Оператор обедов

Рынок выездного обслуживания – необжитая ниша казахстанского рынка кейтеринга

Развитие рынка выездного обслуживания (кейтеринга) в последнее время получило большое развитие в Казахстане. Все больше как казахстанских, так и иностранных компаний устремляются занять эту еще мало обжитую нишу. Деловое издание «Капитал.kz» решило выяснить, насколько в Казахстане развит рынок кейтеринга и каковы основные условия его дальнейшего развития, побеседовав с основателем кейтеринг-компании Flying Chef Юхой Микконен и его женой, директором Flying Chef Айной Заитовой-Микконен.

- Почему вы выбрали именно Казахстан в качестве места для ведения бизнеса?

- Я много путешествовал, работал в США, потом уехал на Бермуды. Также работал в России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, а когда приехал в Казахстан, то тут же влюбился в него. Впервые я сюда приехал в 1997 году работать по контракту на «Рахат Палас», тогда он назывался Hyatt. Мне предложили контракт сроком на два года. Проработав это время, мы решили продлить контракт, и я остался уже на пять лет.

Время шло, и надо было двигаться дальше. Мы стали часто обсуждать как с Айной, так и с нашими друзьями возможность открытия своего ресторана в Казахстане, но на тот момент что-то пошло не так, и мы оставили эту идею. В начале 2000-х мы вернулись обратно в Финляндию. После стольких лет путешествий и работы в различных странах Финляндия показалась мне «спящей красавицей». Там было здорово, но мне чего-то не хватало. Прожив на родине около 3,5 лет, я снова стал искать работу за рубежом. Была возможность уехать на Бермуды, но были проблемы с выдачей семейной визы. В итоге мы вернулись в Алматы. По приезде мы стали думать об открытии своего ресторана, но позже эта мысль переросла в идею заняться кейтерингом, так как эта ниша на тот момент была еще не занята. И мы приступили. Арендовали помещение, наняли штат и стали активно развиваться. Что интересно, мы не стали рекламировать себя, а просто стали налаживать старые связи и продвигать компанию самостоятельно. Мне очень хотелось, чтобы нас знали благодаря нашему труду, а не из-за рекламных лозунгов.

- И вы остановились на кейтеринге…

- Да. Видите ли, в ресторанном бизнесе существует некая ограниченность в действиях. У вас есть помещение, определенное место, где вы работаете, и оно остается неизменным. В кейтеринге же все по-другому. Вы постоянно в движении, должны подстраиваться под своих клиентов, и не они идут к вам, а скорее вы идете к ним. В этой области, как мне кажется, у людей есть гораздо больше возможностей для креатива. Более того, я считаю, вы должны иметь ко всему творческий подход, только так можно расти и развивать бизнес дальше.

- Как насчет бюджета? Каков был ваш стартовый капитал?

- Сначала мы обратились в банк, – говорит Айна, – но заем оказался слишком дорогостоящим. Тогда мы решили вложить в дело часть собственных средств, а также заняли деньги у друзей и родных. Первоначальный капитал составил около $34 тыс., чего на тот момент нам вполне хватило. В ту пору на нас работало два повара, не включая Юху. Тогда мы обслуживали ежедневно порядка 120 человек. Сегодня штат увеличился почти вполовину, но и клиентов стало больше в два, а то и три раза.

Мы предпочли не связываться с местными финансовыми институтами. Понимаете, тяжело управлять бизнесом, когда финансовые затраты экстремально высоки. В таком случае вы становитесь зависимым от ежемесячных выплат и не можете полноценно управлять бизнесом. Мы решили, что вложить свои средства и средства друзей будет правильной идеей и таким образом мы сможем обрести хоть какую-то независимость и свободу. К тому же рентабельность бизнеса довольно высока. Кейтеринг достаточно быстро окупил себя. Нам потребовалось около двух лет на то, чтобы выплатить все займы и начать получать чистую прибыль.

- Как вы оцениваете уровень развития рынка кейтеринга в Казахстане?

- На данный момент на рынке существует определенное количество компаний, предоставляющих свои услуги, но, как и в любом бизнесе, всегда есть куда развиваться. По большому счету,на рынке присутствует здоровая конкуренция. Компании стремятся расти. Помимо прочего, есть такие компании, с которыми ты можешь обмениваться опытом, они открыты для сотрудничества, и с ними, в принципе, приятно работать. Конечно, не обходится и без ненадежных компаний. Это как бы обратная сторона рынка – компании, которые я называю cowboycatering, или компании-однодневки.

- Да, такие компании серьезно подрывают репутацию остальных игроков на рынке. Столкнувшись однажды с неблагонадежным кейтерингом, в будущем клиенты отказываются от подобных услуг, а это уже усложняет ведение бизнеса, – добавляет Айна.

