Е-commerce в Казахстане расцветает на почве кризиса
Каково самочувствие участников рынка электронной коммерции? Стали ли инвесторы жаднее? Какие стартапы готовятся покорять Казнет?Рынок электронной коммерции в Казахстане последние годы набирает темпы роста. Обороты уже перевалили за 700 млн долларов. Грянувший кризис, конечно, внес свои перемены: с февраля интернет-магазинам запретили ставить долларовые цены, вопрос о введении налога с продаж в интернете затягивается, IT-ивентов стало заметно меньше. Однако на сложившуюся динамику рынка все это никак не повлияло. Напротив, кризис показал, что именно этот сегмент рынка сегодня наиболее перспективен, появились новые возможности для роста онлайн-торговли. О состоянии и проблемах e-commerce в нашей стране корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с главой Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, руководителем школы iStartUP Константином Горожанкиным.
- Каково самочувствие участников рынка e-commerce?
- Как это ни странно, электронная коммерция сейчас набирает обороты. Продолжает набирать. И, на мой взгляд, кризис даже стал толчком для е-коммерса. Например, в Украине и России, где это раньше произошло, вначале было какое-то затишье, то есть люди привыкали к новому курсу, а потом очень активно народ пошел в интернет. Чем это объясняется? Люди, когда становится меньше денег, начинают принимать более рациональные решения, начинают сравнивать. Интернет – наилучший ответ на вопрос, где дешевле купить. Поэтому мы сейчас видим, что в ряде сервисов очень большой рост. Из тех проектов, которые ведет Ассоциация, Ticketon за прошлый год вырос более чем в три раза за год, это притом что сфера кино упала - просто через интернет люди стали покупать билеты чаще.Они могут выбрать, где дешевле кинотеатр, и идут в этот кинотеатр. Второй пример – магазин шин и дисков Gepard. Январь 2015 года к январю 2016-го - рост в 6 раз. Опять же люди экономят, начинают больше искать в интернете и идут туда, где дешевле. То есть, отвечая на ваш вопрос, с точки зрения интернета, по крайней мере крупных магазинов-лидеров рынка, е-коммерс однозначно идет вверх.
- Как же меняется оборот электронных денег в Казахстане?
- У нас есть цифры по 2014 году – это порядка 800 млн долларов. По 2015 году цифры еще не подбивались - сейчас налоговая отчетность до середины марта, и после этого мы, как обычно, будем собирать рейтинг. 2014 год вырос к 2013-му в долларах на 43%, в тенге - на 70%. По моим расчетам по этому году, я думаю, рост будет такой же, понятно, что в долларах несколько меньше ожидается рост, в тенге примерно на уровне 70%.
- Где сегодня искать инвестиции на стартап? Стали ли инвесторы жаднее?
- Знаете, у меня всегда было ощущение, что денег в Казахстане гораздо больше, чем стоящих проектов. Реально хороших стартапов мало, и за ними гоняются инвесторы. Денег меньше не стало, их стало только больше! Обратите внимание, что сейчас с рынком недвижимости, куда обычно шли инвестиции. Недвижимость встала, и, получается, остается либо вкладывать в акции каких-то зарубежных стран, или все-таки открывать бизнес. Поэтому с точки зрения стартапов сейчас золотое время. Очень много людей с деньгами, которые готовы во что-то вложиться. Сейчас мы в iStartUP-школе как раз определяем десятку, которую будем готовить в этом сезоне. И, например, в прошлом сезоне половина проектов получила инвестиции, никогда у нас так успешно не было. Я думаю, в этом году даже еще больше будет проектов успешных.
- Как оценивать риски, инвестируя в стартап?
- У нас на рынке очень много «неправильных» денег, люди совсем не понимают, что значит инвестировать в стартапы, они ждут – мы сейчас вам дадим деньги, заключим договоры, и, значит, через год хочешь-не хочешь отдавай, плюс мои 20 процентов. Так не работает. Здесь рисковые инвестиции, и надо это инвесторам объяснить. Вменяемого инвестора мы выводим на стартап, кто невменяем, мы их отрезаем – нет, ребята, идите инвестируйте в нефть, газ, сельское хозяйство. Мы помогаем вложить деньги в грамотный проект и сделать меньше ошибок. Есть стартапы, которые мы называем «грантогрызы». Государство периодически выделяет гранты на такие вещи, и многие люди набили на этом руки, красиво пишут бизнес-планы, но это все не работает, хотя и идет под гранты. Вот таких ребят мы не пускаем на инвесторов.
- Вы сказали, наступает золотое время. А для каких интернет-сервисов?
