Новые технологии станут мотором судебной системы
В 2016 году в казахстанских судах заработают ресурсы, призванные сделать суды более прозрачными и открытымиС нового года в отечественной судебной системе активно идут обширные процессы модернизации. Во-первых, она переживает институциональные изменения, связанные с реализацией Плана нации «100 конкретных шагов» и вводом в действие нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Республики Казахстан. Во-вторых, казахстанская судебная система эволюционирует, внедряя в свою работу более современные и открытые форматы взаимодействия с обществом. Речь идет о 100-процентном электронном суде. Данный проект стал возможен с января этого года, когда в Верховном суде РК заработала новая автоматизированная информационно-аналитическая система «Төрелік», которая интегрировала в себе весь электронный архив судебных документов, интернет-ресурсы судов и один из главных инструментов для диалога с судами – сервис «Судебный кабинет». О принципах работы электронного суда, который многократно оптимизирует и удешевляет работу казахстанских судов, а также предоставляет широкий выбор новых и бесплатных услуг гражданам Казахстана, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz беседует с руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов аппарата Верховного суда РК Ильясом Испановым.
Новый «драйвер» судебной системы
- Ильяс Сапарбекович, Верховный суд разработал и внедрил технологическое ноу-хау: автоматизированную информационно-аналитическую систему «Төрелік». Расскажите, в чем ее преимущества? Каким образом она позволяет оптимизировать и осовременить работу казахстанских судов?
- С января нынешнего года в Верховном суде РК запустили новую автоматизированную информационную систему «Төрелік». Она представляет собой единый каркас, который непосредственно объединяет все внутренние информационные процессы внутри судов нашей республики. В частности, она интегрирует такие инструменты как «Судебный кабинет», систему аудио- и видеофиксации (АВФ), интернет-сайт Верховного суда и объединяет их с информационными системами других государственных органов в одном котле.
К тому же новая система «Төрелік» позволяет отслеживать и хранить всю внутреннюю и внешнюю переписку, которую ведет Верховный суд и суды Республики Казахстан. Это касается не только материалов судопроизводства, апелляционных или кассационных жалоб, но и любых других жалоб, обращений, запросов, писем и заявлений, которые поступают в судебные органы.
Таким образом, система «Төрелік» оптимизирует процессы, контролирует сроки по конкретным обращениям, сокращая до минимума человеческий фактор.
Сама практика электронного документооборота «Төрелік» и электронное судопроизводство были запущены еще в минувшем году. Они вначале были апробированы в военных судах республики, имеющих вертикальную структуру. Начиная с нынешнего года данные сервисы уже внедрены повсеместно во всех судах республики по гражданским, административным и уголовным делам.
Система «Төрелік» имеет централизованную архитектуру и облачную систему. Все заявления и обращения, поступающие в суды, сканируются, выдается распечатанный талон о регистрации документа в системе под определенным номером, и его уже нельзя потерять. Также любой желающий может согласиться на оповещение посредством SМS-уведомления на свой мобильный телефон о результате рассмотрения его обращения или движения по делу. Вместе с SМS-сообщением предоставляются логин и пароль, по которым на интернет-сайте Верховного суда впоследствии можно увидеть свое обращение и ответ на него, распечатать или перенаправить его, куда вы сами захотите. Можете попросить, чтобы вам был выслан бумажный вариант ответа.
В то же время, если речь идет о вступившем в законную силу решении суда, то вам решение на бумажном носителе в принципе не нужно, вам необходим исполнительный лист, если вы являетесь истцом. Между тем, если вы собираетесь обжаловать решение, вам теперь не обязательно сдавать в суд решения первых инстанций как раньше. Теперь человеку не нужно искать оригиналы прежних решений и прикреплять их к жалобе. Умная система все сделает сама. При попадании жалобы в апелляцию областных и приравненных к ним судов и в кассационную инстанцию Верховного суда система просто запрашивает у суда первой инстанции подписанное решение в электронном формате и прикрепляет к делу.
- А какова сейчас судьба Единой автоматизированной информационно-аналитической системы (ЕАИАС) Верховного суда, к которой уже успели привыкнуть многие адвокаты и участники судебных процессов: она претерпела какие-либо изменения в связи с внедрением новой системы «Төрелік»?
