Рашида Шайкенова: Гостиничный бизнес в кризис спасают хостелы

Рынок гостиничного бизнеса динамично развивается, говорит президент Ассоциации гостиниц и ресторанов

Долгих разговоров о стагнации и показателях со знаком «минус», характерных на фоне тяжелых финансовых потрясений, переживаемых представителями абсолютно всех сфер жизнедеятельности, с президентом казахстанской Ассоциации гостиниц и ресторанов Рашидой Шайкеновой не было. Последователь китайской философии, она полна оптимизма и уже называет ряд преимуществ, полученных гостиничным бизнесом в кризис. «Это время новых возможностей», - напоминает глава ассоциации. На чем основываются спокойствие и уверенность в светлом гостиничном будущем участников рынка, и каков он – рецепт выживания в кризис? Об этом Рашида Шайкенова рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

- Рашида Рашидовна, в нескольких словах, как чувствует себя сегодня гостиничный бизнес Казахстана?

- Рынок динамично развивается. Свидетельством тому является приход к нам международных сетей. Это тенденции положительные. Понятно, что если мировые сети не видят перспективы в рынке, то и не придут к нам. Если рассматривать рынок детально, то есть сегмент «пятерок», и это в основном сетевые отели. Есть и наши местные «пятерки». Здесь тенденция такая, что сейчас очень много говорят в Казахстане о том, что не хватает отелей экономкласса. Сейчас мы видим, что этот сегмент есть, причем самый большой - отели без категории. И в рамках исследований, которые мы провели, мы обнаружили, что сегодня только в Алматы около 45 хостелов! И в принципе создаются условия для развития рынка. Правительство сделало безвизовым въезд для граждан 20 стран, то есть речь идет о туристах. Сегодня вообще, если говорить о сегменте туризма, то мы конечно, в первую очередь получаем деловых туристов. Ну а вот с безвизовым въездом этим летом мы увидели хорошую динамику. Понятно, что для туристов нужны свои средства размещения. Туристы – люди, которые платят из своего кармана, они, естественно, не останавливаются, за редким исключением, в чистом виде у нас ничего не существует, они не останавливаются в дорогих отелях. Поэтому очень востребованы хостелы, недорогие и в принципе отвечающие такому стандарту как кровать и завтрак – BedAndBreakfast. Ну вот примерно такая ситуация.

- И неужели, когда все вокруг говорят о тяжелых временах и применяют термин «выживание», в гостиничном бизнесе все благополучно?

- Ну почему, же, без проблем не обходится и здесь. Есть такие. К примеру, наши исследования по Казахстану показывают, что в связи с тем, что сертификация у нас добровольная, очень мало предприятий смотрят на наши стандарты и даже не представляют себе сами, к сожалению, вот такой мы видим не совсем профессиональный подход, не могут сами понять, что должно быть в соответствии со стандартами. Люди должны понимать, к какой категории принадлежит их отель, кто их потребитель, и отсюда зависит и компоновка в номере, и цена гостиничных услуг. Мы же сталкиваемся с тем, что, к сожалению, владельцы отелей не рассматривают стандарты как руководство к действию, и, конечно, это очень серьезно влияет на качество услуг. Второе – это сами стандарты, которые уже старые и отжившие свой срок. Мы неоднократно обращались в правительство с предложением разработать новые стандарты, потому что ситуация на рынке системно меняется и очень быстро, динамично меняется. И стандарты, которые должны соответствовать современным требованиям, должны носить рамочный характер, в то же время не ограничивать участников рынка, но давать им определенные понятия о том, как привязывать свое предприятие к определенным стандартам и формировать и количество услуг, и ценовое предложение, и так далее. Поэтому стандарты гостиничных услуг сегодня в Казахстане устарели. Сейчас мы получаем информацию и уже участвовали в обсуждении этого вопроса – вместо того, чтобы разработать стандарты, почему-то наши люди в стране, отвечающие за них, купили стандарты у Испании. Абсолютно очевидно, что это выброшенные деньги, потому что испанские стандарты – это их стандарты. И есть четкое понимание, что нужно столько же денег и столько же усилий, чтобы адаптировать эти правила к сегодняшний реалиям гостиничного рынка в Казахстане. Есть сегодня уже как средство размещения – юрта, есть как средство размещения гостевой дом в Казахстане, есть сегодня хостелы, которые в принципе могут перекликаться со стандартами других стран, но все равно есть и специфика казахстанского гостиничного рынка, что нельзя не учитывать. Ну и последнее, конечно, сегодня мы в стране очень много говорим о развитии туризма, но рассчитывать на иностранные инвестиции в этом сегменте, во всяком случае, сегодня, я думаю нельзя. Иссякает поток инвестиций, и очевидно почему. Потому что финансовая нестабильность в мире наблюдается. Поэтому нормальная ситуация, что инвестиций становится все меньше и меньше. В нашу внутреннюю инфраструктуру, конечно, могут вкладывать только наши казахстанские инвесторы. Ну а для того чтобы отечественные инвесторы вкладывались, конечно, нужны реальные законодательные преференции. И по земле, и по строительству, потому что понятно, что все, что будет использоваться при строительстве, будет привозиться из-за рубежа. Более того, чтобы оснастить это предприятие, нам тоже нужно будет все ввозить из-за границы. Поэтому, конечно, нужны реальные преференции, налоговые преференции, для того чтобы вызвать интерес у наших местных инвесторов.

