На рынке интернет-коммерции время солировать государству!
В 2016 году объем рынка электронной коммерции в Казахстане превысит $3,5 млрдВ 2016 году объем рынка электронной коммерции в Казахстане превысит $3,5 млрд. А дальнейшая работа с населением страны, особенно жителями регионов, по популяризации интернет-покупок будет способствовать формированию еще более высокого показателя и интереса к интернет-магазинам. Такой прогноз озвучивал президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин еще в 2009 году. Сегодня вместе с корреспондентом «Капитал.kz» глава профильной ассоциации попытается понять, сбылся ли его собственный прогноз и насколько оправданы ожидания относительно дальнейшего бурного развития интернет-сегмента.
- Константин, давайте оценим ваши таланты оракула. Семь лет назад вы прогнозировали, что объем современного рынка электронной коммерции составит $3,5 млрд. Сбылся ли этот прогноз?
- На тот момент электронная коммерция в нашей стране только зарождалась. Почему я делал этот прогноз? Мне нужно было обосновать для инвесторов вложения в процессинговый центр. Можно сказать, что сегодня рынок равняется порядка $3 млрд, из них 800 млн – это деньги, которые казахстанцы тратят здесь, и порядка двух миллиардов они потратили за рубежом. Если говорить в целом, то вроде бы все состоялось. На самом деле мои прогнозы были более чем консервативными, рынок вырос гораздо больше. Но не надо забывать, что с 2009 года случилось уже три девальвации в нашей стране. И если бы мы эти прогнозы делали не в долларах, а в тенге, то сейчас возможный рост был бы намного выше. Поэтому, если отвечать на ваш вопрос – да, прогнозы более чем подтвердились и рынок развивается так, как он и должен развиваться.
- Даже несмотря на череду девальваций?
- Да. Более того, если бы не девальвации, мои прогнозы были бы в три раза занижены. Единственное, есть такой момент. Когда мы считали рынок, предполагали, что деньги казахстанцами будут потрачены в отечественных магазинах. Но, как показала практика, местные предприниматели и местные инвесторы до сих пор еще достаточно слабо верят в наш рынок. Иностранные интернет-магазины у нас отъели солидную долю. Но не все так плохо. Если в 2011 году в казахстанских магазинах оставалось только 15% денег, в 2014 году этот процент составил 30%, то сейчас, к 2016 году, я так думаю, мы подойдем к 45-50%. Постепенно отвоевываем у иностранцев рынок.
- Как игроки рынка пережили августовскую девальвацию?
- Мы к ней готовились, я имею в виду Ассоциацию казахстанского интернет-бизнеса. По опыту Украины и России видно, что после девальвации наступает некоторое затишье, а потом идет рост пользователей в интернете. Позже мы увидели это и в Казахстане. Да, сначала был небольшой шок, люди были ошарашены, доходы у них уменьшились в два раза, но потом они стали понимать – дешевле всего покупать в интернете. Здесь действительно проще выбирать, находить оптимальные с точки зрения цены и качества товары и услуги. Нужно понимать, что если вы осуществляете покупку в интернете, вы от цены, которая имеется в обычном магазине, получаете меньше на 3-5%. Это очень удобно. И плюс доставка в течение дня. Все это очень здорово, согласитесь.
Мы видим, что казахстанцы повели себя ровно так же, как россияне и украинцы. Они стали больше выбирать и заказывать в интернете. В результате девальваций посещаемость у сайтов интернет-магазинов значительно увеличилась.
- Нет худа без добра, как говорится. А помимо девальваций, есть ли еще какие-либо знаковые факторы, которые произошли на рынке и определенным образом повлияли на его развитие?
- В 2016 году запустились, наконец, мобильные платежи. То есть появилась возможность оплачивать покупки в интернет-магазинах со счетов на мобильном телефоне. Мы очень долго это дело отстаивали, с нашей ассоциацией работают два мобильных оператора и они пришли как раз для того, чтобы лоббировать этот момент в законодательстве. Везде в мире это уже разрешено, но наши банки опасались конкуренции со стороны мобильных операторов и поэтому не давали такую возможность. Но были найдены другие пути в законодательстве, и все это запустилось.
Технология мобильных платежей рассматривалась нами как способ оплатить некие эмоциональные покупки – когда вы только что что-то увидели, захотели купить и купили. Это из последних событий. Теперь если говорить о рынке в целом, то мы сейчас видим, что люди стали больше ходить в интернет и что на наш рынок все больше и больше обращают внимания зарубежные игроки.