- На сайте Верховного суда функционирует Справочник по судебным делам. Фактически указанный поисковик осуществляет поиск судебных дел, как с 2016 года, так и раньше в 2015 и 2014 годах. В частности, когда речь идет о 2015 годе и ниже, он ищет в базе данных ЕАИАС, а с 2016 года он исследует базу данных системы «Төрелік».
В конце января текущего года произошла стыковка систем ЕАИАС и «Төрелік». Теперь это одна единая система. К тому же был выведен отдельно «Судебный кабинет». Он стал рабочим столом пользователя сайта Верховного суда и одновременно участника судебного процесса.
«Судебный кабинет» является составной частью системы «Төрелік», однако у него есть свои очерченные функции. Это прежде всего инструмент, предназначенный для граждан, для широкого круга пользователей, участвующих в судебных процессах. Это авторизованный поиск. Так, если вы авторизуетесь, введете свой ИИН и ЭЦП, получив его бесплатно в ЦОНе, то все судебные дела, в которых вы участвовали лично или по доверенности, станут доступны для вас. Вплоть до того, когда и какой документ вы подали, какие определения и решения суды принимали и т. д. Вам не придется искать, вся информация будет просто отображаться в вашем личном «Судебном кабинете».
По просьбе адвокатов со следующего месяца будут запущены три отдельные ветки «Судебного кабинета» – по уголовным, гражданским и административным делам. Кроме того, в планах запустить мобильную версию «Судебного кабинета», на данный момент она работает в тестовом режиме.
В «Судебном кабинете» вы как пользователь указываете свой мобильный телефон и на него как по обычному мессенджеру приходят бесплатные уведомления. Например, суд вынес определение по вашему делу. Об этом на ваш смартфон приходит уведомление. Или кто-то подал на вас в суд и вам тоже сразу же приходит уведомление на телефон.
Так вот, получив это уведомление и нажав на него, вы сможете увидеть, о чем идет речь. Более подробно вы можете получить информацию о вашем деле, зайдя в «Судебный кабинет» через стационарный компьютер.
Сегодня уже порядка 80% всех документов, которые задействуются в судопроизводстве, переведены в электронный формат, не требующий бумажного подтверждения. Но остается еще ряд документов, среди которых справки санитарно-эпидемиологических служб или различные экспертизы, которые подаются пока только в бумажном варианте.
Возникает, казалось бы, вопрос, а зачем это госоргану нужно?! Все просто: основная задача, чтобы участник процесса был своевременно уведомлен, причем, чтобы происходило это не только быстро, но и бесплатно для него же самого. Ведь каждая копейка, которая тратится в ходе любого судебного процесса, потом взыскивается в качестве судебных издержек.
- Интересно, а судебные повестки полностью перейдут на мобильный формат SМS-сообщений или все же останутся и традиционные бумажные извещения?
- Здесь есть два аспекта. Если вы истец, то вы, конечно, согласитесь на SМS-уведомления, зарегистрируетесь в «Судебном кабинете», где подпишите соглашение, что система будет вас оповещать. Судья напишет уведомление, оно автоматом попадет к вам через «Судебный кабинет».
Однако если речь идет об ответчиках, то некоторые из них зачастую бегают от суда, прячутся, пытаются всячески его затянуть. Вот для таких людей будут распечатываться и отправляться бумажные повестки. При этом часто случается так, что по указанному адресу в базе Минюста или другому адресу, который сообщил ответчик, он на самом деле не проживает, поэтому его начинают искать по другим базам данных. Так, именно с этой целью система «Төрелік» интегрируется с системой информационного обмена правоохранительных и специальных органов (СИОПС). Сейчас этот процесс дорабатывается, и в будущем благодаря этой интеграции можно будет находить человека по месту его работы. Это позволит вместо того, чтобы отправлять бумажные повестки ему домой, отправить электронное уведомление на электронную почту его места работы.
- Любопытно и то, насколько критически снизится госпошлина в казахстанских судах с учетом внедрения новых информационных стандартов. Ведь если ими начнет пользоваться подавляющее число наших граждан, должна произойти существенная экономия расходов и в самих судах?
