В завод по производству лифтов в Алматы вложено 150 млн тенге
Максим Телицкий рассказал, с кем намерен сотрудничать завод ТОО «Алматылифт»Компания «Алматылифт» на рынке почти полвека, все это время она занималась закупкой и монтажом лифтового оборудования. Три года назад акционерами организации был сделан стратегический шаг. Они приняли решение не ограничиваться приобретением иностранных лифтов и осенью 2016 года запустили в Алматы завод по производству лифтов. В эксклюзивном интервью корреспонденту делового издания «Капитал.kz» заместитель генерального директора ТОО «Алматылифт» Максим Телицкий рассказал, с кем намерен сотрудничать завод, насколько лифтовой бизнес маржинален и какие проблемы есть на рынке лифтовых услуг.
- Максим Львович, сколько компаний работает на рынке лифтовых услуг?
- В Алматы и Алматинской области более 40 лифтовых компаний, из них около 30 мелких, открытых в форме ИП. В целом все лифтовые организации только поставляют, монтируют и обслуживают лифтовое оборудование, а не занимаются производством лифтов. В основном лифтовые компании конкурируют между собой за счет ценовой политики, а также через представленный ими ассортимент лифтов.
- Какую долю «Алматылифт» занимает на рынке?
- Наша компания работает на рынке 42 года, «Алматылифт» – одна из самых крупных лифтовых организаций Казахстана. Большинство лифтовых компаний на рынке работают как посредники, мы постепенно отходим от этой схемы. Схема работы многих игроков лифтового бизнеса выглядит так: есть заказчик на лифты, от него принимается заказ, лифт или лифтовое оборудование заказывается за рубежом, импортируется в Казахстан, монтируется и забирается на обслуживание. Если основываться на посреднической схеме, то наша компания с учетом дочерних компаний занимает около 60% казахстанского рынка. По обслуживанию лифтов в Алматы и Алматинской области мы занимаем примерно 70% рынка. В настоящее время на обслуживании находится 3 тыс. лифтового парка города.
- В какой стране закупаете лифты?
- В настоящее время преимущественно работаем с Китаем, так как там расположены все крупные брендовые заводы: Otis, Kone, Thyssen, Mitsubishi, Shindler, Fuji и т.д. Качество выпускаемой ими продукции ничем не уступает европейской, а по цене значительно дешевле. Всего в Поднебесной функционируют более 400 лифтовых заводов.
- Сколько стоит такое оборудование?
- Цена зависит от бренда лифта, объема закупаемой партии, количества остановок, грузоподъемности, отделки и других технических характеристик. Брендовый лифт, предназначенный для стандартного девятиэтажного дома, грузоподъемностью 1 тыс. килограмм, который облицован стандартной нержавеющей сталью, стоит около 12 млн тенге – это стоимость без монтажа. Установка лифта обойдется в сумму не более 1,5 млн тенге. Лифты менее известных марок с такими же техническими характеристиками стоят дешевле – около 9 млн тенге, с установкой – 10,5 млн тенге.
- Рассматривали ли вы варианты импорта лифтов не из Китая, а из других стран?
- В целом рассматривали. Лифтовые заводы есть в Южной Корее, Турции, Беларуси, России. Но считаем, что цена лифтов, которые производят эти заводы, не соответствует их качеству.
