Для стартапов Алматы – это Кремниевая долина СНГ

В чем уникальность фестиваля TECH GARDEN FEST рассказал Санжар Кеттебеков

Получить инвестиции на развитие своих проектов смогут молодые инноваторы в рамках предстоящего технологического фестиваля TECH GARDEN FEST 2015. Мероприятие организовано Министерством по инвестициям и развитию РК совместно с Автономным кластерным фондом Almaty Tech Garden при поддержке акимата Алматы и АО «Национальное агентство по технологическому развитию» НАТР. О том, в чем уникальность этого мероприятия, в интервью «Капитал.kz» рассказал Санжар Кеттебеков, генеральный директор Автономного кластерного фонда.

- Чем первый технологический фестиваль TECH GARDEN FEST 2015 будет отличаться от достаточно многочисленных площадок, которые занимаются поиском и развитием стартапов в Казахстане?

- Вообще, TECH GARDEN – это инновационный кластер Алматы, всего таких кластеров в Казахстане два: в Алматы и Назарбаев Университет в Астане. Наша задача – развить ту инновационную среду и реализовать тот потенциал, который существует в нашем городе. Еще один острый вопрос в нынешней экономической ситуации – как сформировать спрос на инновации.

В Алматы более 50 вузов, около 70 научно-исследовательских лабораторий, существует критическая масса, с которой можно работать. До сегодняшнего дня движения в этом направлении были более хаотичны, и мы не всегда видели результат. Для этого был создан инновационный кластер, который консолидирует финансовые потоки, проекты и технологические платформы, такие как IBM, IMS и другие.

Например, недропользователи должны думать, как улучшить производительность труда, автоматизацию, безопасность производства, как выйти на добавленную стоимость продукции. Технологии могут помочь решить эти вопросы.

Технологический фестиваль – это первое большое мероприятие под эгидой TECH GARDEN, направленное на стартапы. Оно будет состоять из двух больших частей. В первый день будет проходить TECH GARDEN CUP в формате HackDay, который предусматривает, что за 48 часов программисты и инженеры пытаются создать решения в соответствии с теми задачами, которые им ставят вендоры. В этот раз большой блок направлен именно на проблемы города, это такие вещи, как безопасность, экология, вопросы, связанные с транспортом, то есть проблемы, которые волнуют алматинцев. Это лучший способ вовлечь стартапы, потому что они находятся в этой среде. Самим им трудно создать то, что город готов заказать или купить, им нужна технологическая поддержка. TECH GARDEN CUP как раз и рассчитан на оказание такой поддержки вендорами, спонсорами, которые предоставляют технологические решения, на которых стартапы разрабатывают свои продукты или решения для города.

Вторая часть мероприятия – это STARTUP DAY, в ходе которого уже готовые стартапы представят свои идеи. Совместно с Национальным агентством по технологическому развитию РК мы объявляем конкурс с общим призовым фондом до 125 млн тенге, чтобы помочь этим стартапам реализоваться и создавать востребованную продукцию. Это должно стать основным результатом STARTUP DAY.

Более 20 команд, которые мы отберем в результате этих двух мероприятий, попадут в наш инкубатор, который запускается в TECH GARDEN в следующем месяце. Будем с ними работать, проводить программу акселерации. Наша задача – как можно быстрее вытолкнуть их на рынок, чтобы у них была достаточная технологическая компетенция. Компания должна состояться как бизнес, главная задача которого – зарабатывать.

Как показывает история, особенно в неопределенные экономические времена происходит бум стартапов. Я думаю, Казахстан не исключение, у нас есть идеальная возможность помочь молодым людям реализоваться. Мы предлагаем целый комплекс таких мер. В краткосрочной перспективе в ближайшие три года планируем привлечь 500 стартапов, не только казахстанских, но и из стран СНГ и международных.

Все это происходит при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК. Это часть общей инновационной политики министерства и всего плана второй пятилетки индустриально-инновационного развития. Сейчас фокус делается именно на инновации, создание сервисной индустрии, предоставление высокотехнологических сервисов в электронной коммерции.

