Мы занимаемся прагматичными инвестициями
О сделке с проектом суперняня рассказал Улан КаражигитовМолодой инвестиционный фонд Musan Invest, который фокусом своей стратегии выбрал сегмент B2C в сфере ретейла и электронной коммерции, осуществил первую сделку. Предметом интереса фонда стал проект supernanny.kz , основанный семейной парой Асель и Бауржаном Канкиными. Это онлайн-ресурс, где родители могут найти или зарезервировать няню или бебиситтера, рекомендованного другими родителями. Подробнее рассказать о том, чем проект заинтересовал инвесторов, «Капитал.kz» попросил Улана Каражигитова, руководителя Musan Invest.
- Какими критериями вы руководствовались при принятии решения об инвестировании именно в этот проект?
- Конечно, прежде чем принять решение об интеграции в этот проект, мы взвесили все «за» и «против». Мы понимали, что это не уникальная идея, потому что на сегодняшний день интернет-проекты в огромном количестве плодят аналоги друг друга. Но именно в нем нас привлекла очень простая, конкретная цель – коммуникация людей, желающих найти няню, и людей, которые хотят найти такую работу. То есть проект самыми простыми и эффективными способами соединяет этих людей. Фактически получается аналог биржи труда. Но ключевым фактором является гарантия того, что supernanny занимается еще и изучением рекомендуемых кандидатур, менеджеры анализируют историю, репутацию, рекомендации по каждой кандидатуре, которая в дальнейшем будет предложена. То есть на сайте не просто выкладывается анкета, но и обеспечиваются определенные факторы безопасности, порядочности и эффективности работы каждого конкретного человека.
Этот проект стал привлекательным для нас еще и тем, что его основатели сами родители и очень четко понимают, чего не хватает современной семье, чтобы найти няню, какими критериями нужно пользоваться, чтобы это был хороший выбор. То есть они сделали проект таким образом, как если бы сами обратились за такой услугой.
- Вы вошли в проект, когда он уже был не просто идеей или бизнес-планом на бумаге, а рабочим стартапом. Что, кроме финансирования, вы можете дать проекту?
- Основатели проекта вложили много времени и денег, чтобы создать рабочий прототип. В данном случае мы нашли друг друга: мы – хорошую идею и эффективную команду, основатели – людей, которые могут обеспечить масштабирование проекта более ускоренными темпами.
С финансовыми возможностями фонда, digital-решениями этот проект должен получить дополнительный импульс, после которого, по нашему мнению, он будет двигаться значительно эффективнее. Как эффективный канал продвижения сработают наши офлайн медиа. В продвижении именно этого проекта они особенно важны, потому что не все няни и мамы являются активными пользователями интернета, а нам надо по максимуму охватить всю нашу целевую аудиторию.
У проекта большая составляющая развития. От классического варианта предоставления услуг по поиску няни можно расширить его до большого проекта для всей семьи. Мы хотим, чтобы он стал комплексным порталом, который уже будет называться Super Family. На нем будут доступны смежные возможности по поиску репетиторов, помощников по дому и других людей, которые могут оказать услуги казахстанским семьям. Мы не будем ограничиваться только предоставлением услуг, а предложим какой-то прикладной товар в этой области, полезные товары для дома и семьи.
- Окупились ли уже первоначальные инвестиции основателей в проект?
- Проект уже вышел на операционную окупаемость и в принципе достаточно близок к возвращению первоначальных вложений, однако наши цели, амбиции – расти с еще большей скоростью. Планы – грандиозные, поэтому сейчас мы даже не задумываемся о сроках появления чистых доходов. Все мысли о развитии проекта.
- Расскажите, пожалуйста, какими критериями инвестиционной стратегии будут руководствоваться в Musan Invest при принятии решения о вхождении в тот или иной проект.
- Мы привередливые инвесторы и в каждом проекте должны видеть четкую коммерческую модель и явную, прозрачную монетизацию. Проекты, которые хотят перевернуть мир, но сами непонятно на что будут жить, мы не рассматриваем, потому что миллион раз пытались сделать это самостоятельно, но, как заблудившаяся бригантина, разбивались о рифы реальности. Поэтому сейчас занимаемся достаточно прагматичными инвестициями. У нас нет цели создать проект, который обладает wow-фактором, хотя это один из ключевых критериев. Прежде всего, проект должен приносить пользу своей аудитории путем предоставления хороших, важных, адекватных услуг, а для нас как инвесторов эта аудитория важна с точки зрения лояльности и возможности использовать ее для монетизации.
