на отечественном рынке, не являются критическими, но определяют необходимость в появлении новых драйверов страхования как для юридических, так и физических лиц. Победит в этой гонке тот, кто первым предложит оптимизированный продукт по самому частому запросу.
В 2016 году страховые компании жаловались на низкую эффективность работы, хотя на самом деле цифры говорят о том, что страховой рынок заметно вырос. Отрасль выстояла в кризис, видны позитивные тенденции. Некоторые виды страхования даже продемонстрировали рост. По данным Национального банка, премии 25 страховых компаний по отрасли «общее страхование» за 2016 год составили более 282,5 млрд тенге. Таким образом, объем страховых премий оказался на 35,5% больше, чем в 2015 году. На фоне страховых премий обращает на себя внимание большое количество выплат. За 2016 год страховые выплаты выросли почти на 21% и составили свыше 81 млрд тенге против 67 млрд тенге в 2015 году.
Рынок в 2017 году будет работать в непростых условиях, но это не помешает его развитию. Одним существенным условием успешного развития страхования будет являться проведение страховщиками, СМИ, общественными организациями широкой просветительской работы среди населения и работодателей, раскрывающей сущность и механизмы реализации программ страхования. Активная работа в этом направлении поможет преодолеть общественное недоверие к страхованию и сформировать современную страховую культуру и цивилизованное отношение к страхованию, как универсальному средству накопления и защиты от рисков.
Предстоит еще много работы, но я убежден, что совместными усилиями мы справимся как с текущими, так и с будущими вызовами, и вместе построим современный и цивилизованный рынок, на котором страховщики смогут работать с интересом и в условиях прозрачности. В то же время мы понимаем, что этот рынок требует четких правил, нормативов, которые повысят его прозрачность как для надзора, так и для потребителя.
Сейчас же основным препятствием созданию такой системы является нежелание населения страховать свое имущество, тратя на это средства семейного бюджета. И здесь необходима работа государства по разъяснению преимуществ добровольного страхования как средства защиты имущества от чрезвычайных ситуаций.
— Тем не менее некоторые страховщики ожидают снижения числа игроков. Каково ваше мнение: уйдут или останутся?
— Мы не ожидаем консолидации страхового рынка, имевшей место в прошлых годах. В таких условиях с рынка в целом или из конкретных направлений бизнеса не будут уходить компании. Сейчас на рынке остались устойчивые и сильные игроки, которые смогут выжить за счет использования внутреннего потенциала и максимально эффективного управления рисками и убыточностью. Если кто и уйдет, то точно от безвыходности, при этом, не имея возможности выстраивать свою стратегию компании в такой рыночной ситуации, а кто-то по иным причинам, в основном из-за несоответствия требованиям регулятора.
— Какие страховые продукты станут драйвером роста для компаний в 2017 году?
— Полагаю, что лидерами среди продуктов страхования станут страхование грузов, страхование имущества, страхование ОС ГПО ВТС, АвтоКаско, страхование на случай болезни. Некоторые виды страхования, которые были не так продаваемы в 2016 году, ожидает стагнирование. Основными каналами продаж станут банковские сети, которые обладают огромнейшим клиентским потенциалом и будут являться наиболее приоритетными и в 2017 году. Также интерес клиентов будет сосредоточен вокруг максимально дешевых программ по страхованию имущества, в том числе «коробочных».
Мы призываем страховщиков «привыкнуть жить в другой реальности» — в реальности новых требований регулятора, новой оценки рентабельности бизнеса и всевозрастающей доли продаж через интернет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.