- Какой вид кейтеринга преобладает? Какая ниша больше занята?

- Думаю, что ниша индустриального кейтеринга все-таки занята больше остальных. Нужно понимать, что есть ряд компаний, находящихся далеко от города. Такие организации чаще остальных пользуются услугами выездных компаний. Многие крупные фабрики и заводы не имеют возможности самостоятельно обеспечивать персонал регулярным питанием. В этом случае им на выручку приходит кейтеринг. Кейтеринг-компании либо привозят уже готовую еду, либо готовят ее на месте. Пока культура кейтеринга в Казахстане только начинает развиваться, и люди только начинают понимать, насколько удобно пользоваться такими услугами. Если брать во внимание затраты, то, как мне кажется, компания-клиент только выигрывает, так как всю работу проделывает выездная компания, – говорит Айна.

- Компании из каких стран представлены на рынке?

- Сегодня рынок достаточно хорошо развит, на нем присутствуют как местные, так и иностранные компании – турецкие, российские и т.д., занятые в сфере кейтеринга. Помимо этого существует кейтеринг люкс-класса, или дипломатический кейтеринг, так называемый fine dining restaurant. Тут уже игроки разнопланового порядка, присутствуют как местные, так и иностранные игроки.

- В общем-то, на турецкие компании приходится достаточно большая доля индустриального рынка, – объясняет Айна. – Мы же в свою очередь занимаемся индустриальным и люксовым кейтерингом. Индустриальный – это ежедневные деньги, как говорится «хлеб с маслом», а вот «икорку сверху» дает наш «люкс».

- А как насчет клиентов? Каких клиентов больше – иностранных или местных?

- Среди клиентов, конечно, преобладают иностранные компании. Думаю, это происходит потому, что по большей части владельцы иностранных компаний уже сталкивались с этой услугой ранее и понимают, насколько это удобно. Но и местные компании также потихоньку начинают приобщаться к этой услуге. Владельцы местных компаний и частные лица, если попадают на мероприятия, которые устраивает кейтеринг-организация, понимают, насколько это практично и выгодно, – говорит Айна.

- Во сколько обойдется мероприятие, скажем, на 100 человек?

- Все зависит от выбранного меню и места расположения. Цена может начинаться от 8-10 тыс. тенге с человека и варьироваться до 15-20 тыс. тенге. При организации любого мероприятия для начала мы встречаемся с клиентом, чтобы понять, что ему необходимо. Потом мы разрабатываем коммерческие предложения как минимум с тремя различными опциями, затем встречаемся снова. В этом деле нужно всегда стремиться к тому, чтобы обе стороны были довольны. Если клиент доволен, все счастливы, он придет снова.

- Например, мы устраивали свадьбу за городом, где у владельца был большой участок позади дома. Нам потребовалось два дня для того, чтобы привезти наше оборудование и построить большой банкетный зал на его участке, – рассказывает Айна. – Все гости были довольны, все прошло на высшем уровне, и, как результат, через четыре года он обратился к нам снова. В то время мы посчитали, что на тот момент мы вывезли около 15 тонн груза и вовлекли в этот процесс около 80 человек. Нужно понимать, что это огромный труд.

Конечная цена зависит от меню и от того, как далеко нам придется везти оборудование. Если мероприятие будет проходить в Талдыкоргане – это одна цена, если в Алматы – другая. Но мы всегда принимаем во внимание интересы клиента. 

- То есть вы подстраиваетесь под клиента?

- Да, это, по сути, основное условие. Компания не выживет на рынке, если будет диктовать свои правила. У компании должен быть индивидуальный подход к каждому клиенту, необходимо учитывать все потребности и пожелания. К примеру, на протяжении многих лет мы работали с BritishCouncil. Они нас приглашали практически ежемесячно, и их удивило, что мы ни разу за это время не повторили наше меню.

- С какими проблемами сталкиваются компании, занятые в сфере кейтеринга?

- По большей части говорить о каких-то действительно крупных проблемах не приходится. Все основывается на умении управлять людьми. Зарплата поваров, место работы, бонусы, меню – все это должно быть организовано в первую очередь. Обязательно нужны соответствующие сертификаты, надежный штат сотрудников. Нужно нарабатывать клиентскую базу, пытаться завоевать их. Когда мы начинали, это было нетрудно. Сейчас у компаний из года в год появляется все больше конкурентов, чего раньше не было.

- Каковы ваши прогнозы дальнейшего развития рынка кейтеринга?

- Так как на рынке сегодня присутствует спрос на выездные кейтеринг-услуги, то он, несомненно, будет развиваться и дальше. Кроме того, компании становятся все более конкурентоспособными, и это хорошо, потому что с рынка уходят неблагонадежные игроки и остаются те, кто уже проверен временем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