- Чьи инвестиции сформировали призовой фонд?

- Это инвестиции Министерства по инвестициям и развитию через Национальное агентство технологического развития, но частные инвесторы тоже будут участвовать через программу вовлечения. На следующий год мы рассматриваем возможность соинвестиций с частными фондами или лицами. Программа привлечения 500 стартапов предполагает обязательное участие частного капитала, который будут привлекать частные фонды. В этот рынок нужно поверить.

- Слоган вашего мероприятия: «Идея. Стартап. Капитал». Все-таки в этой цепочке – «идея – монетизация – бизнес» – какое самое слабое звено у наших стартапов? У нас мало идей или начинающие бизнесмены не знают как ее монетизировать?

- Идеи есть. Хороших идей много, я был удивлен, насколько много в Казахстане хороших идей, а вот отличных очень мало. Нашим стартаперам не хватает знаний того, как выйти на рынок, как реализовать свою идею. Чтобы научить этому, нужны программы акселерации, которые показывают, как должен формироваться продукт, какая целевая аудитория, как правильно его продвигать, как структурировать выход на рынок.

- У нас проводится достаточно много конференций, посвященных стартапам, на которые приезжают венчурные инвесторы, учат молодых бизнесменов тому, как правильно представлять идею, как получить инвестиции, выйти на рынок. Почему в Казахстане до сих пор очень мало проектов, которые выстрелили?

- Во-первых, у нас все только начинается, Кремниевая долина появилась не за один день, это заняло почти 50 лет. Нельзя ждать того, чего у нас никогда не было, через пару лет. У нас же как получается: спикер рассказал, уехал, а стартап остался. Поддержка должна быть более скоординированной, кардинальной, вообще, стартап часто не понимает, где есть возможности, где есть рынок. Подумать о выводе своего бизнеса в Индию не каждый додумается.

Для нас сейчас самое главное – создать технологическую инновационную основу, мы видим четкие направления внедрения последних технологий и можем говорить об их доработке, она основана на прорывных инновациях.

У нас будет ряд программ акселерации, которые за пару месяцев позволят понять, в каком направлении развиваться, чтобы завоевать свою нишу на рынке, получить трекшн, а это то, на что смотрят инвесторы.

Вообще, у нас существует проблема привлечения частных инвестиций. Цель TECH GARDEN – привлечение таких инвестиций, мы будем использовать инструменты софинансирования, для того чтобы частный инвестор не боялся заходить и работать здесь.

- Но у нас уже есть немногочисленные, но яркие примеры частных инвесторов. Например, Кенес Ракишев и его проект «Построй свой бизнес».

- А exit? Это отличный пример того, куда и как надо двигаться. Очень редко можно увидеть стартап, который способен работать глобально, большинство из них ментально нацелено только на внутренний рынок. Это неправильно. Не весь МСБ можно называть инновационным, всего 3% попадают под этот флаг. Если у тебя есть интернет-магазин, это еще не значит, что ты инновационен. Вопрос в том, что ты сделал и насколько это интересно другим. Сейчас большая перспектива в В2В-направлении. Это технологические решения, платформы продвижения продукции, CRM энтерпрайз менеджмент.

- Вы считаете реалистичной идею сделать Казахстан центральным стартап-хабом региона?

- Вполне реалистичной. Во-первых, у нас есть все предпосылки для этого – политическая воля и понимание того, что это надо делать. Во-вторых, это потенциал самого города, ведь стартапы ищут места, где есть хорошая социальная составляющая, а Алматы – это Калифорния СНГ. И, в-третьих, наша программа. Мы сейчас работаем над тем, чтобы предложить стартапам наилучшие условия на территории СНГ как в финансовом плане, так и в технологическом. Мы рассчитываем привлечь несколько очень известных программ, венчурные фонды, которые помогут стартапам выйти на рынок. Причем фокусироваться планируем на международных рынках, очень много возможностей сейчас на рынках Индии, Китая, Вьетнама, Ирана, России. Эти рынки сейчас растут взрывными темпами.

