Изменения, внесенные в закон, ухудшают ситуацию на рынке
На казахстанском туристическом рынке вновь неспокойноНа казахстанском туристическом рынке вновь неспокойно. До сих пор идут активные споры вокруг поправок в Закон «О туристской деятельности в РК», вступивших в силу 1 января этого года. Часть игроков поддерживает их введение, другая часть, в частности, Казахстанская туристская ассоциация (КТА) категорически с ними не согласна. О том, почему внести изменения в закон было необходимо, уже не раз высказывались члены недавно созданной Ассоциации туристских агентств Казахстана. Обычно открытая для общения с прессой глава КТА Рашида Шайкенова до сих пор хранила молчание по этому вопросу. Озвучить свою позицию и объяснить, почему члены КТА выступают за отмену внесенных в закон изменений, она согласилась в эксклюзивном интервью нашему изданию.
- Поправки буквально раскололи казахстанский туристический рынок. Как вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию? Почему они так неоднозначно восприняты?
- Мы, к сожалению, проект внесения изменений в закон до их вступления в силу не получали и не участвовали в обсуждении этой нормы закона. Хотя в составе КТА есть большая рабочая группа профессионалов, которые по 18-20 лет работают на рынке и имеют большой опыт и авторитет среди коллег. Поправка, которая была внесена в закон летом прошлого года, прошла через какие-то согласования в НПП, комитете индустрии туризма (сейчас – департамент туризма Министерства по инвестициям и развитию Казахстана – прим. ред.), а потом вдруг 31 декабря 2014 года появилась в законе, а уже 1 января 2015 года вступила в силу. Хотя в соответствии с законом о частном предпринимательстве и правоустанавливающими документами НПП любая законодательная акция, меняющая ситуацию на рынке, должна проходить отраслевую экспертизу.
Внесенные поправки мы рассматриваем как кардинальное изменение. И это не относится к разграничению деятельности туроператора и турагента. В результате очень многих встреч, дебатов, споров мы не увидели моментов, которые могут повлиять на структурирование рынка. Казахстанская туристская ассоциация написала очень много писем в НПП, мы обратились к депутатам с обращением о том, что этот закон родился спонтанно, непродуманно и ухудшает ситуацию на рынке.
Сейчас мы даем свою редакцию и обоснование этого законодательного акта. 8 мая мы пригласили заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей Гульнар Курбанбаеву и провели заседание совета и рабочей группы КТА, чтобы еще раз озвучить свою позицию. Мы считаем, что эта норма является ограничением на пути развития МСБ в сфере туризма и, несмотря на то, что целью внесения поправок предполагалось структурирование рынка, очевидно, что эта поправка не решает вопрос.
Мы все малый бизнес, нас не надо регулировать. О дерегулировании малого бизнеса говорил и президент страны, выступая недавно на Совете иностранных инвесторов. У НПП вообще должен быть иммунитет на все то, что может ограничивать предпринимательскую деятельность.
- Так каковы же основные аргументы против введенных поправок?
- Их несколько. Во-первых, на рынке работает очень много туроператоров, которые формируют и продают индивидуальные туры, это так называемые нишевые туроператоры. Давным-давно прошли те времена, когда мы работали, ориентируясь на группы, сегодня мы имеем дело с опытным туристом, который знает, что такое качественная услуга, знает, чего он хочет, и требует особого внимания. Это не массовый турист. Так вот эта статья закона ограничивает предпринимательскую деятельность нишевых туроператоров. Существует понятие оптовой и розничной торговли, по сути, нам запретили заниматься розничной торговлей. Нишевые туроператоры долго обучали своих сотрудников, вкладывали в них средства, формировали команду, а это очень большая работа, так как в целом вопрос подготовки кадров в индустрии туризма на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Туроператоры, работающие по организации индивидуальных туров, годами нарабатывали клиентскую базу, а теперь получается, что, сформировав свой турпродукт, который они обычно продавали сами, должны отдать его какому-то турагентству.
Есть еще и такой момент – договоры на оказание услуг деловых поездок для корпоративных клиентов. Они, как известно, заключаются на основании тендеров, где в техническом задании оговариваются все требования к поставщику услуг. Существует достаточно большой сегмент корпоративных клиентов, которые выносят на тендер свои услуги. И компании должны работать именно с теми, кто выиграл тендер, условия тендера нельзя нарушить. А получается, что турагентство ни при каких обстоятельствах не сможет продать турпродукт корпоративному клиенту, потому что турагент не формирует турпродукт.
