Серик Буксиков. Художник, что рисует в… кризис

Можно ли делать бизнес в искусстве

Он яркое подтверждение того, что стандарты и штампы – вчерашний день. Причем менять их можно на все 180 градусов, как это сделал он. Придя на встречу в деловом костюме, с модным гаджетом в руках, Серик Буксиков дал понять: он представитель не просто полноценной, а весьма успешной бизнес-отрасли. Речь идет об изобразительном искусстве. Художник не скрывает своих расценок, не скрывает и того, что востребован. Сейчас. В кризис. Почем нынче духовная пища для народа и какими навыками должен обладать Мастер, чтобы его картинам рукоплескали? Об этом художник, член Союза художников Казахстана Серик Буксиков рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

- Серик, если откровенно, каким мы привыкли рисовать себе образ художника? Это чаще всего проникновенный и в то же время отрешенный взгляд, одухотворенное лицо и почти полное отсутствие интереса ко всему материальному. Глядя на вас, я понимаю, что портрет современного художника сильно изменился…

- Современная действительность в последнее время вообще очень сильно меняется. Появляется новый смысл. Да, профессия художника давно обросла стереотипами, но современная действительность просто заставляет меняться, если художник хочет быть успешным, хочет процветания себе и своим близким, хочет обретать дополнительные навыки. То есть исторически художники были теми людьми, которые отражали действительность того времени, в котором они находились. И востребованными среди них были те художники, которые наиболее точно отмечали разрез времени, в котором присутствовали. И если, например, посмотреть на роль художника конкретно сегодня, то нужно будет учитывать такие факторы, как темп мышления современных людей, способы коммуникации, как электронные, так и обычные, язык общения между людьми и так далее. И естественно, что самое важное – учитывать события, которые происходят в стране и за ее пределами. Поэтому, возвращаясь к стереотипу о человеке-художнике - обросшем, обрюзгшем и так далее, то этот образ может быть только сценическим. Его, конечно, можно эксплуатировать, но вы знаете, сама суть деятельности художника, она как раз заключается в том, чтобы убирать изъезженные клише. На фоне устоявшегося образа представлять собой противоположность - вот это, конечно, и есть некий ход, способ самовыражения и творческий путь.

- Давайте поймем, можем ли мы говорить, что у нас в Казахстане сегодня не просто есть, но и успешно развивается такой бизнес-сегмент, как изобразительное искусство?

- Я бы ответил на этот вопрос так: искусством зарабатывать никогда не было легко. То есть это очень сложный путь. Но если судьбой дано было стать художником, то приходится работать и в этом направлении, потому что ничего другого ты делать не можешь, я говорю конкретно о себе. Нужно многое понимать с точки зрения художника, или человека, который делает бизнес на искусстве. Я в прошлом и позапрошлом годах посещал очень много всевозможных художественных арт-мероприятий за рубежом: в Будапеште, Сингапуре, Гонконге, и вот в Сеуле была последняя выставка. Понимаете, скажем так, с точки зрения необходимости присутствия художественного кластера в регионе это нужно. С точки зрения выгоды – эта выгода непрямая. Здесь можно вести долгую логическую цепочку, но я хочу сказать вам одно – развитие одного кластера обязательно стимулирует развитие еще нескольких. В нашем случае туристической отрасли. Например, в Будапешт на Art Market со всей Европы съезжаются люди, чтобы просто увидеть большое количество художников, которые выставляются и в свою очередь тоже приезжают из всех стран мира. Такие художественные ярмарки, я считаю, большое благо как для бизнеса-сегмента, так и для самих художников. Мне кажется, что в развитом социуме должны существовать развитые институты, изобразительного искусства в том числе. Я сейчас затронул тему арт-ярмарок, здесь, конечно, можно говорить и о музеях, о некоторых событиях в городе, регионе, которые привлекают к себе внимание и которые задействуют творческих людей.

- И все-таки на вашем опыте художник – он больше о духовной пище заботится, нежели старается обеспечить себе достаток, или современные художники научились сочетать в себе таланты бизнесмена и человека искусства?