- Вы говорили о том, что основным KPI вашей работы будет создание 1-2 новых направлений в экономике. Как это будет реализовано на практике?

- В среднесрочной перспективе мы хотим нащупать 2-3 направления, которые будут иметь спрос с глобальной точки зрения. На базе алматинского кластера мы планируем развивать 5 направлений. Например, мы близки к подписанию соглашения с компанией McKinsey по горно-металлургическому сектору. На этой платформе можно будет обучать автоматизации, геологоразведке, более глубокой переработке сырья, энергоэффективности до 1200 специалистов в год. Это простые вещи, но они очень востребованы. Кроме того, мы будем развивать технологии в направлениях «умная» среда, связь стандарта 5G, новые материалы, хранение энергии. В этих отраслях есть определенный экспортный потенциал. Планируем использовать транзитный потенциал Казахстана, создавая ретейл-хаб. В каждом направлении привлекаем корифеев, транснациональные компании, которые показали себя лидерами в своих отраслях. Основная идея в том, что через них отечественные стартапы смогут стать частью глобальной цепочки. Задача не простая, но решаемая. Казахстан среди стран СНГ находится на ведущей позиции в плане инвестиционной привлекательности.

Для создания критической массы нужно создать правильное партнерство. Наши казахстанские стартапы сами по себе не смогут выйти на глобальные рынки, есть, конечно, приятные исключения, но это не тренд.

- У нас есть и амбициозные проекты, нацеленные на глобальные рынки. Например, Wooppay, который планировал стать серьезным конкурентом Visa и Mastercard.

- Этот проект существует, в свое время он состоял в фонде развития ИКТ.

Амбиции и реалии – это разные вещи. Для того чтобы бодаться с Visa или Mastercard, много что нужно сделать, но у Wooppay есть хороший задел. Они уже состоялись как стартап и прошли точку безубыточности, это сейчас доходный бизнес. В идеале нам нужно менять законодательство по платежным инструментам, скажем, необходимо позволить делать транзакции между юрлицами. Это как раз та ниша, которую такие компании, как Wooppay, могут развить. Я думаю, они молодцы.

- Несколько лет в Казахстане ежегодный рост электронной коммерции составлял около 30% в год. Сохранятся ли, по вашему мнению, такие темпы роста в новых экономических реалиях?

- Рост, скорее всего, сохранится или немного замедлится, но объем очень подрастет, потому что люди начинают обращать внимание на цены и ищут, где купить выгоднее. Как показывает мировая практика, бум электронной коммерции начинается именно в кризис. Есть много вопросов, которые должны решиться: проблема адекватных платежных инструментов, стоимость логистики, которая у нас очень дорогая, использование внутренних сайтов для покупки товаров. Пока в основном трафик идет на Alibaba и Amazon. Наша задача – увеличение внутреннего содержания на этом рынке, например, ретейл-хаб и призван выстроить те элементы инфраструктуры, которые позволят сделать покупки доступными, соберут это в платформу и позволят местному бизнесу продавать. По США видно, что большие магазины, моллы начинают сжиматься, переходят в онлайн, в некоторых магазинах объемы продаж онлайн уже превышают офлайн. Fashion, FMCG рынок, электроника уже давно ушли в онлайн.

У нашего правительства и Министерства по инвестициям и развитию РК есть понимание, что нужно меняться, делать ставки на сырьевую экономику уже слишком рискованно.

- Если к вам придут с идеей новой социальной сети, вас это не заинтересует?

- Социальная сеть – нет, а ее использование – очень интересно. Основа будущего HR-службы, интернет-магазинов – это социальная сеть. Эффект сети очень ценен и в продвижении, и в продаже продуктов. Я думаю, что 24-26 сентября мы увидим решения, основанные на социальных сетях. В Казахстане есть интересные предложения в аналитике, в электронной коммерции, связанные с «Инстаграмом», давайте подождем.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