- В этой части был изучен опыт Эстонии. В этой стране, те, кто пользуется специализированной программой наподобие «Судебного кабинета», получают скидку до 25% на государственную пошлину при обращении в суд. Интересно, что в Эстонии в отличие от Казахстана каждый человек обязан зарегистрировать индивидуальную электронную почту, которую он к тому же должен оплачивать. Соответственно если у них по электронной почте отправляются судебные уведомления, то они уже являются достаточным основанием в плане надлежащего уведомления. При этом госорганы не тратят ни копейки из государственного бюджета.
Более того, благодаря вот этой системе скидок на госпошлину в рамках обращения граждан в судебные органы со стороны государства предпринимаются усилия, чтобы заинтересовать широкие массы населения работать именно в специализированной электронной программе. Как мне известно, АО «Казпочта» планирует реализовать данное нововведение и судебные органы будут одними из первых пользователей.
Следует заметить, что в системе «Төрелік» с момента ее пробного запуска в минувшем году проведена серьезная доработка. Это фактически до 70% от первоначального внедрения. В марте запланировано прохождение аттестации информационной системы в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) РК. После этого, то есть уже в первом полугодии, планируется призвать все юридические лица и государственные органы, а также адвокатов и юридических представителей, работать с судами только в электронном формате взаимодействия. Возможно, даже будут внесены соответствующие поправки в законодательство.
Тем же, кто представляет и защищает свои интересы самостоятельно, без адвокатов и представителей, могут быть предоставлены скидки на госпошлину.
Более того, с нового года банки второго уровня уже должны были интегрироваться с платежным шлюзом электронного правительства (ПШЭП) и в зависимости от кода бюджетной классификации направлять денежные средства, выплаченные в качестве госпошлины прямиком в надлежащие государственные органы. Верховный суд, в частности, получает информацию, что из пяти БВУ деньги уже поступают. Таким образом, с перечня документов, подлежащих обязательной сдаче, при обращении в суд уже убирается квитанция об оплате госпошлины. Также вы можете оплатить госпошлину, находясь в своем «Судебном кабинете», через ПШЭП.
Удачная связка с Казпочтой и Минфином
- Ильяс Сапарбекович, выступая недавно на расширенном совещании судей Верховного суда по итогам отправления правосудия за предыдущий 2015 год, вы в ходе своей презентации АИАС «Төрелік» заметили, что объединение усилий Верховного суда и АО «Казпочта» дало солидную экономию бюджетных средств. В частности, назывались разные цифры в десятки и сотни миллионов тенге. Что это за экономия и как она стала возможной?
- Около двух лет назад подписан совместный договор о взаимодействии с АО «Казпочта». Ведь в каждом даже отдаленном районе нашей страны имеется как почтовое отделение, так и суд. Дело в том, что взыскатель может находиться в одном регионе, а ответчик совсем в другом. Или, скажем, Аральский районный суд Кызылординской области должен отправить повестку о скорой явке в суд жителю Карасайского района Алматинской области. Раньше вся эта процедура занимала больше недели: бумажный конверт отвозили из Аральска в Кызылординское областное отделение «Казпочты», он там обрабатывался и отправлялся в Алматы железной дорогой, затем в Карасайский район Алматинской области, в тамошнее отделение «Казпочты», и оттуда почтальон доставлял его домой адресату. Сейчас же все изменилось: Аральский суд в электронном варианте формирует повестку в самой системе «Төрелік», она даже формируется автоматически, когда дело назначается. Электронный вариант сразу же уходит в Верховный суд. Здесь он мгновенно транслируется через головной офис Казпочты и тут же приходит в отделение почты Карасайского района. Все в электронном виде. Только тогда это извещение распечатывается, запаковывается в конверт и транспортируется конечному адресату. Вся эта «дорога» обходится теперь в течение 10 минут вместе с распечаткой. А раньше она занимала восемь дней.
