Как политика России отражается на экономике стран ЕАЭС?

Экономист Айдар Амребаев выразил свое мнение по этому вопросу

Автор: Айдар Амребаев, руководитель Центра прикладной политологии и международных исследований.

Экономический кризис, выразившийся в направляемом отдельными мировыми центрами силы обрушении цен на энергоносители и вытеснении ими отдельных «игроков» с мировой экономической арены, непосредственным образом сказался на Казахстане и актуализировал перед страной вопрос о пересмотре своей внутри- и внешнеэкономической политики. Теперь наше государство не может себе позволить развиваться в русле экстенсивного и не всегда разборчивого, разнонаправленного развития. Прежняя дипломатия многовекторности и многосторонней глобальной инициативности должна быть пересмотрена в сторону фокусирующихся актуальных приоритетов страны и ориентации на эффективность разрабатываемых проектов, способных обеспечить устойчивость развития экономики в условиях мировой турбулентности. Руководство страны осуществляет интенсивный поиск резервов развития в этой непростой ситуации. Думается, в этой связи следует с большей долей объективности и даже критичности отнестись к пусть даже традиционным в старой системе отношений межстрановым связям и участию нашего государства в различных международных организациях и инициативах.

К примеру, к таковым можно отнести вопросы нашего участия в Евразийской экономической интеграции и попытке Казахстана играть большую, чем участие в региональном разделении труда, роль в современной мировой экономике. Полагаю, что ситуация достаточно жесткого неприятия и санкционного прессинга со стороны Запада в отношении «путинского эксперимента вставания России с колен» на основе достаточно агрессивного расширения «русского мира» в пределы постсоветского пространства ставит перед нами задачу более гибкого отношения к традиционно дружеским отношениям с нашим северным соседом.

С совершенной очевидностью встает вопрос о том, можем ли мы в полном объеме воспринимать современную российскую политико-экономическую доктрину как свою и идти «до конца» в своем «дружеском экстазе» за быстро стагнирующей и заметно сокращающей свое мировое влияние Россией. Полагаю, что элементарный инстинкт самосохранения должен заставить нас самым серьезным образом подумать о диверсификации своей внешнеэкономической стратегии, да поймут нас правильно соседи и давние друзья.

«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»! Тем более что до сегодняшнего дня на площадке ЕАЭС не было предложено ни одной скоординированной межстрановой стратегии выхода из создавшегося кризисного экономического положения. Это касается и вопросов координации политики в отношении санкций, и новой, сбалансированной между странами-соседями, нефтеразработчиками нефтяной политики, в условиях критического падения цен и в условиях галопирующей девальвации национальных валют, не говоря уже о сгармонизированной и учитывающей национальные интересы участников объединения торговой политики.

К сожалению, как становится понятно из невнятной экономической стратегии России, то ли разворачивающейся «на Восток», то ли собирающей антизападную коалицию или пытающейся «отыграть назад» в отношениях с Западом, наш стратегический северный партнер не дает четких геостратегических и перспективных экономических ориентиров ни своим собственным экономическим субъектам, ни искренним союзникам.

В данной ситуации совершенно ясным и понятным является стремление «друзей России» по «постсоветской экономической судьбе» разработать свои стратегии по выходу из сложившегося геополитического тупика и достаточно сложного экономического положения. Не является исключением в этой ситуации и Казахстан. Как известно, руководство страны ранее предложило свою антикризисную стратегию, учитывающую гипотетический российский «разворот на Восток», в виде новой экономической программы «Нурлы жол». Этот проект, в отличие от достаточно декларативного и сложного к осуществлению «сопряжения» ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, соглашение о котором было подписано между Кремлем и Пекином в мае прошлого года, становится реальной частью налаживаемого Китаем экономического коридора. Этому есть вполне наглядное доказательство, поскольку все транспортные артерии согласно национальной транспортно-логистической стратегии Казахстана в этой программе сориентированы на обеспечение бесперебойного транспортного коридора из Юго-Восточной Азии в страны Европейского союза.

При этом следует заметить, что многие маршруты пролегают в обход России, так как наш северный сосед, мягко говоря, пока ни ментально, ни инфраструктурно не готов к широкомасштабному сотрудничеству со своими партнерами ни на Западе, ни на Востоке. Это касается, например, проекта автомобильного коридора Западная Европа - Западный Китай, который на сегодняшний день в одностороннем порядке фактически «заморожен» со стороны России. И Казахстан, достраивая этот коридор, вынужден с этим мириться. Конечно, данная автомобильная трасса современного уровня заметно улучшает национальные автотранспортные артерии, особенно по части внутрирегиональной торговой кооперации, и обеспечивает возможности транспортировки грузов из Китая и в КНР, однако это не совсем то, что соответствовало первоначальной задумке создать эффективный коридор из Китая в Европу, поскольку объемы грузоперевозок весьма далеки от плановых. На сегодня этот коридор на деле пока представляет собой транспортную артерию Западный Китай - Западный Казахстан. Хотя изначально этот коридор планировался как масштабный глобальный автотранспортный проект общей протяженностью дороги в 8445 км (по Казахстану - 2787 км) от китайского порта Ляньюнган до границ ЕС, стоимостью около 3,5 млрд долларов заемных средств с потенциальной скоростью доставки грузов в 10 суток.