- То есть привязка участников гостиничного бизнеса к доллару очень прочная? А значит, цены взлетели на услуги?

- Конечно. Вы сами, как потребитель, это чувствуете. Гостиничный бизнес – не исключение. Он живет и работает в Казахстане, и если на все другое взлетают цены, то здесь происходит то же самое. Они покупают те же продукты, тот же алкоголь, то же мясо, которое выросло в цене, они покупают те же моющие средства, они обновляют тот же текстиль. И так далее и так далее. Это абсолютно очевидно, что все взаимосвязано. Это круг, по которому мы все ходим. Здесь повысилось, значит, и у меня повысится. Если я стала тратить больше денег на порошок и мыло, я вложу эту разницу в цену за свои услуги.

- В процентном соотношении сколько составил рост цен в гостиничном бизнесе?

- Сейчас я не могу назвать эту цифру. Потому что картина разнородная. К примеру, в конце августа у нас прошла выставка KIOGE в Алматы, когда наши гостиницы получают большое количество гостей и вообще, когда проходят какие-то важные события, естественно, в этот период цены повышаются на услуги. Потом наступает период – мертвый сезон, лето проходит. Начинаются выставки сентябрьские, начало октября – это KITF - туристская выставка. И так по плану. Вообще, гостиница использует цену как маркетинговый инструмент, то есть в high season они повышают цены в более спокойные периоды, в затишье - снижают. То есть вы можете видеть одну цену на ресепшн, а когда начинаете бронировать и разговаривать, вы можете получить другую цену. Все это достаточно гибкая цена, но в то же время понятно, что держать стоимость в каких-то рамках, ниже себестоимости услуги, они, конечно, не могут. Потому что это налоги на землю, на недвижимость, социальные и так далее, это заработная плата сотрудников, это оснащение, это содержание. Естественно, что все закладывается в цену.

- Вы затронули тему событийного туризма, ваш прогноз относительно развития гостиничного бизнеса с проведением EXPO-2017 и Универсиады-2017?

- Гостиничный бизнес ждет с нетерпением этих событий, потому что они работают на загрузку отелей. Событийный туризм сегодня очень популярен, и он – один из реальных инструментов, обеспечивающих загрузку отелей, повторюсь. Мы уже сейчас наблюдаем рост строительства отелей. В Астане открылся недавно сетевой отель, в Алматы тоже открыли хороший трехзвездочный, наши предприниматели построили. Я уже сказала, что рынок динамично развивается, несмотря ни на что. Рынок не стоит на месте.

- А если сравнивать цены на гостиничные номера в Казахстане, со аналогичной стоимостью в других странах?

Очень много говорят о том, что у нас высокие цены, но это тоже достаточно условная вещь. Мы знаем Европу с немаленькими ценами, знаем курортные зоны с их дороговизной. Нас просто всегда рассматривают как страну, в которой нет особых ресурсов для потребителей, и поэтому у нас цены должны быть низкими. Почему? Мне непонятно. Очень часто и журналисты такие вопросы задают. Извините, это рынок, и каждый предприниматель, вкладывая свои средства, ждет возврата своих инвестиций. Другой вопрос, что наши предприниматели, которые строят отели, мало интересуются международными тенденциями в гостиничном бизнесе. До кризиса 2008 года мы говорили о сроке возврата инвестиций в гостиничный бизнес – это 5-7 лет. Сегодня мы уже говорим о 10-15 годах минимум, поэтому это такой долгоиграющий бизнес, когда ожидать быстрого дохода нельзя. Но в то же время цена за услугу не является тем, что помогает содержать предприятие. Это нужно понимать и всегда иметь в виду.

- Каков портрет современного клиента казахстанских гостиниц?

- Есть сегмент командировочных или людей, которые ездят с деловой целью. Это предприниматели, госслужащие, которые выезжают с профессиональной целью. И, конечно, сегодня в основном, большая часть клиентов – это казахстанцы. Еще с 2008 года этот сегмент делового туризма стал несколько уменьшаться, и мы заметили тенденцию, что компании как один большой сегмент потребителей для наших отельеров стали перемещать своих сотрудников на отели более низкой категории. Хостелы – это, конечно, иностранные туристы, молодежь, экономкласс – это как раз те командировочные. Что касается размещения в отелях высокой категории – это больше компании, авиакомпании, нефтяные, инвесторские предприятия, в общем, все те, которые имеют сегодня финансовые ресурсы.

- Можем ли мы тогда говорить о том, что в условиях кризиса отели экономкласса найдут свое развитие, а высокого класса, фешенебельные отели - будут переживать еще более глубокий кризис?

- Я думаю, что все будут подвержены кризису. Как говорят китайские мудрецы, это время новых возможностей. Абсолютно очевидно, что будет работа в новых условиях – это другие команды, новый менеджмент, поиски новых инструментов маркетинга, продвижения и так далее. Другими словами, как любой другой бизнес, гостиничный будет искать возможности уменьшения расходной статьи и повышать доходную.

- Спасибо вам за беседу!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