Кроме этого, присутствует искусственное завышение потребительской цены для конечного клиента. Получается, что туроператор сформировал турпродукт, продал турагенту за определенную цену, а турагент в свою очередь начисляет свою комиссию, тем самым повышая стоимость турпродукта для конечного потребителя в не самые лучшие времена для потребительского рынка.
Чтобы не оказаться в роли нарушителей закона, туроператоры вынуждены создавать второе юридическое лицо в форме турагентства, а это влечет за собой дополнительные финансовые затраты. Теперь создано огромное количество юридических лиц, которые по сути не являются самостоятельными представителями МСБ. А чтобы создать турагентскую компанию, нужны деньги, онлайн-системы бронирования, кассовый аппарат, надо повысить зарплату бухгалтеру, у которого увеличивается нагрузка. Все это может стоить от $10 тыс. до $15 тыс.
У меня остается вопрос: так что же улучшают эти поправки?
- Как я понимаю, разграничивают ответственность между туроператором, который не может работать напрямую с физлицом, и турагентом. Теперь на туроператоре лежит больше ответственности. Получается, в итоге от неприятных инцидентов, которые были на рынке в прошлом году, застрахован турист.
- Нет, эти поправки не имеют никакого отношения к страховке.
- Тогда в чем смысл, польза внесенных поправок для рынка или для непосредственно туриста?
- Так мы тоже всем задаем этот вопрос. Причем закон называется «Об улучшении предпринимательской среды», мы же увидели ее реальное ухудшение. Мы просим НПП: расскажите, покажите нам, убедите, что это благо для нашего рынка. Ни одного весомого, реального аргумента мы не услышали.
- Получается, что фактически только разграничены понятия «турагент» и «туроператор»?
- Так они и так были разграничены: туроператор лицензируется, а турагент нет. Турагент не имеет права напрямую работать с зарубежным партнером, такое право имеет только туроператор.
- От внесенных поправок больше всего пострадали нишевые операторы. Мне хотелось бы понять масштаб проблемы. Сколько, к примеру, среди членов КТА таких туроператоров?
- На нашем рынке всего несколько туроператоров-чартеродержателей, я могу их всех перечислить. Это KOMPAS, Tez tour, TRAVELSYSTEM, Kazunion. Следующий сегмент операторов – это так называемые блочники, которые выкупают блоки мест на бортах у основных туроператоров, и, наконец, самый большой сегмент – это нишевые туроператоры. К примеру, из 164 действительных членов КТА 90% – это именно нишевые туроператоры.
- Это понятно, что вы, как глава отраслевой ассоциации, должны защищать интересы своих членов. Но кто защитит туриста?
- А что даст туристу то, что вы придете покупать путевки не к туроператору, а к турагенту?
- Какие меры предлагаете вы, чтобы обезопасить предстоящий горячий сезон?
- Сейчас и в НПП, и в департаменте туризма активно обсуждается идея создания некоего фонда по защите туристов, в который все турфирмы должны будут перечислять определенную сумму.
- Это же принципы работы производственного кооператива «Байтак» и отраслевой ассоциации «АТАК».
- Фонд защиты туристов должен быть независимой структурой, его учредителем может быть туристский страховой бизнес, управление фондом осуществляется избранным советом директоров, в нем должны быть широко представлены госорганы, депутаты, НПП, отраслевые объединения, туроператоры и турагенты. В частный фонд люди не пойдут, так как главный вопрос здесь – доверие. Доверие вызовет только тот фонд, в котором есть представители различных инстанций, где решения принимаются коллегиально, а структура прозрачна.
Сумма взносов в фонд должна определяться советом директоров в соответствии с реальной обстановкой на предприятиях малого бизнеса в сфере туристских услуг.
Таким образом, я вижу два инструмента стабилизации ситуации на туристском рынке: страхование и создание такого фонда.
- Поддержите ли вы идею о том, что страховать надо не объект туризма, а субъект, то есть непосредственно туристов?