Усугубляет ситуацию ухудшение отношений Российской Федерации с Турецкой Республикой, которая, по заверению казахстанского руководства, по-прежнему остается стратегическим и дружественным партнером нашей страны. Как известно, российские коллеги недавно предприняли попытки ограничить перемещение казахстанских и турецких грузов из Турции через Россию в Казахстан, что привело к тому, что наша страна была вынуждена с большими издержками для себя осуществить транспортировку этих грузов в обход России, хотя такое поведение нашего северного соседа шло явно вразрез с Соглашением о свободном транзитном перемещении товаров стран - участниц ЕАЭС.

Таким же ограничениям и бюрократическим проволочкам подвергаются торгово-экономические отношения Казахстана со странами ЕС, Украиной, с которыми у нашей страны нет никаких санкционных ограничений. Россия, введя односторонние санкционные ограничения в отношении стран Запада и Украины без согласования со своими союзниками по ЕАЭС, поставила эту ситуацию в поле для политических спекуляций и «теневых» экономических схем, что, в свою очередь, заставило другие страны - участницы ЕАЭС прибегать к различного рода ухищрениям, чтобы осуществлять доставку продукции ЕС на свою территорию и «украдкой» реэкспортировать ее в РФ уже по нелегальным каналам.

Таким образом, можно сказать, что в настоящий момент формат ЕАЭС является для нашей страны не столько перспективной возможностью развития, а искусственным ограничителем наших торгово-экономических отношений не только со странами ЕС, но и Украины, Турции, а также негативно сказывается на расширении торговли с Китаем.

Как известно, еще в бытность Таможенного союза наши китайские коллеги основной торговый поток в наш регион осуществляли через Кыргызстан, представлявшийся своеобразным «перевалочным пунктом» для китайского реэкспорта. Но в связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС этот «ручеек» пересох. И теперь мы наблюдаем существенное снижение товарооборота Казахстана с Китайской Народной Республикой, несмотря на налаженные транспортные коридоры и наличие на наших границах зон свободной торговли, например, таких как «Хоргос - Восточные Ворота». Явно завышенные, настроенные под российский уровень таможенные тарифы ЕАЭС создают серьезные препятствия для активизации международной торговли нашей страны и шире - между Востоком и Западом. Таким образом, наша постсоветская евразийская ниша, несмотря на то что и Россия, и Казахстан, и ряд других стран региона являются членами Всемирной торговой организации, совершенно выпадают из сферы актуальной международной торговли. И такая ситуация только усугубляет кризисные явления в нашей экономике.

Увеличение необходимых темпов развития отечественной экономики за счет несырьевых секторов, которые испытывают сегодня депрессию, предполагает как диверсификацию структуры экономики, так и ликвидацию всех барьеров на пути трансграничной торговли, в которой участвует Казахстан, откуда и куда бы она не осуществлялась. Это важное условие оздоровления нашей экономики. Поэтому, думается, вполне логичным был бы вопрос в условиях кризиса подумать о приостановлении участия нашей страны в проектах в силу тех или иных геополитических реалий, ограничивающих наше суверенное экономическое развитие. Речь идет прежде всего о приостановлении участия в проекте ЕАЭС, по крайней мере, до момента нормализации отношений России с Западом и нашим стратегическим партнером - Турцией.

Далее следует также отметить, что развитие инициативы Экономического пояса Шелкового пути, провозглашенной китайским лидером в Астане в сентябре 2013 года, сегодня вынужденно ищет альтернативные российскому маршруты торговли с Западом и другими перспективными рынками. Например, в связи со снятием некоторых санкций с Ирана сегодня весьма актуальным для Казахстана становится железнодорожный коридор Китай - Казахстан - Туркменистан - Иран - Персидский залив. Тем более что главы Казахстана, Туркменистана и Ирана недавно открыли соответствующую железнодорожную ветку. Также вполне реальным для китайского «похода на Запад» является реализация транспортного коридора ЕС - Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай, «первая ласточка» которого уже была апробирована недавно. Этот маршрут, очевидно, не следует рассматривать как своеобразный «демарш» Казахстана как союзника России или намеренное стремление к альтернативному евразийскому торгово-экономическому блоку, а как простое прагматичное выживание в условиях жесткой международной конкуренции в ситуации кризиса. В этом не следует видеть «ничего личного, только бизнес»!

Таковы сегодняшние объективные и достаточно непростые реалии, с которыми сталкивается наша страна…

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