То же самое и в обратном направлении: после вручения адресату почтальон приходит к себе на работу и вбивает в компьютер данные того, кто получил повестку, вводит время и дату, после чего этот документ мигом уходит назад. Так, в течение одних только суток уведомление уходит по назначению, а назад поступает подтверждение о получении повестки, которое автоматически вносится в дело. Это также экономит и денежные затраты: если раньше это обходилось в 380 тенге, то теперь в 300 тенге, при очевидной экономии временного ресурса в семь дней. За эту неделю человек может подготовиться, заказать билеты и явиться в суд. В общей сложности эта «гибридная электронная почта» экономит до 50 миллионов тенге, которые раньше тратило государство, действуя по старинке.
В то же самое время наметилась и экономия в 326 миллионов тенге в связи с внедрением СМС-уведомлений. Так, благодаря им из 380 тенге, которые государство стандартно тратило на извещение одного участника процесса по старой практике бумажных оповещений, эта сумма сократилась до 3,5 тенге. То есть почти в сто раз! Не говоря уже о моментальной доставке.
По административным делам подобная практика дает 100-процентный эффект. Например, нарушившие ПДД автовладельцы сами заинтересованы в участии в судах, ведь на кону, возможно, стоит вопрос о лишении их водительских прав. А работа этой системы как раз и приводит к спаду ажиотажа, когда участник процесса получает уведомление по мобильному телефону и может проконсультироваться со своим «Судебным кабинетом» о начале судебного процесса. Поэтому большую благодарность за внедрение этой системы высказывают сотрудники Дорожной полиции. В целом же в ближайшее время планируется 100% административных дел перевести на электронный формат судопроизводства.
- Внедряя все эти ноу-хау, какой зарубежный опыт вы использовали?
- За основу была взята программа ЕАИАС. Поначалу ее вводили в Верховном суде в 2003 году, затем в 2007 году приступили распределять ее по регионам. С течением времени программа набила свою колею. Также были изучены отдельные практики таких стран как Латвия и Эстония, Австрия и Франция. У этих стран были позаимствованы определенные стандарты в области автоматизации.
- В рамках новой автоматизированной системы отечественные суды интегрируются с различными министерствами и ведомствами. Правда ли, что вы интегрировались с Минфином по такому весьма злободневному предмету как госзакупки?
- У госорганов имеются свои функциональные обязанности. Например, Минфин является уполномоченным органом по контролю за проведением государственных закупок. Поэтому у него есть специальный реестр, куда он включает всех недобросовестных участников госзакупок. А «черный список» недобросовестных поставщиков может быть сформирован только на основании отдельных решений суда. Схема сейчас действует такая: решение суда выносится, его отдают сторонам, госорган его собирает и отдает Минфину. Был поставлен вопрос: зачем использовать разные госорганы как передаточное звено, ведь, пока они передадут информацию Минфину, может пройти уйма времени, недобросовестный подрядчик может вновь выиграть тендер, и тогда с ним придется расторгать контракт, а это чревато потерей еще большего времени и ресурсов. Поэтому совместно с министерством финансов запущена программа, в рамках которой как только решения суда по признанию тех или иных поставщиков недобросовестными вступают в законную силу, они в электронном виде сразу отправляется Минфину.
Судоисполнение с человеческим лицом
- С 2016 года большинство исполнительных производств переходит в руки частных судоисполнителей. Как новая система «Төрелік» будет сочетаться с этим веянием времени?
- Действительно, в 2016 году количество исполнительных документов, исполняемых частными судебными исполнителями, резко возрастет. Это связано с тем, что с нового года к исключительной компетенции частных судебных исполнителей отнесено исполнение исполнительных документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц. Указанные нововведения полностью соответствуют 27 шагу Плана нации «100 конкретных шагов» о дальнейшем развитии института частных судебных исполнителей.
Исключение составляют производства о взыскании с государства, взыскании в пользу государства сумм свыше тысячи МРП, конфискации имущества либо о передаче имущества государству, выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков.
В связи с этим в законодательные акты были внесены коррективы в части выписки и направления исполнительных документов на исполнение.
В частности, в новом Гражданском процессуальном кодексе предусмотрена возможность направления исполнительного документа напрямую частному судебному исполнителю, которого укажет взыскатель в своем заявлении. Такой подход должен ускорить возбуждение исполнительного производства, развеет сомнения граждан в предвзятости государственных органов или организаций, а также позволит усилить судебный контроль над исполнением судебных актов.