- Покупатель меняется. Люди однозначно сейчас смотрят на более дешевое, чем на более качественное. Они отказываются от развлекательных сервисов в пользу сервисов первой необходимости, поэтому, я уверен, что если сейчас будут запускать грамотные интернет-аптеки с возможностью сравнения цен на лекарства во всех аптеках города и тебе доставят домой – это плюс. Потом – продукты питания. Если появится сервис, который будет сравнивать продуктовую корзину в разных магазинах и с доставкой, его ждет успех. Мне, например, это было бы интересно в сегменте спортивных товаров. У нас там еще нет лидера. В сегменте фитнес-центров. Такие агрегаторы позволяют экономить деньги и время. И это могло бы быть успешным. У нас же куча еще незакрытых сегментов е-коммерса!
Если говорить о том, куда сложно выйти, однозначно это одежда. Очень крупные российские игроки Lamoda, KupiVip, WildBerries съели этот рынок, и там Казахстан уже не поместится. Рынок, который съел Казахстан, – это бытовая техника. Тут уже, наоборот, иностранцам не зайти, потому что наши крупные сети вышли: Sulpak, Технодом, Планета электроники – у всех есть интернет-магазины. Ну и есть несколько чистых интернет-магазинов – Flip, Chocomart, которые торгуют бытовой электроникой, то есть там уже борьба, стоимость клика очень дорогая, и туда уже сложно зайти.
А есть пустые сегменты, где нет явных лидеров, куда можно еще заходить: детский сегмент, сегмент товаров для животных, аптеки.
- А как насчет развития электронных базаров в Казахстане?
- О чем я и говорю! Например, рынок "Адем". Хочется, например, зайти на сайт Adem.kz и увидеть, сколько стоит куртка кожаная мужская во всех точках, чтобы не обходить все бутики. Если он появится – почему и нет? Но другой вопрос вот в чем. Эти люди, которые сидят на базаре, они умеют продавать, что называется, face to face. У них вообще нет навыков, как это продается в интернете. И если сейчас они придут, с 99-процентной вероятностью у них ничего не получится. Нужны профессионалы, которые придут в "Адем" и скажут: «Давайте мы вас всех научим продавать через интернет или мы сделаем за вас сайт, а вы нам платите за аренду нашего сайта, но мы будем правильно для вас приводить клиента». Подобную работу сделал, например, Satu.kz – по сути, это тот же самый базар. Барахолка тоже может вливаться туда. И этот процесс уже идет.
- То есть уже и алматинская барахолка в интернет выходит?
- Да, это уже случилось. Сейчас, если вы покупаете на барахолке, они говорят: «А у нас еще есть сайт. - А где? - На Satu.kz». Те продавцы, кто пограмотнее, они уже понимают, что на барахолку люди ходят уже меньше, кто-то в пробках не хочет стоять, кто-то забыл об этом и покупает в обычных магазинах. Надо искать новый подход для людей и выходить в интернет.
- Интернет-продажи в Казахстане с недавних пор перешли на тенге. Как вы оцениваете эту инициативу?
- Крупные интернет-магазины всегда продавали в тенге. У нас только были доллары, когда физлицо продает физлицу через сайты типа Колеса, Крыша, Olx, Satu.kz. На самом деле этот тренд правильный, в той же России они давно уже оторвались от доллара, и у них там люди привыкли давать цены в тысячах рублей и на квартиры, и на дома. С точки зрения перехода у интернет-магазинов сложностей не возникло. Единственная была сложность у тех, кто имел мобильные приложения: если на вебе сменить легко, то в приложениях надо обновить версию, чтобы iOS ее одобрил, и что пользователь обновил приложения. Вот в этом была задержка, а так очень быстро все сменили на тенге. Проблемы в этом не было.
- Сейчас, когда изменился курс доллара, покупать на таких зарубежных ресурсах, как Amazon, AliBaba, AliExpress, TaoBao, стало ведь не очень выгодно…
- Я считаю, что изменение курса – да, немножко повлияло, но не значительно. Люди просто стали покупать более дешевые товары. Сумма чека стала меньше в долларах, в тенге, может, даже больше за счет прыжка. Вот и вся разница. Но продолжают покупать. Мы еле-еле с 10 до 30% выросли за последние три года до покупок у нас здесь. То есть 30% - это казахстанские интернет-магазины, а все остальное – зарубежные. Почему? Потому что наши предприниматели пока не создали в каждый сегмент «закрывашки», и соответственно люди это вынуждены покупать за рубежом. В этом плане мы очень сильно отличаемся от России, где, наоборот, 40% покупок идет в зарубежных интернет-магазинах. У них свои магазины весь рынок съели одно время, но сейчас люди все больше и больше начинают искать в других интернет-магазинах. Где дешевле, дешевле и еще раз дешевле. Что хорошо в интернете - тут абсолютная конкуренция. Если вы что-то научились делать лучше, чем иностранцы, купят у вас, не научились - купят у иностранцев. Все на расстоянии клика.
