Люди используют интернет, а не 3G или 4G
Как оператор форсирует решение вопроса о выдаче лицензий на 4G рассказал Миндаугас УбартасПередача данных постепенно становится одним из основных источников дохода мобильных операторов. О том, что пользователи стали меньше звонить, предпочитая связываться через онлайн-мессенджеры или социальные сети, говорит и статистика. К примеру, новогодняя. Традиционно в праздничную ночь абоненты огромным количеством звонков устраивали сетям операторов экзамен на прочность. В этом году казахстанцы предпочли поздравлять друг друга именно через мобильный интернет. К примеру, абоненты «Tele2 Казахстан» в праздничную ночь использовали 42,3 терабайта интернет-трафика, а это более чем в 2 раза выше показателей предыдущей новогодней ночи.
Следуя сложившемуся тренду, операторы стали менять структуру ценообразования на свои услуги. О том, как монетизировать растущий трафик передачи данных, каковы особенности потребления мобильного интернета казахстанцами, а также о том, есть ли у компании антикризисный план и как оператор форсирует решение вопроса о выдаче лицензий на 4G в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Миндаугас Убартас, коммерческий директор «Tele2 Казахстан».
- Сейчас непростые времена. На фоне стремительного снижения цены на нефть, серьезных экономических и геополитических проблем у наших соседей, а также девальвационных ожиданий внутри страны, уже сложившейся можно считать традицию начинать интервью именно с этого вопроса. Есть ли Tele2 в Казахстане антикризисный план на случай негативного сценария развития событий?
- Антикризисного плана у нас не существует и вряд ли появится. Модель нашего бизнеса и так подразумевает costsaving во всем, чтобы делать связь максимально выгодной. Любой экономический спад мы стараемся обратить в свою пользу. Люди начинают задумываться о своих расходах и приходят к выводу, что лучше нашего предложения на рынке нет. К примеру, во время экономического кризиса в Литве в 2008 году приток абонентов в Tele2 составил около 15%. Когда в прошлом году произошла девальвация, мы были единственным мобильным оператором, который не повысил цены. Думаю, что и при любых других вызовах мы будем придерживаться этого же подхода.
- Сформировавшимся трендом, о котором говорят все операторы, стало замедление роста доходов от голосовых услуг и увеличение дохода от передачи данных. Какую сейчас долю в общей структуре доходов занимает передача данных у «Tele2 Казахстан»?
- Если вам нужны точные цифры, то лучше дождаться годового отчета, который мобильные компании традиционно публикуют в феврале. Что касается общей расстановки сил среди казахстанских операторов, то хочу сказать, что по передаче данных уверенно лидируют недавно появившиеся компании, к которым мы и относимся. В их структуре мобильный интернет занимает 30-65%, тогда как у «древних» мобильных компаний до 90% емкости канала обычно забито звонками.
- Расскажите о динамике роста трафика передачи данных. Насколько он вырос с начала года?
- Как я уже сказал ранее, передача данных показывает очень интересную динамику. Но если смотреть по регионам, то ситуация будет еще интереснее. Есть регионы, где большинство доходов мы получаем от мобильного интернета. Этому сопутствовали как усилия самого оператора по его развитию, так и ситуация с проводным интернетом; там, где он меньше развит, растет доминирование мобильной передачи данных.
Рост трафика мы измеряем уже не в процентах, а в терабайтах, и этот рост только начинается. В будущем поток используемых данных будет только умножаться, так как качество интернет-контента только растет. С другой стороны, это давит на инфраструктуру операторов, и сейчас они инвестируют большие средства в расширение емкости каналов и увеличивают плотность базовых станций. Хочу отметить одну особенность мобильного интернета: 5% клиентов качают 70% всех данных, остальные 95% страдают от этого. Это в свою очередь вынуждает операторов принимать меры по ограничению трафика и заниматься ценообразованием.
- Интересно, как вы монетизируете такой рост?
- Основная сложность, с которой сталкиваются все на телекоммуникационном рынке, – объемы передачи данных растут гораздо быстрее, чем стоимость самой услуги. В какой-то момент это может создать трудности для дальнейшего инвестирования при низкой маржинальности. Решением может стать оптимизация затрат, в том числе за счет совместного использования операторами инфраструктуры, ее дальнейшее развитие и применение более эффективных технологий, позволяющих при меньших затратах получать большую отдачу, монетизация трафика через оптимальное соотношение цены и объема предоставляемых услуг, а также создание новых видов сервиса, приносящих дополнительную выручку.
- А какова сейчас пропорция обладателей смартфонов и обычных телефонов в вашей сети?
- Пропорция обладателей смартфонов и обычных «звонилок» приблизительно 65% и 35%. Подавляющее большинство пользователей смартфонов используют операционную систему Android. Их около 56%. iOS использует около 5% пользователей.
- Ваши конкуренты по рынку говорят о том, что еще не все возможности стандарта 3G использованы. Получается, что лицензия на 4G не явное конкурентное преимущество Altel. Согласны ли вы с такой оценкой?
- Новая технология есть новая технология, а услуга остается услугой. Люди используют интернет, а не 3G или 4G. Или даже так: люди не хотят сам интернет. Наоборот, всем им нужна электронная почта, видео (YouTube, RuTube, Vimeo), аудио (радио, Deezer, Spotify), мессенджеры (WhatsApp, Skype), показуха (Facebook, Odnoklassniki, Instagram), новости (Kapital.kz, CNN, BBC) и многое другое. Технологическое отличие создает имидж для пионеров отрасли, но большинству населения еще предстоит открыть для себя мир мобильного интернета и найти в нем выгоду для себя, чтобы не только убивать там время.