Кроме того, законодательством об исполнительном производстве предусмотрена возможность распределения исполнительных документов между частными судебными исполнителями и непосредственно региональными коллегиями частных судебных исполнителей.
Региональным коллегиям исполнительные документы будут поступать из судов, из органов, налагающих административные штрафы, непосредственно от взыскателей.
С сентября прошлого года начата интеграция с информационной системой Минюста. Почти 90% решений по судебным производствам сейчас уже передано частным судоисполнителям.
Так, если взыскатель посчитает нужным поставить дело на принудительное исполнение, то соответствующий сигнал в электронном варианте будет направлен в Минюст. В свою очередь, Минюст по месту нахождения должника отправит информацию в ту или иную коллегию, а эта коллегия, в зависимости от нагрузки частных судебных исполнителей, перепоручит дело конкретному своему члену. Частный судебный исполнитель при исполнении будет отчитываться перед коллегией, которая будет вести статистику: сколько у него дел, как они исполняются, нарушаются ли при этом права должника или взыскателя. Впоследствии коллегии обязаны предоставить информацию об исполнении в суды.
- Да, сегодня работа частных судебных исполнителей по некоторым вопросам стала настоящим «бичом», особенно когда гражданин собирается выехать за рубеж на отдых или в командировку. Вы не можете помочь в решении этого вопроса?
- Действительно, в последнее время в средствах массовой информации описываются случаи, когда граждане непосредственно перед пересечением государственной границы Республики Казахстан узнают, что являются должниками по исполнительным документам и им запрещено выезжать из страны.
Сфера исполнения судебных актов непосредственно затрагивает деятельность судебной системы, поэтому поднятый вопрос постоянно находится в поле зрения Верховного суда.
Тем более запрет на выезд осуществляется непосредственно судом на основании представления судебного исполнителя.
Почему происходят такие казусы, когда наши граждане, только в местах пересечения границы узнают о своих задолженностях.
На наш взгляд, ситуация вызвана тем, что судебные исполнители своевременно не уведомляют должников о наличии исполнительных документов в отношении них.
Ведь прежде чем направить представление в суд о запрете выезда, судебный исполнитель должен удостовериться, что должник не исполняет исполнительный документ. На практике это не соблюдается.
Кроме того, ранее в Законе «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» была заложена обязанность направления судебным исполнителем копии постановления об ограничении выезда должнику. К сожалению, данная норма была исключена из закона, в результате возникают подобные ситуации, страдают люди, которые впоследствии предъявляют иски к государству или к виновному судебному исполнителю о взыскании морального и материального вреда.
Вот наглядный пример. Женщина была снята с поезда в направлении Новосибирска на границе Казахстана на основании постановления судебного исполнителя о наложении запрета на выезд ввиду наличия у нее банковской задолженности. В результате оказалось, что женщина снята вместо другой женщины – должника, анкетные данные и год рождения которой полностью совпадали, только дни рождения разные. Судом взыскан моральный вред с судебного исполнителя.
Как сообщает Министерство юстиции, с 2016 года планируется внедрить механизм снятия запретов непосредственно в местах пересечения границы, реализация которого поспособствует решению рассматриваемой проблемы.
В противном случае если данный проект не будет реализован, судебная система готова скорректировать практику приема таких представлений судебных исполнителей. Материалы о санкционировании запрета на выезд будут осуществляться только при наличии надлежащего уведомления должников судебными исполнителями.
Наряду с этим, во втором полугодии 2016 года Верховный суд готов внедрить СМС-оповещение должников после санкционирования запрета на их выезд за пределы страны.
Онлайн-суды и доступ к видеоархивам
- Расскажите, как вы будете взаимодействовать с электронными системами МВД и Генпрокуратуры?
- МВД, как и Генпрокуратуре, необходимы вступившие в силу приговоры. Комитету уголовно-исполнительной системы (КУИС) они необходимы, чтобы организовать работы по этапированию осужденных и их встрече в местах лишения свободы. Теперь, когда приговор вступает в силу, исполнительный лист с этим приговором направляется напрямую в КУИС. Так вот, в КУИС МВД тоже стремятся вести дела осужденных в электронном формате. Ведь это в разы ускоряет процесс передачи данных.