- Сколько ежемесячно в Казахстане возникает интернет-магазинов и какая доля из них выживает?
- Магазинов, в которых происходит оплата по карте хотя бы раз в месяц, мы их называем «активные магазины» – таких порядка 2 тысяч в Казахстане. Лидеров, для кого это уже бизнес окупаемый, их не так много, а сколько ежемесячно приходит-уходит, никто не подсчитывал руками, что называется. Хотя это было бы интересно. Но я могу сказать так: у нас в Ассоциации есть 3-4 веб-студии и, разговаривая с ними, мы понимаем, что сейчас практически 90% их заказов – это интернет-магазины. Люди перестали делать просто сайты, чтобы рассказать про птичек, или корпоративные сайты. Для этого есть шаблоны. Сейчас, если платят деньги веб-студиям, то за помощь в создании бизнеса. Чаще всего - интернет-магазина или какого-то интернет-сервиса. Магазин попроще, сервис – что-то посложнее. И можно взять количество веб-студий по стране, их порядка 200, и такая веб-студия может выпускать в месяц один-два проекта. Значит, примерно 200 новых магазинов и появляются за месяц в Казахстане. Какая часть из них выживает – это сложно оценить. Но скажем так, что таких магазинов, которые в рамках всей страны начинают получать узнаваемость, ежегодно – это просто единицы. Большая часть умирает.
- По каким же причинам умирают?
- Чаще всего проблема в логистике. Вторая важная проблема – это кадры. Просто не хватает кадров. Веб-студий куча, есть процессинги, есть и логистика хоть какая-то – это мы научились делать, а вот как потом привести людей к вам на сайт и заставить их купить – здесь проблема. Кадры, потом логистика, и потом, наверное, то, что у нас многие банки до сих пор блокируют свои карты для интернет-транзакций.
- С этого места, если можно, подробнее!
- Да. Это еще одна проблема. Смотрите, какая ситуация. Вы создали интернет-магазин. Вы ждете своих клиентов, научились уже все делать. К вам пришли покупатели. И – бац! Вы видите, что они пытаются оплатить по карте и не выходит. Вы просто теряете клиента, потратив кучу денег, чтобы его привести себе на сайт. Потому что его банк решил защитить его от мошенников и не разрешает ему платить через интернет. У разных карт разные процедуры открытия карты для интернет-транзакций. Где-то, где поумнее банки, они открывают автоматически, где-то можно позвонить по телефону и хотя бы на день-два открыть, чтобы сделать транзакцию. А где-то даже берут деньги за то, что ты открываешь свою карту для покупок в интернете.
- Что вы делаете, чтобы изменить ситуацию?
- Если сейчас говорить не про ассоциацию, а про Processing.kz, мы договорились с несколькими нашими банками, в частности с Халыком, Сбербанком, Нур банком сейчас договариваемся – если интернет-магазин подключен через Processing.kz, уже карты этих банков будут для вас по умолчанию открыты. Это очень большая работа, это годы, могу сказать так. Не сразу они согласились, но сейчас видим, что все больше и больше они соглашаются.
- Вопрос логистики по-прежнему проблемный?
- Да! Почему в Прибалтике хорошо развита электронная коммерция? Они занимают первое место в мире – да они маленькие! Их там три-четыре миллиона на клочке земли, там логистику очень легко выстроить. В Казахстане сложно. Между городами по 600 километров, это очень много. И поэтому здесь делать доставку день в день или на следующий день в рамках города можно, в рамках страны – невозможно. Если только самолетами не посылать, а это очень дорого. Пока проблему логистики мы не решили. Мы очень сильно ждем, чтобы появился сильный игрок, который бы составил конкуренцию Казпочте по всей стране. И нужен игрок, который будет иметь по городу несколько точек выдачи – как это работает в Украине или Москве. В Украине есть УкрПошта, как наша Казпочта, а есть такая замечательная компания НоваПошта. Это частные инвестиции, не госкомпания. Они сделали бизнес логистики по франшизе, которую дали людям. Как это работает? Они говорят: «Если у вас есть какая-то точка на первом этаже в Киеве, вы можете стать нашим представителем. Мы вас брендируем, вы начинаете получать от нас посылки, а люди начинают эти посылки забирать из вашего района. И соответственно вы нам за это платите с каждой посылки какую-то сумму. Какая-то сумма остается у вас». И за счет этого у них сейчас гигантская по всей стране сеть точек выдачи.
В принципе магистральная логистика у нас выстроена. Между городами курсируют огромные фуры, куда можно докладывать свой товар. А вот дальше как в рамках города раскидать этот товар – тут уже если бы такие компании у нас появились, это было бы здорово. Сейчас пока этого нет, и это одна из самых больших проблем е-коммерса в Казахстане, потому что каждый владелец интернет-магазина строит 2 бизнеса. Один бизнес – свой, второй – логистика. Чаще всего второй бизнес его убивает.