Тем не менее операторам нужна технология 4G для обслуживания быстрорастущего трафика наших клиентов, и мы надеемся, что регулятор обратит внимание на потребности наших клиентов и выделит нужные частоты и лицензии.
- Существует бизнес-модель Network Sharing, которая предполагает коллективное развертывание сетей. Впервые она была обкатана именно в Швеции, на родине Tele2. В Казахстане вы не обращались к своим партнерам по рынку с предложением о совместном строительстве сетей 4G?
- В этом у нас нет потребности. Как только у нас появится официальное разрешение разворачивать сеть 4G, мы приступим к этой работе в этот же день. Тем более что у Tele2 имеется отличный опыт в других странах: в 2012 году мы стали единственным оператором в мире, развернувшим сеть в стандарте LTE в Нидерландах, не используя до этого стандарты 2G и 3G. На протяжении 2014 года мы завершили модернизацию сети в прибалтийских странах и ожидаем, что в 2015 году сеть LTE покроет примерно 90% населения Эстонии, Латвии и Литвы. Ранее мы добились аналогичного успеха в Швеции.
- Вопрос получения лицензии на развертывание сети 4G снова откладывается на несколько лет. Что вы можете предпринять со своей стороны, чтобы ускорить этот процесс?
- Демонстрируем свои технические возможности – это раз, и два – находимся в постоянном диалоге с регулятором. Мы придерживаемся мнения, что ситуация, когда такая возможность есть только у одного оператора, не способствует развитию конкуренции и не в интересах абонентов.
- Вас не испугала реакция конкурентов по рынку на ваши маркетинговые ходы? Я имею в виду так называемую «баннерную» войну конца прошлого года. Какие планы на следующий год? Будете продолжать провоцировать или выберете более сдержанную маркетинговую стратегию?
- Испугались? Вопрос не по адресу. Мы рады этой реакции! Наша стратегия – люди не должны переплачивать! Каждое снижение цен доказывает, что мы делаем свою работу так, как надо, и повышаем эффективность своей компании. А вместе с этим поднимаем эффективность всей индустрии и тем самым увеличиваем конкурентоспособность страны. Выигрывают все – клиенты, мы и общество в целом.
Наши действия целесообразны, мы хотим обратить внимание людей на нашу отрасль. Используя наши услуги, клиенты сэкономят деньги. А у «древних» сотовых компаний цель одна: чтобы все-все забыли про них и пореже задумывались про телекоммуникации. Это им на руку – они режут маркетинговые бюджеты и хотят, чтобы статус-кво не нарушался.
Когда говорят про конец мобильного рабства, приводят пример России, а там все сделано так, чтобы никто номер не менял. Поставлены такие преграды для клиентов, что у тех руки опускаются. Мы, напротив, хотим повторить пример Турции, где 43% клиентов поменяли операторов со своим номером, или Гонконга, где это сделали 15% абонентов. Мы приложили большие усилия, чтобы перенос номера в Казахстане был легким и удобным для клиента, и еще мы продолжим делать все, чтобы клиент мог сэкономить больше денег.
- Кстати, а как вы готовитесь к внедрению MNP, которое произойдет уже в этом году? Просчитывали ли вы возможный процент перетока абонентов?
- В настоящее время законопроект «Об информатизации», предусматривающий внедрение услуги переносимости номеров (MNP – mobile number portability), находится на рассмотрении в Парламенте РК. Поэтому трудно назвать точную дату, когда эта услуга станет доступна. Однако, надеюсь, что уже в этом году она заработает. Благодаря тому, что абоненты смогут менять оператора без смены своего номера, произойдет отмена так называемого «мобильного рабства», когда абонент не решался сменить оператора связи на другого с более низкими тарифами, опасаясь исчезнуть из списка контактов друзей и коллег.
Прогнозы по перетоку абонентов пока не стану озвучивать, но считаю, что внедрение MNP значительно ужесточит конкуренцию на рынке связи. Как результат, «древние» операторы сотовой связи потеряют возможность удерживать абонентов административными мерами и будут вынуждены включиться в реальную борьбу за клиента путем снижения тарифов. Добавлю, что мы приложим все усилия, чтобы перенос номеров стал популярной услугой, а цены на связь – ниже.
- А по истечении какого времени можно будет говорить об эффективности внедрения этой услуги, то есть, другими словами, когда будут цифры?
- О результатах можно будет говорить после квартальных отчетов. До их опубликования цифры будет сложно предоставить, но мы постараемся отслеживать динамику.
- 1 января этого года произошло очередное снижение ставки интерконнекта. Вы, как оператор, который больше всех ратовал за ее снижение, довольны тем, какими темпами движется этот процесс?
- Ставка интерконнекта снизилась на 20% с 1 января и это хорошо. Но, согласно данным регулятора, такой она должна была быть еще 2-3 года назад. То есть за эти годы клиенты уже переплатили очень много. Ставка интерконнекта выполняет роль барьера – чем он выше, тем труднее новым операторам зайти на рынок. Но мы таких преград не боимся: как работали при очень высокой ставке интерконнекта, так и продолжим работать еще лучше при снижающихся ставках. Ставка снизилась – мы продолжим «ронять» цены еще больше. И прилагать все усилия, чтобы падение ставки продолжалось и ускорялось. Ведь благодаря этому люди могут экономить деньги на общение и мобильный интернет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.