- В акимате Алматы сообщили, что впервые в Казахстане было запущено производство лифтов и этим займется «Алматылифт». Между тем, насколько я помню, в Казахстане уже работают заводы, выпускающие лифты…
- Тот завод, который был открыт под Астаной, и тот завод, который работает в Павлодаре, – они не занимаются как таковым производством лифтов, это сборочные цеха. Такие цеха не имеют в своей продукции надлежащую долю казахстанского содержания, чтобы называться отечественными производителями. Все комплектующие и составляющие для лифта вплоть до болтиков импортируются ими из-за рубежа. Между тем 6 сентября наша компания с участием акима города Алматы запустила завод по производству пассажирских и грузовых лифтов, казахстанское содержание в которых составляет 60,6%. В течение трех лет мы планируем увеличить долю казахстанского содержания до 70-80%. Производительная мощность завода – 1 тыс. лифтов в год. Для запуска производства мы набрали 30 казахстанских специалистов. Общая площадь завода составляет 2,5 тыс. квадратных метров. Все наши специалисты прошли годовое обучение на заводах Fuji, их обучали, как работать на таком же оборудовании, которое сейчас установлено у нас в цехах. На заводе используется современное передовое высокотехнологичное оборудование. Все процессы проектирования и производства компьютеризованы.
- Когда к вам пришла идея открыть завод?
- Идея открыть завод по производству лифтов пришла 3 года назад, цех будет работать в Алматы на территории 1,3 га. Мы давно хотели использовать эту территорию по назначению, до этого на ней были склады и цех, работающий в основном для поддержания сервиса.
На начальном этапе планируем покрывать рынки Алматы, Алматинской области, а также Южного Казахстана. Наш завод преимущественно будет производить лифты для типового жилья, которое будет возводиться в рамках реализации государственных программ.
- Вы будете осуществлять и монтаж лифтов?
- Конечно, мы предоставляем весь спектр услуг от проектирования и производства до технического обслуживания и продажи запасных частей к лифтам.
- Вы же понимаете, что рынок социального жилья будет насыщаться достаточно быстро…
- Мы не только работаем в сегменте социального жилья, мы также имеем большой опыт работы и на объектах элитного жилья, в гостиничных комплексах, торговых центрах, административных зданиях, а также на стратегических объектах, таких как аэропорты, ж/д вокзалы и т. д.
На нашем заводе широкий ассортимент лифтов, у нас есть возможность по обеспечению наших клиентов лифтовым оборудованием в любом сегменте строительства. Пассажирские, панорамные, грузовые, больничные и коттеджные лифты, производимые нашей компанией, рассчитаны как для жилых и коммерческих зданий, так и для административных учреждений, больниц, торговых центров, коттеджей и т. д. В течение двух лет планируем запустить производство эскалаторов. Это связано с тем, что при строительстве торговых центров заказчик хочет, чтобы лифты и эскалаторы были одной марки и чтобы их обслуживала одна компания.
- Привлекали ли вы при запуске лифтового завода иностранный капитал?
- Нет, не привлекали. При производстве мы заимствовали только технологию компании Fuji.
- Почему выбор пал именно на Fuji?
- Мы начали переговоры с заводами, которые размещены в Китае, два года назад, но все-таки решили более плотно сотрудничать именно с Fuji. Около шести лет работаем с этой компанией, и все эти годы активно продаем их лифтовое оборудование. Также с Fuji были достигнуты договоренности по поставке в лизинг комплектующих для производства лифтов. Речь идет об электрической части и системе безопасности. Металлоемкое оборудование для лифта мы производим на своем заводе – это кабина, двери, подлебедочная рама, рама противовеса, груза противовеса и т. д. Ранее все эти металлоемкие составляющие мы приобретали у лифтостроительных заводов за рубежом.
- Где приобретаете остальные комплектующие для производства?
- Металл покупаем в Караганде. Например, краску, тросы – в Алматы.
- Сколько лифтов вы намерены производить?
- Производственная мощность нашего завода составляет 1 тыс. лифтов в год. Для примера, в Китае есть лифтовые заводы, которые в год производят от 5 до 50 тыс. лифтов. Мы намеренно не стали открывать более крупный завод, иначе он стал бы нерентабельным. Чтобы лифтовое производство было наиболее выгодным, как минимум в год нужно продавать по 2-3 тыс. лифтов, казахстанский рынок не сумеет поглотить весь этот объем. У рынка Казахстана годовая потребность в лифтах ограничивается в пределах 1,5-1,7 тыс. В настоящее время «Алматылифт» с участием всех дочерних компаний ежегодно продает и монтирует порядка 250-300 лифтов иностранного производства – все эти лифты полностью реализуются. Это данные по нашей компании, не считая дочерних. За счет открывшегося производства мы планируем нарастить продажи лифтов до 500 единиц ежегодно. Повторюсь, изначально нам интересен южный регион Казахстана, такие города, как Тараз, Шымкент, Кызылорда, позже планируем покрыть и другие регионы страны.