- Вы сталкивались в современной действительности с таким понятием, как «гибридные войны»? Я такие вещи называю «симбиотические виды деятельности». На сегодняшний день искусство просто обязано быть симбиотическим. Во-первых, сочетать в себе разные виды. В постмодернизме уже произошло смешение всех стилей в рамках самого визуального искусства. Сейчас можно говорить о смешении от театра, визуального искусства до музыки и так далее. Потому что с усилением значения результатов научно-технического прогресса в виде коммуникационных средств – смартфонов, интернета, мультимедиа и так далее, приходит на ум, что художественные виды должны быть удобоваримыми для использования именно в этих каналах коммуникации. Например, в эпоху Шекспира были развиты театры. Форма искусства была в том, что существуют ряд реципиентов, так называемых воспринимателей искусства. Было все - сцена со своим бэкграундом, фоном, декорации и так далее. Например, уже после 50-х годов захотелось бы затронуть именно это время, когда усилилась роль СМИ и расцветает поп-арт, когда Энди Уорхол вырезает из газеты, условно говоря, электрический стул и делает серию о смерти, потом убивают Кеннеди, и он становится как бы популярным. То есть тема смерти циркулирует от средств массовой информации к творчеству Энди Уорхола, и там она смешивается через призму восприятия творческого и становится арт-объектом. И эти арт-объекты каким-то образом воздействуют на информационное поле и так далее. Теперь, представьте себе, если сейчас по смыслу мы сменим роль СМИ на интернет, WhatsApp, всевозможные новые смысловые составляющие, которые появились в нашей жизни в последние буквально 5-10 лет. Вот из этого мы можем понять роль искусства в современном обществе.

- В вашем творчестве имеют место быть эти самые симбиотические виды деятельности?

- Мой хороший друг, владелец галереи Андрей Пичугин сказал как-то: «Серик, ты не просто художник, ты – арт-функционер». Тогда я задумался, расшифровал для себя его фразу - арт-функция. Когда осуществляешь некую функцию в социуме и находишь применение, помимо того, чтобы быть просто повешенным на стенку. Когда художник рисует картину и она висит на стене, она начинает конкурировать с плазмой, которая также висит на стене. Мне кажется, что искусство должно использовать свои конкурентные преимущества над технологическими объектами производства. И в то же время они либо соединятся, либо будут лучше на этой условной стенке.

- Вы являетесь членом Союза художников Казахстана. Какую работу в рамках данной структуры проводите?

- Да, сейчас идет процесс моего вхождения в правление союза. Вы знаете, новый президент Союза художников как-то подарил мне книгу, которая была издана в 90-х годах, это сборник фото- и архивных материалов с 1937 года. Собрана информация о всех художниках нашей страны именно с начала XX века. Иногда я натыкаюсь на материалы о тех художниках, которые были моими кумирами в детстве. Я понимаю, что Союз художников – это та структура, которая отвечает за способность человека рисовать именно в границах нашего государства. И, когда мне говорят, мол, зачем ты в этот союз вступаешь, что ты там можешь поиметь, грубо говоря, я отвечаю, что вижу это объединение союзом творческих людей, самых крутых художников. Я хочу внести свой вклад в то, чтобы это объединение в процессе времени и в рамках пространства стало именно таким, каким оно изначально задумывалось. Поэтому мы сейчас над этим работаем. На прошлой неделе, например, была утверждена, а точнее реанимирована секция «Искусствовед Казахстана». Также идет усиленная работа по созданию сайта. Другими словами, у этой структуры большой визуальный потенциал, ее можно превратить в шикарную «конфетку». Я на это замахнулся, не знаю, получится или нет, но я со своей стороны сделаю все, что в моих силах.

- Серик, давайте вернемся, как говорится, к хлебу насущному. Как вы и ваши коллеги переживаете новую волну кризиса, долларовые скачки?

- Вы знаете, искусство давно в кризисе. На кого я ни посмотрю из своих коллег, никто не обращает внимания на то, что происходит в обменных пунктах, что происходит с нефтью. Да, есть небольшой рост цен на краски, но вы понимаете же, что в ценообразовании краски не играют большую роль, поэтому, не поднимая цены на картины, так же в таком же режиме работаем и продаем.

- Если говорить о PR-ходах, назовем их так, которые можно применить к вашему бизнесу, ремеслу. Какие они? И насколько эффективны в данном случае галереи?

- Существуют классические формы реализации творческого потенциала художника, есть также экспериментальный и современный. С точки зрения галерейного бизнеса это как раз первое, о чем я начал говорить. Я внимательно изучил кучу всяких материалов, у меня была своя галерея в 2014 году, и я испытал, что называется, на себе роль галериста в нашей стране. Посетив другие страны в поисках именно данного опыта, я бы не сказал, что где-то лучше, а где-то хуже. Просто внимание людей к искусству везде примерно одинаковое. Единственная разница в уровне развития арт-рынка как такового. Где-то есть потребность у людей как категории, когда они понимают – надо купить живопись, потому что искусство отражает современную действительность, реалии сегодняшнего дня. Оно также является ценным для интерьера, то есть можно, грубо говоря, заполнить паузу неловкого молчания, сидя в офисе, разглядывая ту или иную картину и погружаясь в смысл определенной работы. В нашей стране пока нет такой культуры. Есть некое трепетное отношение к искусству, которое, кстати, тоже, на мой взгляд, вчерашний день, потому что немного отдает архаикой. В этом вопросе я бы хотел обратиться к высказыванию английского художника Бэнкси, который говорил, что ценность картины выражается в следующем: если художник нарисовал картину быстрее, чем ее рассматривают, то в этом и есть ее ценность. Конечно, есть традиционный классический взгляд на импрессионистскую живопись, антикварную. Да, там есть определенная энергетика в той или иной работе, и можно сказать, что кто-то получает кайф от каких-то мазков и так далее. Но, извините меня, изобретения, которые были в импрессионизме, изобретения в свойствах цвета, это были XVII-XVIII века, изобретение в виде формы – XIX-XX века. Что нам говорить сейчас об искусстве XXI века?