Все грезят о высокотехнологичных проектах, робототехнике, но, к сожалению, там совершенно другие категории инвестиций, пока мы не можем позволить себе интеграцию в такого рода проекты. Сейчас пытаемся делать то, что соответствует нашим силам, поэтому рассчитываем каждый свой шаг. Мы готовы интегрироваться не только в стартапы, связанные с интернетом, е-commerce, но и в бизнес-проекты, которые способны развиваться. У нас нет задачи заработать быстрые деньги, есть задача участвовать в стабильных проектах.
- Есть уже наиболее вероятные кандидаты на получение ваших инвестиций? К кому-то серьезно присматриваетесь?
- Сейчас мы ежедневно отслеживаем новые варианты стартапов, которые предлагают нам участие в своих проектах. Большинство из них, около 70%, очень амбициозны, но малореализуемы.
У нас есть определенный пул проектов, которые кажутся нам полезными, эффективными и перспективными, обладающими практической силой и сервисами, которые могут облегчить жизнь людей. Половина из них относится к сегменту B2B и предлагает конкретные продукты для развития коммерческого бизнеса другими структурами. В ближайшее время будет заключено несколько сделок по интеграции в эти проекты. Сейчас мы обсуждаем количественный фактор разделения долей и фактор нашего участия в операционном управлении. Наша задача – стать полезным помощником, который даст возможность реализоваться интересным проектам. У нас нет цели получать прибыль и быстро выходить из проектов, мы хотим, чтобы они имели длинную и успешную историю, созданную вместе с нами.
- Вы не озвучиваете объем вложенных в проект supernanny. kzинвестиций, но, возможно, раскроете какие-то цифры по инвестиционной стратегии компании в целом?
- Наш ориентир в ближайшее время – до 10 проектов, на каждый проект лимитированная составляющая до $300 тыс. Мы не даем больших денег, но и не берем проекты на ранней стадии. С учетом наших возможностей, о которых я говорил, сумма сделки увеличивается, и фактически общий объем инвестиций может превышать $1 млн. Это и реклама, и трудозатраты, и ИТ-ресурсы.
Фактически сейчас у большинства проектов четкие и реальные ожидания – большинство рассчитывают на сумму в $50-70 тыс.
Если из 100 проектов, которые будут запущены в ближайшее время, выстрелят 2-3, это будет достаточно эффективный процент, потому что большинство проектов запускается на эмоциях, на желании совершить некую революцию, на желании заявить о себе. К сожалению, эмоций недостаточно, нужны глубокие знания, совершенно невероятное упорство, надо жить только этой идеей. На это способны немногие, большинство сами фактически во время беседы, на том этапе, когда мы начинаем задавать практические вопросы, понимая, что ответов на большинство из них нет, уходят сами.
Основатели Асель и Бауржан Канкины о своем проекте:
- Сколько заявок от семей и резюме новых нянь поступает ежедневно, сколько семей находят нянь в течение одного дня, сколько отсеиваете?
- Ежедневно на сайте регистрируются десятки новых нянь и еще большее количество родителей. В среднем ежедневно три семьи находят себе няню. Более 40% регистрируемых анкет отсеиваются в процессе регистрации и более 20% отсеиваются непосредственно родителями. Как показывает практика, одного негативного отзыва достаточно, чтобы количество просмотров анкеты уменьшилось или, наоборот, если у няни есть положительные отзывы и детальная анкета о себе.
- Многие няни – не активные пользователи интернета, им сложно самостоятельно зарегистрироваться. Есть какая-то офлайн-кампания по их привлечению?
- В самом начале, на этапе старта, с нянями было тяжело, они не понимали, в чем польза интернет-портала, стеснялись выставлять фото и давать о себе более полную информацию. Поэтому мы начали работать с нянями офлайн, приглашать их в офис, объяснять и помогать им регистрироваться, фотографировать, снимать видео. Сейчас ситуация меняется в положительную сторону, няни стали находить работу через портал быстрее, чем через другие источники, и стали проявлять заинтересованность, регистрироваться сами, отправлять к нам своих знакомых и подруг, которые также ищут работу.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.