Более того, внедрение новых технологий в работу комитета уголовно-исполнительной системы затрагивает вопрос ведения дистанционного судебного процесса в отношении подсудимых или уже осужденных лиц. Эта практика уже зарекомендовала себя с наилучшей стороны: к нам в «Төрелік» ежедневно поступают заявки об организации удаленных судебных процессов.
Хочу наглядно показать преимущества этого подхода. Судьи, прокуроры, стороны просто сидят в зале суда в Астане, а в исправительном учреждении, например, Северо-Казахстанской области, в специальном кабинете установлена видеокамера и телеэкран, что позволяет организовать дистанционную аудио и видеофиксацию. Ведь бывает так, что осужденный сам подает в суд для досрочного освобождения или несогласия с приговором или он является стороной по гражданскому делу. Раньше было так, что осужденных приходилось возить по всему Казахстану спецвагонами и спецмашинами, чтобы провести судебные заседания по их прошениям. Это было неудобно для них самих, в то же время судьи и сотрудники прокуратуры не всегда охотно выезжали в колонии для проведения выездного судебного заседания из-за вопроса личной безопасности.
Аналогично стоял вопрос и по лечебным заведениям, где уже отбывшие наказания лица должны были проходить принудительное лечение. В основном речь идет о людях с открытой формой туберкулеза. После отбытия наказания их вынуждены были ловить участковые, подвергая себя опасности заразиться, которые доставляли их в лечебницы. Однако для того чтобы санкционировать принудительное лечение, необходимо было провести выездное судебное заседание в инфекционной лечебнице, куда судьи опасались выезжать из-за риска заразиться. Поэтому дистанционная видеосвязь, благодаря которой стало возможно проведение судебных заседаний на расстоянии, оказала в этом большое подспорье.
Немаловажно и то, что благодаря ей стали возможны удаленные допросы свидетелей из других городов. Это экономит время и деньги как судов, так и самих граждан, которым теперь не нужно ехать через всю страну, чтобы сказать несколько слов на суде, достаточно прийти в суд по месту жительства или работы и выступить по прямой видеосвязи с любым судом Республики Казахстан.
- А можно ли будет участнику судебного процесса в удаленном доступе посредством своего «Судебного кабинета» просматривать записи тех судов, в которых он принимал участие?
- Система «Төрелік» и подсистема аудио- и видеофиксации (АВФ), входящая в нее, являются продуктами отечественных программистов. Сама платформа, на которой они базируются, придумана в США. Верховный Суд является владельцем самого «здания», построенного на этой бесплатной платформе.
Одним из главных технических новшеств АВФ, интегрированной в систему «Төрелік», стало то, что сегодня каждый гражданин Казахстана, участвующий в том или ином судебном процессе, получает возможность запрашивать и просматривать на своем персональном компьютере через программу «Судебного кабинета» видеоматериалы с любого заседания суда, в котором он участвовал. Безусловно, это сопряжено с определенными рисками, которые в настоящее время предполагается отрегулировать законодательно. Планируется решить этот вопрос в течение текущего полугодия.
О чем идет речь. Предлагается ввести административное наказание для лиц, которые, являясь участниками судебного процесса, пользуясь правом доступа к видеоматериалам суда, осуществят утечку этих видеоматериалов. Например, будь то для собственной рекламы или дискредитации, шантажа оппонентов в судебном разбирательстве, осуществят их размещение на видеохостинге или в социальных сетях.
Для профилактики подобных правонарушений все записи будут цифроваться с указанием источника с тем, чтобы потом можно было выявить источник распространения в случае обнаружения записи в соцсетях. А так, если видеоматериалы используются по назначению, то никаких проблем не возникнет. Напротив, это станет еще одним пазлом в открытости и доступности судебной системы для широких слоев граждан, ведь каждый участник процесса сможет прибегать к помощи АВФ, не выходя из дома, готовясь к предстоящим судебным заседаниям. В данный момент эту услугу уже получают в судах всех уровней, сотрудники Генеральной прокуратуры как представители органов прокуратуры по обязательным для их участия делам, а в ближайшее время она станет доступна и всем гражданам – участникам судебного процесса.