- Была ли у вас пробная партия лифтов?
- Да, в прошлом году мы выпустили и засертифицировали 16 пробных лифтов.
- Почему решили наладить производство лифтов именно в Казахстане?
- Во-первых, на наше решение повлияло вступление республики в ЕАЭС и введение с этим дополнительных пошлин на ввоз лифтового оборудования. Во-вторых, после того как тенге отпустили в свободное плавание, в Казахстане и Китае сравнялись зарплаты. В-третьих, если в Казахстане будет налажено производство лифтов, это ощутимо уменьшит сроки монтажа лифта и сэкономит денежные средства заказчика.
Например, если заказывать лифтовое оборудование через Китай, то срок поставки лифтов из Поднебесной в Казахстан в среднем занимает 10-12 недель, при этом необходимо произвести 100%-ную предоплату. Плюс к этому монтаж лифтов занимает около 5-6 недель. То есть полный цикл от заказа лифта до его установки составляет примерно 18-20 недель.
В настоящее же время при наличии собственного производства мы можем изготовить и смонтировать лифт за 10-12 недель, при предоплате 30%. Сжатие сроков происходит за счет поэтапного монтажа лифтового оборудования на объекте, то есть начать установку лифтового оборудования мы можем уже тогда, когда лифт еще находится на стадии производства. При этом у заказчика нет необходимости замораживать денежные средства в размере 70% от стоимости лифтов. К тому же, когда производство лифтов находится в Казахстане, у заказчика появляется возможность получать своевременную сервисную поддержку, так как комплектующие к лифтам всегда в наличии. При наличии брака либо выходе из строя у лифта запасных частей можно устранить данную проблему в течение 1-2 дней, тогда как для устранения неполадок у лифтов импортного производства потребуется как минимум 2-3 недели.
- Сколько было инвестировано в производство лифтов?
- Всего в производство было инвестировано 300 млн тенге – из них 150 млн тенге было предоставлено ФРП «Даму» в рамках «Дорожной карты бизнеса 2020», 150 млн - собственные средства.
- Какова себестоимость одного лифта у «Алматылифт»?
- С установкой себестоимость лифта в среднем составит 9 млн тенге – это лифты грузоподъемностью 1 тыс. килограмм, которые облицованы крашеной сталью.
- Можно ли говорить о том, что вы откажетесь от закупа импортных лифтов?
- Мы не можем полностью отказаться от импорта лифтов, потому что на брендовые лифты есть свои покупатели. Руководство таких крупных гостиниц, как Hilton, Rixos, Kempinski, хочет видеть у себя только международно признанные бренды.
- В какие из известных гостиниц вы устанавливали лифты?
- Наша компания монтировала лифты в гостиницы RahatPalace, RixosKhadishaShymkent, Kempinski, «Отрар», сейчас уже достигнута договоренность с Hilton. Везде использовалось оборудование известных марок.
- А как насчет торговых центров, они тоже предпочитают брендовые лифты?
- Да, многие владельцы ТРЦ хотят видеть у себя лифты известных марок.
- Как на вас повлияло резкое ослабление тенге, которое было в августе 2015-го? - Корректировка курса повлияла на строительные компании, обороты застройщиков снизились. Соответственно это отразилось и на нашей организации. Если в 2014 году мы без дочерних компаний продали 250 лифтов, в 2015 году – около 200. В этом году на данный момент мы реализовали только 150 лифтов. Предполагаю, что в 2016 году объем продаж лифтов увеличится до 300. К тому же за счет ослабления тенге иностранное оборудование в тенговом эквиваленте подорожало в два раза.- Конечно, мы беседовали с заводами, они пошли на уступки по ценам. Заводы, которые находятся в Китае, установили цены на лифты на 30-40% ниже по сравнению с теми, что были до корректировки курса тенге.