- Какая помощь от государства сейчас нужна интернет-бизнесу?
- Закон об электронной коммерции мы давно уже просим провести. Но это долго идет. А вот надо было государству очень срочно сделать перевод сайтов в тенге, они даже у нас не спросили – хоп - взяли и сделали с февраля. Даже не посоветовались с ключевой ассоциацией.
Что мы сейчас делаем? Государство еще до кризиса хотело отказаться от НДС и КПН и перейти на так называемый налог с продаж. Так работают в Америке и в Канаде. Когда вы продаете какой-то товар, сразу в этом товаре есть налог, который вы отдаете в бюджет государству. И мы лоббируем там определенные вещи. И я вижу, что они соглашаются на то, что налог с продаж в обычных онлайн-магазинах будет порядка 10%. Вы покупаете булку хлеба, она стоит 100 тенге, из них 10 тенге этот предприниматель вечером должен отдать в бюджет государства. Так это должно работать. А раньше это работало так: вы в конце года платите КПН. В случае с офлайн-магазином, но оплата безналом – это 7%, в случае с интернет-магазином – 5%. Это был бы еще один тренд, он показывал бы бизнесу – идите в интернет, и тогда будет дешевле. Как сейчас государство поступит – внедрит, не внедрит – это уже зависит от них. Этот вопрос уже год примерно лоббируется, и последние в ноябре были обсуждения в НПП (Национальная палата предпринимателей. - Ред.). Этой весной вроде будут пытаться запустить в этом плане.
Что уже получилось с государством – мы запустили закон об электронных деньгах, 5 лет мы его готовили, он вышел наконец, президент подписал. Относительно недавно мы запустили закон об электронных счетах-фактурах. Это я перечисляю то, что Ассоциация добилась решения каких вопросах. Сейчас на повестке дня закон об электронной коммерции и снижении налогов для интернет-магазинов в случае перехода на эту схему. Мне кажется, это будет очень положительно. Тогда мы покажем клиенту, что, покупая в интернете, вы покупаете дешевле, там даже налог меньше и предприниматель соответственно может дешевле отдать вам товар. А переход в интернет выгоден всем: выгоден государству, потому что, когда идет оплата онлайн, никто не спрячет деньги от налогов. Это раз. Второе – это выгодно людям, они покупают дешевле и выгодно самим интернет-магазинам, они получают нового клиента, раз дешевле отдают, значит, больше людей придет через интернет. Я думаю, это будет полезно для всех.
- Какие новые проекты готовите?
- Мы сейчас ведем несколько проектов. Экологический – AirLab. Я лично курирую стартап AirLab и считаю, что это суперважный проект. Там интересная команда, есть эколог, и они подошли комплексно. Они хотят поставить анализатор, который воздух разложит по составляющим – тут у нас фенол, тут СО2. То есть у алматинцев будет мобильное приложение, и там будет четко видно, что у нас сегодня происходит с воздухом, если вы занимаетесь бегом, вы сможете спроецировать для себя дорожку, чтобы бежать по чистым участкам и дышать кислородом, а не выхлопными газами. Проект не предполагает окупаемость, но предполагает нашу выживаемость.
Еще один нужный проект – онлайн-образование. Во время кризиса люди начинают думать – кому-то надо работу сменить, кому-то надо поднять свои навыки. И онлайн-обучение – это такой компромисс, когда нет времени и ограничения в средствах. Проект будет называться GoUp.kz. Первые курсы должны стартовать где-то в апреле.
Еще один проект – EdBum. Тоже онлайн-обучение, только для школьников. Ребята решили нанять самых крутых школьных учителей в городе. Они будут начитывать курсы вкусно и интересно за 5-10 минут. Косинус разжевать, рассказать, как он применяется в обычной жизни.
- Итак, подведем итоги. Как будет развиваться рынок е-commerce в 2016 году? Какие тренды можете обозначить?
- А. Рынок будет однозначно расти, и неплохо. Потому что люди стали более сознательно подходить к трате денег, они будут выбирать более дешевый товар и лучше, чем через интернет, этого не сделать.
В. Я думаю, все больше и больше секторов будет затрагиваться. Есть сектора, где лидеров пока нет и можно заходить, и в этом году будут перекрываться эти сегменты: аптеки, детские магазины, товары для животных. Должны у них появиться лидеры.
С. Люди в кризис начинают больше думать о знаниях. Кто-то меняет квалификацию, кто-то переходит в другой бизнес, кто-то хочет поднять свой уровень. И онлайн-образование станет трендом этого года.
D. В интернет будет сливаться больше денег. Ну некуда сейчас в Казахстане вливать деньги. Недвижимость падает, и люди с деньгами начинают больше соображать, вкладывать в интернет-проекты.
- Константин, спасибо за беседу!