- Давайте поговорим о кибержуме – вашем детище. Имеет ли этот инструмент сегодня успех?
- Кибержума – это, можно сказать, американское изобретение. Когда мы в рамках Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции продумывали эту идею, мы взяли за основу американский киберпонедельник. Это один день в году, когда товары в интернете значительно дешевле, чем они находятся в офлайне. Это делается для того, чтобы как можно больше людей сделали свою первую покупку. Есть такая статистика, что человеку, для того чтобы купить в первый раз что-либо в интернете, нужно быть в нем порядка двух лет. То есть вначале это социальные сети, развлечения, потом это поиск, потом что-то еще и постепенно он начинает думать – «ага, ну-ка, попробую что-нибудь еще купить». И вот кибержуму мы делаем для того, чтобы это «ага, давайте я куплю» быстрее попытались сделать максимальное количество людей. Им приходит товар, они видят, что их никто не обманул, и начинают этим пользоваться.
В 2013 году мы провели свою первую кибержуму, я считаю, тогда она уже была успешной. Для нас ключевые показатели, на которые мы смотрим, – это, первое: сколько новых интернет-пользователей совершили покупки в магазинах, потому что там всегда есть история и они понимают, кто уже покупал, а кто новый клиент. И второй момент – это сумма, на которую купили, а также посещаемость. Если в первую кибержуму на сайте лидера казахстанского интернет-рынка – Lamoda – за один день было сделано более тысячи заказов, то уже через два года та же Lamoda впервые получила три тысячи заказов. То есть с 2013 по 2015 годы произошел рост в три раза.
- А как с интернет-грамотностью обстоят дела? Ведь далеко не все понимают, как приобрести тот или иной товар?
- Как говорят наши интернет-магазины, для них кибержума всегда своего рода проверка на прочность. Идет большой трафик, причем приходят люди, которые раньше ни разу не покупали, поэтому увеличивается количество звонков с такими простыми вопросами, как «что делать, как мне положить товар в корзину», «где найти корзину?» и так далее. То есть людям это надо объяснять, говорить. Факт в том, что мы четко понимаем, кибержума успешна. Все магазины, которые участвуют, отмечают увеличение посещаемости и покупок.
Кибержума – это успешный кейс, но таких кейсов надо больше. Нужно все-таки участие по линии профильного министерства, нужно повышать активность людей. Интернет-покупки интересны со всех сторон. Государству – тем, что, когда человек покупает в интернете, он уходит от нала. И, соответственно, интернет-магазин, хочет он этого или нет, заплатит эти налоги, потому что все проходит по счетам. Когда человек покупает через интернет, он как раз развивает электронную коммерцию, помогает расти рынку, показывает, что он уже экономически состоялся. Ну и, соответственно, для интернет-магазина это выгода. Чем больше будет оборот у интернет-магазинов, тем выгоднее будет товар для клиента.
- К вопросу о том, что государство в лице профильного министерства должно взять на себя определенную нагрузку. Ваша ассоциация работает в этом направлении, доносит нужную информацию до нужных кабинетов?
- Да, у нас есть несколько направлений, которые мы всегда продвигаем. Ключевое, для чего мы создавались, – это изменения в законодательстве. В принципе из года в год мы добиваемся определенных вещей. Например, в этом году, как я уже сказал, – электронная коммерция. В прошлом году – электронные счета-фактуры. За год до этого – закон об электронной коммерции. В этом году мы для себя поставили цель – как можно больше интернет-магазинов завести в парк информационных технологий. У нас есть специально созданная нашим президентом свободная экономическая зона в парке информационных технологий, но почему-то так сложилось, что интернет-магазины в него не попадают. И для нас это некий нонсенс. Мы видим, что есть налоговая зона, где интернет-магазины могут экономить и вкладывать сэкономленные деньги в свое развитие. Но нас, повторюсь, почему-то туда не пускают. Поэтому мы сейчас прорабатываем вопросы с ПИТом о том, чтобы все-таки решить этот момент. Плюс ко всему мы делаем рейтинги. Раз в год мы считаем крупнейшие интернет-магазины, мобильные приложения, чем люди вообще пользуются, как, насколько активно, кто их разрабатывает и так далее. Мы с этого года будем считать веб-студии, стартапы, инвесторов. То есть это пять рейтингов, которые мы делаем для популяризации интернета, интернет-бизнеса в нашей стране.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.