- В этом нет ничего революционного, страховщики предлагают всем нам страховаться. Существуют два вида страхования – гражданско-правовой ответственности турагента и туроператора и медицинское страхование для туристов. Наши туристы в обязательном порядке оформляют страховку только, когда подают документы на получение Шенгенской визы, причем берут самую дешевую. Это вопрос нашей низкой страховой культуры, и мы давно говорим об этом страховому рынку.
Если говорить о страховании рынка, гражданско-правовой ответственности, то мы на подходе к тому, чтобы увеличить страховую суму для туроператоров и турагентов. Существует масса цивилизованных инструментов повышения ответственности игроков рынка, и в первую очередь это страховой инструмент. Мы не против увеличения, но хотим в ответ видеть повышение ответственности страховых компаний. Опыт тех компаний, которые «грохнулись», показал, что страховой рынок хочет только зарабатывать, а не возвращать. Это взаимоотношения двух бизнесов: страхового и туристского, здесь важно прийти к консенсусу через договор. Государство может повысить самый низкий страховой полис, а это в свою очередь повысит ответственность туроператора.
Страхование туристов – это тоже инструмент, но это должен быть добровольный инструмент. Не должны происходить ситуации, когда нас не выпускают из страны из-за отсутствия страхового полиса, эту норму нельзя вводить в закон. Необходимо разрабатывать разные страховые продукты, которые можно предложить на выбор туристам. Это вопрос безопасности туриста и ответственности рынка. Но, повторюсь, что к изменениям в законе это не имеет никакого отношения.
- На какой стадии ваша работа по отмене этих поправок находится сейчас?
- Состоялось заседание в департаменте индустрии туризма, там есть несколько членов с правом голоса, по-моему, из 13 или 14, семеро из них проголосовали против этой нормы.
У нас есть еще одна проблема. В Астане не всегда слышат голос алматинского рынка, а между тем Алматы сегодня – это 70% доходов от туризма в республиканский бюджет, это самое большое количество турфирм. Скидывать со счетов этот сегмент рынка нельзя, поэтому мы пригласили сюда заместителя председателя правления НПП и сейчас по итогам совместного заседания готовим протокол и намереваемся добиваться отмены этих изменений.
Мы вообще привыкли работать системно. Последние события на рынке сыграли очень плохую роль для выездного туризма в Казахстане. Мы теряем доверие потребителей, и нас это очень беспокоит. А комментировать неразумные выпады в наш адрес, полоскать наше «грязное белье» перед всем народом, тем самым создавая имидж туристского рынка как малокультурного, мы не хотим, и воду на эту мельницу лить не будем. У нас и без этого огромное количество нерешенных проблем.
- И в заключение традиционный вопрос о ваших прогнозах по рынку на предстоящий сезон?
- Сецчас происходит падение спроса на туристские услуги. Рынок выездного туризма до сих пор был наиболее динамично развивающимся, ежегодно мы имели увеличение на 25-28%. Сегодня же мы видим падение спроса на 18-20%.
Среди причин этого февральская девальвация, потом ожидание второй девальвации, общая финансовая нестабильность на рынке, а также утрата доверия со стороны потребителя к туристскому рынку. У нас есть очень серьезный конкурент – интернет. Молодое поколение уходит туда, бронирует самостоятельно, возможностей сейчас там много. Интернет дает возможность снизить стоимость турпродукта. Хотя это не всегда работает, например, туроператор, который много лет качественно работает на рынке, имеет серьезные скидки от турецких отелей. Но спрос падает, конечно, не столько из-за цены, а все-таки из-за утраты доверия к рынку.
В целом я не думаю, что этот сезон будет отличаться от других. Самыми популярными направлениями остаются Турция и озеро Иссык-Куль в Кыргызстане, несмотря на то, что там по туристской статистике цифры занижены, но это происходит потому, что большое количество казахстанцев ездит туда не через турфирмы. Традиционно популярны Болгария и Греция, куда в этом году будут летать чартеры. Пляжные европейские страны системно утверждаются на нашем рынке. Есть чартер на Барселону. Повышается спрос на свежие, новые впечатления, мы ищем эти новые рынки и ставим на них чартеры, дающие возможности уменьшения цены. Большим интересом у более обеспеченных людей пользуется Западная Европа. Примерная география на летний туризм такая.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.