- Серик, сколько стоит в среднем одна ваша картина?

- От 1 тысячи до 5 тысяч долларов, бывает выше и ниже, в зависимости от времени, потраченного на работу.

- А сколько в среднем длится работа над одной картиной?

- Опять-таки индивидуально. Если идея сильная, она сразу ярко проявляется путем нескольких мазков, грубо говоря, она делается два-три дня.

- А вы можете писать одновременно несколько картин или вдохновение не позволяет?

- Вдохновение ко мне приходит в 9 утра и уходит в 11 вечера. Когда человек заточен на определенную работу и профессию, то о вдохновении может говорить только любитель, который может стоять и думать, взойдет сегодня солнце или нет.

- Касательно тематики - что чаще всего хотят видеть клиенты на картинах, которые заказывают вам?

- Смотря какой клиент. Например, на одной из последних моих работ были изображены 32 портрета членов огромной семьи в виде большой такой молекулы из бензольных колец, которые представляют нефть. Я тем самым подчеркнул благосостояние этой семьи нефтяников из Атырау и как-то подвязал молекулу с генеалогическим древом.

- То есть вы сами предлагаете свое видение картины?

- Все в рамках обсуждения. Я никак не могу предлагать, потому что мое представление – это мое представление, а картина, которую я напишу, она годы, десятилетия будет висеть. Поэтому мне предельно важно знать всю подноготную человека, чтобы она, картина, органично вписалась в его жизнь. Эти способности, эти навыки, к слову, пришли ко мне из рекламы.

- Серик, понятно, что в вашем бизнесе, как, впрочем, и в любом другом, очень важно имя. Как его сделать в живописи?

- Да, еще важна репутация …

- И репутация. Так есть ли определенный рецепт?

- Конечно есть. Во-первых, нужно осознавать себя творческой личностью. Во-вторых, мне кажется важно взаимодействовать с такими же личностями и иметь свое лицо, свой характер, никого не копировать, а если и копировать, то в своей манере. И, конечно же, использовать современные средства как визуализации, так и коммуникации.

- Есть некий такой шуточный перечень главных условий картины, обреченных на успех, скажем так. Почему шуточный, потому что все мы хорошо понимаем, что условие только одно – талант художника. Тем не менее считается, что картину купят обязательно, если она достаточно больших размеров, поскольку, как правило, ее покупают для стены большого дома или квартиры. Второе условие – картина должна быть обязательно современной, создана с применением последних тенденций современной живописи. И третье – картина должна быть красиво оформлена, должны быть дорогостоящие подрамник, рама и гвозди. Прокомментируйте, пожалуйста, Серик…

- Какой прекрасный перечень! (Улыбается.) Что касается размеров картины, я соглашусь с этим тезисом, единственное, немного подправлю. Совсем недавно, где-то пару лет назад, я своей интуицией осознал, что было бы круто писать большие картины, потому что, когда ты участвуешь в крупных международных ярмарках, которые проходят на пространствах в пять тысяч квадратных метров и там участвует огромное количество художников из разных стран мира, будет замечательно, если твоя картина большая. Последняя моя картина была 2 на 3 метра, я заказывал грузовик, нужно было оформить это дело в какие-то специальные кофры, кожухи и так далее. А это целые инженерные работы и проекты. К чему я это говорю? Да, она, во-первых, должна украшать большие стены и соответствовать статусу заказчика, это один из моментов. Но прежде всего мотивация для меня делать большие картины – это проявить себя в крупных ярмарках, где каждая картина насыщена определенной энергией. Второй тезис – о том, что она должна быть современной – с этим я не могу не согласиться. Это абсолютная истина. Третье - то, что она должна быть красиво оформлена. Ммм... Понятие красоты трансформировалось в процессе времени. Существуют разные психотипы людей, воспринимающих красоту. Первый. Я называю эту аудиторию «богатое богачество». Да, тогда мы делаем им картины, оформленные золотом и так далее. Но я люблю другую целевую аудиторию, которая не менее богата, но и не менее, скажем так, рациональна. Они понимают, что ценно, а что нет. Их прелесть в том, что они воспринимают красоту с рациональной точки зрения, любят простоту с дорогими материалами, любят пространство и воздух. Вот в таких случаях рамка вообще не нужна. Взгляд должны притягивать работы, они должны запоминаться в душе, вызывать импульс, рожденный в душе.

- Серик, благодарю за интересную беседу, творческих вам успехов и благодарных клиентов!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