- Насколько прибыльна ваша деятельность?
- В основном наибольшую часть прибыли наша компания получает за счет установки лифтов и их дальнейшего обслуживания. Продажа импортных лифтов практически не приносит прибыли, так как имеются всевозможные непредвиденные потери и риски. Так как расчеты с зарубежными заводами производятся в иностранной валюте, то даже незначительное ослабление тенге может не только обнулить нашу маржу, но и в значительной степени загнать нас в убыток. Помимо валютных рисков, есть и другие проблемы: лифтовое оборудование при импорте в Казахстан может повредиться, его могут притормозить на границе и произойдет задержка в поставке – все это также влияет на уровень маржинальности нашего бизнеса.
- Какие у вас обороты?
- В 2014 году прибыль компании составила 1,3 млрд тенге, в 2015 году – 1,5 млрд тенге. Текущий год планируем закрыть с прибылью 1,8 млрд тенге. Обороты растут в основном за счет того, что с каждым годом объем лифтов, находящихся на обслуживании у нашей компании, увеличивается.
- Когда планируете окупить производство лифтов?
- Надеемся, что в 2017 году, максимум через три года. Все будет зависеть от темпов строительства в Казахстане. Если, к примеру, остановятся государственные программы по строительству, то это очень негативно повлияет на наш бизнес.
- Давайте перейдем к тарифам на обслуживание лифтов…
- В настоящее время жильцы многоквартирных домов оплачивают за лифт согласно жилищному законодательству РК в зависимости от квадратуры полезной площади своей квартиры. Общегородской тариф установлен на уровне 11,3 тенге с квадрата.
- Есть ли необходимость в повышении тарифа?
- Есть, но тарифную политику утверждает Агентство РК по защите конкуренции. Тариф за обслуживание лифтового оборудования в 11,3 тенге стабильно держится на одном и том же уровне уже более трех лет. А за это время прошло уже несколько девальваций. Возможно, в следующем году мы будем вынуждены обратиться в госорганы, чтобы они пересмотрели тарифы.
- Какой тариф был бы наиболее оптимальным?
- Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, все зависит от масштаба жилого комплекса. Например, если на одной точке сосредоточено около 30-40 лифтов, то их обслуживание обходится дешевле, чем обслуживание одного лифта в одном доме. Если основываться на моем опыте, то можно сказать, что в более дорогих жилых комплексах, где отношение жителей к лифтовому оборудованию более бережное, установлены камеры видеонаблюдения, а также имеется охрана и ограничение доступа, лифты работают лучше и компания несет меньшие затраты.
- Кстати, сколько составляет средний срок эксплуатации лифта?
- Срок службы лифта не превышает 25 лет, по истечении этого срока лифт нужно менять на новый, либо производить его модернизацию, а именно замену всех основных узлов и систем безопасности.
- Кто отслеживает состояние лифтов?
- Состояние и срок службы лифта должен отслеживать собственник здания, в жилом секторе, как правило, это КСК, либо управляющая компания. Также за лифтовым хозяйством следит Комитет индустриального развития и промышленной безопасности, потому что лифт – это источник повышенной опасности. Ежегодно каждый лифт проходит перерегистрацию в данных органах, оцениваются работа лифта, степень его износа.
- Насколько лифтовой фонд Алматы изношен?