На судебном процессе затрагиваются интересы очень многих лиц. Бывает, что одна сторона против, другая за то, чтобы журналисты записывали. И тут как-то очень важно сохранить баланс интересов, чтобы та сторона, которая противится или не имеет средств записи происходящего, не была ущемлена в своих правах. Поэтому обязательно спрашивается их мнение, а потом председательствующий принимает решение.
В рамках Плана нации «100 конкретных шагов» обеспечение всех судов Республики Казахстан залами с аудио- и видеофиксацией является 20-м шагом этой стратегической государственной программы. В частности, с 1 января 2016 года вступил в силу закон, согласно которому должен быть обеспечен стопроцентный охват всех судебных процессов в республики системой АВФ.
- Ильяс Сапарбекович, чтобы претворить в жизнь все эти наработки, нужен недюжинный талант и способности. Кто этим занимается в Верховном суде?
- Департамент имеет соответствующее поручение от руководства Верховного суда, полученное по итогам VI съезда судей. Разработана соответствующая программа развития.
В Верховном суде работает отдел информационных технологий, обеспечивающий также информационную безопасность. В этом отделе задействовано шесть человек. К тому же, имеются специализированные отделы по работе с местными судами. Каждый сотрудник такого отдела делится своим видением, направляет его нам в виде предложений, разрабатывается концепция и на ее основе, начинают внедряться технологические ноу-хау.
Внимательно изучается опыт других государств. Департамент старается перенять полезные технологии и адаптировать их в казахстанских условиях, насколько позволяют навыки и техническая оснащенность. Кроме того, предлагают свои технические решения по достижению поставленных целей и разработчики программного обеспечения.
Так, сейчас изучается возможность внедрения в Казахстане китайского проекта судебного мессенджера. Эта система связана с функционированием АВФ, только со своими нюансами. К примеру, для того, чтобы не вызывать человека в суд для дачи двухминутных показаний, возможно звонить ему прямо на мобильный телефон и под запись брать у него показания, удостоверившись, что это он и предупредив, что он дает показания под присягой.
- Теоретически, может ли система аудио-, видеофиксации дать сбой, запись исчезнуть или потеряться?
- В Казахстане официально насчитывается 1 тысяча 407 залов судебных заседаний. Из них системой аудио-, видеофиксации охвачено около 73,6% залов. Это в общей сложности 957 залов. В текущем году, этот показатель будет доведен до 100%. Это позволит охватить системой АВФ 100% судебных процессов.
Конечно, технически от сбоев никто не застрахован. Может ли быть такое, что запись шла и вдруг потеряна? Может, но, для того чтобы минимизировать риски, уже сегодня принимаются определенные меры. Так, Верховным судом заключен договор с АО «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ») на услуги гарантированных сервис-центров. В соответствии с ним суды у них арендуют сервера, и каждая запись АВФ сохраняется на этом сервере и потом дублируется в специальном хранилище. Это позволит при необходимости восстановить любую запись с этого хранилища. В пилотном режиме эта функция уже протестирована в судах Восточно-Казахстанской области.
В целом пользу от аудио-, видеофиксации трудно переоценить. Благодаря ей исчезли многочисленные жалобы, которые встречались раньше – например, чьи-то показания вписали в текст решения суда, а он уверяет, что никаких показаний в суде не давал. Эти жалобы просто исчезли как вид. Во многом это дисциплинирует стороны суда, которые теперь не могут сослаться на то, что они были на суде, когда их там не было или самих судей, ведь теперь видно, кто из них опаздывает на процесс, а кто начинает его вовремя.
Агрегатор судебных решений
- Еще одним информационным нововведением Верховного суда должен стать форум по обсуждению единой судебной практики, не так ли?
- Да, действительно обобщение судебной практики будет проводиться в рамках создаваемого форума «Талдау». Уже сейчас этот сервис работает в судах, что называется, для служебного пользования.
