Государство
24.10.2016 · 08:18
Почему туристы не посещают городище Талхиз в Талгаре
Объект был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году
Я готова назвать имена тех, кто вымогает деньги у туристов
Какие проблемы обнажил завершившийся сезон рассказала Асель НуркебаеваПо-настоящему жарким выдался в этом году весенне-летний туристический сезон. Нестабильная политическая ситуация в ряде стран мира заставила понервничать и казахстанских туристов, и туроператоров. На этом фоне в сегменте выездного туризма случился серьезный всплеск на внутреннем рынке, что подтверждается конкретной статистикой. Но и здесь есть своя ложка дегтя. Каким было лето для участников туристического рынка и проблемы какого рода обнажил завершившийся сезон, деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Асель Нуркебаева, президент Ассоциации туристских агентств Казахстана.
— Асель, помнится, мы с вами встречались в преддверии начала весенне-летнего туристического сезона. Уже тогда вы были, что называется, в боевой готовности, понимая, что сезон будет нелегким. Прогноз, судя по событиям лета, сбылся…
— Но сезон случился в любом случае, хотя, бесспорно, был тяжелым. 12 октября мы официально закрыли туристический сезон, в этот день состоялся крайний рейс, и, можно сказать, все мы вздохнули с облегчением. Да, вы сами знаете, в этом сезоне очень остро стояли вопросы безопасности, как в Турции, так и в других странах мира. Даже у нас, в Казахстане, в частности в Алматы, возникли проблемы такого рода. Конечно, этот вопрос вышел на первый план при продаже туров, при осуществлении деятельности туроператорами и турагентами. Многие отказались от направления в Турцию вообще, с самого начала сезона. Другие как-то старались уезжать туда, когда более-менее все утихало. Вы знаете, многие туристы в разговорах между собой, да и в социальных сетях осуждали турагентства, мол, «вот, вам лишь бы продать, лишь бы деньги получить». Но люди должны понимать, что для нас это бизнес. Это та же работа, на которую мы должны ежедневно ходить, зарабатывать деньги для своих детей, семей. Поэтому, естественно, ситуация в мире сильно скорректировала этот сезон. Появились другие предложения. Можно сказать, мы были к этому готовы — к тому, что нужно будет предлагать другие направления. Потому что слишком много туристов негативно отнеслись к этому направлению.
— С Турцией все понятно, а что еще, какие события также повлияли на поведение рынка?
— Помните, были определенные очаги в Таиланде. Естественно, это Франция, там действительно непонятно, что произошло. Не меньше потрясла история с алматинским стрелком, когда человек вышел на улицу и начал стрелять. Никто от этого не застрахован, ни в какой точке мира. Что касается Турции, здесь ситуация была очень непростой. Так как в этой стране все было замешено на политике, то понятно, что все внимание было приковано именно к ней. Каждый, даже самый неосведомленный человек, отслеживал то, что там происходило.
— Какие тогда страны этим летом оставались «островками безопасности», куда в основном летали казахстанцы отдыхать?
— Ставили чартеры на Сочи, Батуми. Грузия вообще показывает очень хорошие результаты, у них реально развивается туризм, и наши туристы полюбили Грузию. Естественно, это европейские направления. Кыргызстан, Иссык-Куль. И вот что еще хочу сказать — на фоне событий в мире случился рост внутреннего туризма. Этой тенденции есть еще одно объяснение — прошлогодняя девальвация. Все-таки наш бизнес еще не встал с колен после ушедшего в свободное плавание тенге. Поэтому на рост числа внутренних туристов, конечно, также повлияла августовская девальвация.
— И это, кстати, подтверждают аналитические службы. По данным energyprom. kz, по внутреннему туризму в 1-м полугодии количество посетителей увеличилось на 5,8% в сравнении с прошлым годом. А по выездному — сократилось на 18%. Согласны с такими цифрами?
— Да, тенденция такая есть. Насчет снижения — однозначно, а вот по внутреннему туризму, по въездному пока еще статистики точной нет. Сейчас мы в начале пути. Мы стоим у истоков развития казахстанского въездного туризма. И уже здесь очень много «но». Тем не менее я думаю, что все мы вместе — с туристским рынком, с заинтересованными людьми, с государственными органами — сможем показать реальную статистику и реальный рост.
— Давайте поговорим о тех «но», которые сегодня препятствуют развитию внутреннего туризма, обозначим главные проблемы.
— К примеру, следующая ситуация. Сегодня все говорят о китайских туристах. Очень много туроператоров, которые и открывались для того, чтобы работать исключительно с китайскими туристами. Мы ездим за границу и видим оживление на рынке, идет даже какая-то конкуренция за туриста. И знаете, это радует. Если есть конкуренция, значит, нас стали воспринимать. Но существует следующая проблема: для китайцев ввели упрощенные ADS-визы. Однако несогласованность действий госорганов, когда МИД говорит одно, а МИР (министерство по инвестициям и развитию, — прим. ред.) говорит совсем другое, это плохо сказывается в конечном итоге на рынке.