- Есть такие лифты, которые работают в городе уже более 35 лет. В настоящее время в городе Алматы свой срок отработало уже более 1300 лифтов, и эта цифра с каждым годом растет. Согласно законодательству РК лифты, так же как и лестничные марши, подвалы, чердаки, являются общей совместной собственностью жильцов. Собственники жилых помещений обязаны участвовать в общих расходах и содержать общее имущество в исправном состоянии. В настоящее время государство планирует возобновить программу модернизации и в течение трех лет заменить большую часть аварийных лифтов. Когда действовала программа модернизации, мы за два года заменили около 15 лифтов по Алматы – их срок эксплуатации продлен еще на 25 лет. Кстати, модернизация лифта обходится на 30% дешевле, чем его полная замена.
- В 2015 году в СМИ проходила информация, что крупные лифтовые компании возмущены тем, что по законодательству монтаж лифтов могут осуществлять организации, которые не имеют лицензии на данные работы. Изменилась ли как-то ситуация?
- На данный момент ничего не изменилось, но этот вопрос обсуждается, прорабатывается законопроект. В настоящее время обсуждается вопрос о том, чтобы выдача разрешения на монтаж и техническое обслуживание лифтов согласовывалась с союзом лифтовиков. Встречаются такие ситуации, когда монтаж лифтов осуществляют те организации, которые не имеют соответствующей квалификации и надлежащей материально-технической базы. Обычно такие компании нанимают застройщики, пытаясь чуть-чуть сэкономить.
В целом согласно действующему законодательству лицензии делятся на 3 категории ответственности. Первая категория лицензий дает право застройщику или лифтовой компании работать на объектах любой сложности, любой этажности. Вторая категория подразумевает, что организация может монтировать лифты на объектах, этажность которых не превышает 12 этажей. Третья категория с самой низкой степенью ответственности позволяет работать в трехэтажном доме. Но в то же время в законодательстве подчеркивается, что лифтовые компании могут монтировать лифты по договорам субподряда на объектах, требующих лицензию вышей категории, чем у них имеется. Иными словами, мелкие лифтовые копании прикрываются лицензией застройщиков. Так как такие лифтовые организации не имеют достаточной квалификации, а застройщики, как правило, не имеют никакого опыта монтажа лифтов и не могут проверить качество монтажа, лифтовое оборудование начинает работать со сбоями и быстро выходит из строя, что может привести к возникновению несчастных случаев.
Также возникают проблемы и с техническим обслуживанием лифтового оборудования. Маленькие нелицензируемые компании, в основном это ИП, за счет необоснованного занижения цен забирают лифты на обслуживание. Как правило, в течение года они не производят на лифтах никаких видов работ, а по истечении данного времени бросают объект, и тут начинаются проблемы. В итоге застройщики или владельцы объектов обращаются к более крупным и добросовестным лифтовым компаниям, однако зачастую уже поздно. Мы, например, зачастую отказываемся от обслуживания таких лифтов, так как большая часть оборудования из-за отсутствия надлежащей технической поддержки приходит в негодность и требует замены.
- Насколько часто в Алматы фиксируются случаи летального исхода пассажиров лифтов?
- Если же говорить в целом о Казахстане, то в среднем в год фиксируется от 2 до 5 несчастных случаев на лифтах, связанных, как правило, с несоблюдением техники безопасности при производстве монтажных работ, правил пользования лифтом, а также неисправностью лифтового оборудования. Такие происшествия не всегда афишируются.
- Кстати, как вы считаете, должно ли государство субсидировать казахстанское производство?
- В настоящее время государство много делает для поддержки местного производства. Существует множество программ для открытия собственного производства. Однако у отечественных производителей не всегда получается сбыть свою продукцию в таком количестве, чтобы его производство было рентабельным. Поэтому, на мой взгляд, было бы хорошо, если государство будет оказывать поддержку и при сбыте продукции, как, к примеру, это делается в Республике Беларусь. В Беларуси либо вообще запрещен ввоз всех тех товаров, которые производятся у них, либо установлена такая импортная пошлина, что ввозимый товар автоматически становится неконкурентоспособным. Возможно, и должна быть конкуренция, но конкуренция между отечественными производителями, а не посредниками с иностранными товарами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.