Благодаря этому собрана и обобщена судебная практика по гражданским, административным и уголовным делам за 2015 год. Обобщение судебной практики дает возможность изучить практику при вынесении очередного решения.
Обобщение, мониторинг судебной практики проводятся судьями областного и приравненного к нему суда в соответствии с закрепленными категориями дел и материалов. В этих целях каждому областному суду предоставляется доступ к соответствующим электронным судебным актам, вынесенным судами республики.
Обобщение судебной практики, проведенное областным судом, подлежит размещению и обсуждению в системе «Төрелік» на форуме «Талдау». Судьи других судов вправе осуществлять комментирование, с возможностью прикрепления вложений. При необходимости обобщение может быть доработано с учетом поступивших комментариев.
Обобщение обсуждается на пленарном заседании областного суда и в случае его одобрения направляется для рассмотрения судье соответствующей судебной коллегии Верховного Суда, который является судьей-модератором. Он принимает решение о направлении на доработку или вынесении на обсуждение судьей соответствующей судебной коллегии Верховного Суда.
После одобрения обобщения на совещании судей коллегии, судьей-модератором готовится заключение, утверждаемое председателем соответствующей судебной коллегии Верховного Суда. После утверждения заключения обобщение подлежит размещению на форуме «Талдау».
Областными судами проводится постоянный мониторинг доступных судебных актов по закрепленным категориям дел. С учетом их при необходимости ведется доработка обобщений судебной практики.
На сегодняшний день судами республики проведена огромная работа. Сформирован единый классификатор категорий дел. Согласно ему, составлено по гражданским делам – 250, по административным – 258, по уголовным – 465 обобщений. Такое же количество заключений по ним подготовлено судьями– модераторами Верховного Суда.
Общее количество страниц обобщений на государственном и русском языках составило 16 427. При их подготовке изучено около 1 510 875 судебных актов.
- Не станет ли «Талдау» дополнительной нагрузкой на судей, которые и так завалены делами?
Прежде всего, высокая нагрузка у судей первой инстанции, но они то минимально включены в эту работу. Обязанности по обобщению судебной практики целиком и полностью возлагаются на судей областных судов. К тому же недавно во всех областных судах произошла оптимизация в связи со вступлением нового Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) в действие. В частности, если раньше в кассационных инстанциях в регионах было задействовано 156 судей, то после упразднения кассации как инстанции в областных судах, в Верховный Суд переведено из облсудов 32 судьи. Оставшиеся 120 человек продолжили свою деятельность на местах в областных судах, часть из них и стала координаторами обобщений судебной практики в рамках программы «Талдау».
Обобщение размещается только после получения положительного заключения от конкретного судьи модератора в Верховном Суде. В остальном почти все автоматизировано. В нынешней конфигурации эта система выглядит так: есть главный координатор обобщения судебной практики и специализированные судьи в 16 областях. Каждый областной суд делает обобщения по своей области и направляет координатору для того, чтобы он объединил их в одну практику, после чего он отправляет материалы обобщения модератору в Верховный Суд, который пишет заключение, обсуждает его на коллегии и выставляет на всеобщее обозрение. Со временем те, кто делает подобные обобщения, станут просто асами.
При этом следует отметить, что решения районных и приравненных к ним судов в соответствии с классификацией размещаются в Банке судебных актов и также будут доступны для населения.
- Внедрение всех этих проектов тоже стоило денег?
«Төрелік» является своеобразным ядром системы, тогда как «Судебный кабинет», система АВФ, программа «Талдау» представляют собой составные части этой системы.
В государственном бюджете было предусмотрено около 560 миллионов тенге для создания электронного архива судебных документов и закуп технических средств. До 2013 году была построена определенная часть электронного архива. В самом 2013 году за счет тех же средств начата работа по созданию конструкции новых систем на базе уже имеющегося электронного архива. Эта конструкция развивалась два последних года и, в результате, была создана система «Төрелік». Думаю, что с течением времени она будет совершенствоваться, как например тот же форум «Талдау» будет расти во многом благодаря новой судебной практике и наработкам в рамках нового ГПК, вступившего в силу с начала 2016 года.
- Спасибо за содержательное интервью!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.