Есть меморандум, где прописано, что групповая виза — это от пяти человек минимум и до 50 человек в одной визе, работает списочная система, все это упрощается. Один человек, представитель группы, идет в посольство Казахстана в Китае, в трех городах — в Урумчи, Пекине и Шанхае, и здесь возникает вопрос: какие документы должны сдать туристы? Этот момент упущен. Никто доподлинно не знает, какой список документов китайцы должны предоставить. И получается так, что по 10 раз они начинают возвращаться туда-сюда и доносить какие-либо бумажки. У нас было очень много встреч с китайскими партнерами. Есть недовольства. Есть даже такие разговоры: «Ребят, кому интересен ваш Казахстан в принципе, если у вас такие сложности с получением визы. Нам проще получить визу в Америку и улететь туда».
Я понимаю, что воля нашего правительства — развивать туризм, упрощать визовый режим, мы постоянно видим и слышим об этом в новостях. Я просто хотела бы, чтобы упрощали грамотно. Потому что нам, например, турфирмам, приходится на эти вопросы отвечать. Мы — продавцы, конечная точка между клиентом и туроператором. Это мы — встречающая сторона, а значит все вопросы к нам. Возникают разные случаи на границе, в аэропорту. Я всегда говорю правду и не побоюсь рассказать конкретные факты, когда у китайских и иранских туристов просто вымогали деньги. Могу предоставить и пограничникам, и КНБ всю информацию — когда это было, на каких рейсах и кто это делал. Вы знаете, туристы приезжают в нашу страну с надеждой, что они увидят что-то красивое. Так же, как и мы, когда едем за границу, мы находимся в предвкушении того, что сейчас шикарно отдохнем, все будет хорошо и никаких проблем. Иностранные коллеги, наши партнеры в той же Турции, делают все, чтобы казахстанские туристы ни о чем не думали во время отдыха, не переживали. А у нас как будто специально, с самого аэропорта начинают создавать проблемы. И тогда уже нет никакого настроения. Буквально вчера общалась с иранскими туристами. Деловые туристы, приехали в Шымкент на форум, привезли с собой брошюры для выставки. И с них за это взяли в аэропорту 300 долларов. Хотя это просто рекламная продукция, она не для продажи, а для раздачи. И очень было обидно, когда иранцы уезжали, прямым текстом нам сказали: «Спасибо, конечно, за все, но мы к вам больше не вернемся и посоветуем то же самое своим друзьям».
— Согласна с вами, обидно. Но тем не менее желание посетить Казахстан есть — это утешает. Читала такой прогноз, что в 2017 году драйверами развития въездного туризма в Казахстане станут Алматы и Северо-Казахстанская область. Что думаете? С какой целью чаще всего приезжают иностранные туристы в нашу страну?
— Вы знаете, Алматы как наиболее инфраструктурно развитый город может предложить многое туристам. И иностранным, и казахстанским. Здесь все относительно. Есть определенное деление на рынке, когда для китайских туристов, которых сейчас, как я уже сказала, очень много, для них интересны и Алматы, и Восточный Казахстан, и юг, и север. То есть мы не можем говорить, что Алматы и СКО — только эти направления будут точно развиваться. Когда мы продаем наш турпродукт, мы его формируем специально под определенного туриста. Если это россияне, то, естественно, их больше интересует отдых на озерах, на реках, в частности, в Боровом. Туда они ездят через границу на собственных машинах. Это их предпочтения. Например, туристы из Ирана любят Алматы, потому что здесь очень много торговых центров плюс классная природа, пятизвездочные хорошие гостиницы, много ресторанов. И знаете, здесь даже природа может быть не в такой мере важна, как-то, чтобы вкусно покушать, куда-то сходить, обязательно что-то купить. Поэтому нельзя сказать, что что-то будет развиваться быстрее, а что-то нет. Это все зависит от нас, от того, что мы будем предлагать и кому.
— Давайте поговорим в целом о положении отрасли. Что думаете об инициативе руководителя управления туризма и внешних связей Алматы Тимура Дуйсенгалиева, который предложил создать в Казахстане министерство по туризму. Нужно ли вам отдельное отраслевое министерство?
— Мы уже несколько лет бьемся за это. Разговоров очень много было, и хорошо, что Тимур Талашевич озвучил наши потребности. Мы сейчас находимся в министерстве по инвестициям и развитию в виде департамента. До этого были в комитете, его упразднили. То есть несколько лет подряд нас перемещали из одного ведомства в другое. Хотелось бы, чтобы уже было что-то укрупненное. Министерство туризма должно быть. Например, в Дубае есть министерство туризма и древности, связанное с культурой, в Турции — министерство культуры и туризма. Это все министерства, не департаменты. В присутствии в МИРе есть, конечно, свои плюсы. Но если бы было отдельное министерство, тогда к туризму относились бы гораздо серьезнее. Как это делается в других странах. Вы знаете, если это все-таки случится, я думаю, рост будет незамедлительным, сразу будут итоги и конкретные показатели.
— Какие тогда проблемные моменты обозначите вы, как руководитель профильной ассоциации?
— Если говорить о развитии въездного туризма, то, конечно, это визовый вопрос. Следующий пункт — помощь бизнесу со стороны правительства именно в организации туризма, в развитии инфраструктуры. Сейчас у бизнеса есть желание развиваться, вкладывать деньги в строительство тех же гостиниц, ресторанов, что-то интересное придумывать для туристов. Но если поддержки правительства не будет, бизнес устанет вкладывать деньги и у него пропадет желание. А если в виде того же министерства будет поддержка правительства напрямую, не через департамент, не в рамках другого министерства, это сразу будет ощутимо. Нам, повторюсь, нужно укрупниться, причем срочно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.