Рынок глянца в Казахстане будет развиваться активно
Об этом в интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал генеральный директор Partners Media Group Александр ТрефиловРынок глянцевых журналов развивается довольно активно. Открываются новые журналы, спрос на них растет. Однако и интернет не дремлет: интересные тексты зачастую ищут именно там. Что из себя представляет рынок глянца в Казахстане, и как глянцевые журналы действуют в эпоху все большей популярности онлайн СМИ, корреспондент делового портала Kapital.kz узнал у генерального директора Partners Media Group Александра Трефилова.
Как бы Вы в целом оценили журнальный рынок Казахстана? Какую долю на нем занимаете вы?
Прежде всего хотел бы отметить что рынок Казахстана сам по себе небольшой, если сравнивать его например с рынками России или Украины (с точки зрения населения). Мы как издатели глянцевых журналов имеем дело прежде всего с достаточно таргетированной и понятной аудиторей, которая как правило представляет собой средний и высший класс проживающий в крупных городах страны. Работая в рамках международных лицензий мы часто отправляем отчеты нашим партнерам в Москву и Нью-Йорк, в которых они просят нас перечислить конкурентов. На данный момент прямых конкурентов нашим изданиям на рынке я не вижу. Раньше к конкурирующим изданиям в сегменте Esquire мы относили Men’s Health (и то больше по критерию потенциальных рекламодателей), но начиная с мая 2014 года журнал входит в наш портфель по прямой лицензии с Rodale (владеет брендом Men’s Health по всему миру).
Издательский дом стабильно развивается и на сегодня безусловно является одним из крупнейших на рынке РК. Если говорить про нашу долю в сегменте периодической печати то уверен что она составляет не менее 50%.
С какими сложностями вы сталкиваетесь?
Залог успеха в нашем бизнесе – талантливые и профессиональные сотрудники, которые хорошо понимают как нужно работать в международном издании. Однако отыскать таких кандидатов порой очень сложно, поэтому мы находимся в состоянии постоянного поиска профессионалов во все департаменты нашей компании, для того чтобы соответсвовать высокой планке всех наших изданий.
Запрет на разные категории рекламы также является сдерживающим фактором развития бизнеса. Для нас, как вы понимаете, это рекламные бюджеты.
Ограничение доли участия иностранных учредителей не более 20% также не в пользу качественного развития бизнеса. Здесь я больше говорю не про привлечение финансирования, в Казахстане достаточно много частных инвесторов которые проявляют интерес к нашему бизнесу, а про возможность получить уникальные know-how которыми обладают стратегические инвесторы медийного бизнеса.
Один из ваших журналов, Esquire, активно работает онлайн. Как вы разделяете онлайн и печатную версию?
Диджитализация всех off-line проектов издательского дома – важнейшее направление в среднесрочной переспективе развития нашей компании. На самом деле мы присутствуем в интернете не только с брендом Esquire, также есть сайт журнала Harper’s BAZAAR (www.harpersbazaar.kz), который активно набирает обороты и буквально через несколько дней мы запускаем сайт журнала Men’s Health (www.menshealth.kz). С esquire.kz мы на данный момент добились наилучших результатов – ресурс, являясь уникальным и нишевым проектом в казнете ежемесячно посещают порядка 65 тысяч человек и эта цифра постоянно растет. Диджитал развивают независимые от журнала редакции, но работающие в той же редакционной концеппции бренда. Важно отметить что наши шаги обусловлены общим трендом присутствия (не перехода!) издателей в интернете, поскольку мы видим более широкую аудиторию (например за счет читателей из небольших городов), но важно понимать что за каждый журнал читатель платить деньги, в интернете же все бесплатно. Однако хочу особо отметить что off-line направление развивается не менее бурно: тиражи продолжают расти за счет новых подписчиков и освоения альтернативных каналов распространения и у меня твердое ощущения того чтобы мы еще далеко не достигли пика в этом направлении.
Esquire имеет репутацию журнала, который активно пишет о политике. Насколько это важно для вас?
Могу точно сказать Esquire Kazakhstan совсем не про политику, пусть этим занимаются другие издания (смеется). В самом деле вы можете встретить на страницах журнала известных политических деятелей, но расскрываем мы их больше человеческие качества, например, в рубрике «Правила жизни». На сайте esquire.kz есть отдельная рубрика «Политблог» - это больше платформа для обсуждения актуальных экономических и политических новостей, при чем среди авторов данного раздела могут выступать и министры и прочие высокопоставленные чиновники, для нас важно чтобы любые «посты» носили больше аналитический характер и соотвествовали общей редакционной политике бренда. Редакция всегда помнит от том, что Esquire прежде всего рассчитан на образованных и эрудированных читателей, и какие-либо спекуляции с контентом недопустимы, даже если это сможет повысить рейтинг проекта.
Выше вы сказали, что планируете открыть новый журнал. У вас итак их четыре, рынок не самый большой, а те журналы, которые уже есть, занимают несколько ниш, имеют свою аудиторию. Зачем еще журналы?
Я вижу достаточно много незанятых ниш и мы с акционерами готовы их занять. Я не хотел бы подробно останавливаться какие конкретно журналы могли бы стать успешными в Казахстане , чтобы не давать подсказку потенциальным конкурентам (смеется).
Могу лишь сказать что достаточно посмотреть на рынок России или Украины где для одной целевой аудитории существуют несколько журнальных брендов, и при этом каждый журнал финансово чувствует себя очень неплохо. Работая в России издателем журнала FHM мы одновременно конкурировали с такими изданиями как Esquire, GQ, Maxim, Playboy и каждый занимал свою достоинную долю на рынке.
Если говорить о динамике развития издательского бизнеса в Казахстане, то считаю что в среднесрочной перспективе мы увидим появление новых международных журнальных брендов, и в этом процессе наш издательский дом будет принимать активное участие.
Что для вас значит понятие «глянец»? Это только тип бумаги? Или какая-то идеология?
Глянец глянцу рознь (смеется). Конечно нельзя характеризовать журнал по типу бумаги - это стереотип. Прежде всего важно понимать на каком уровне делается тот или иной журнал. Важно учитывать не только качество печати, но и содержание, верстку, качество редакционных проектов. Например, возьмем журнал Harper’s BAZAAR, история которого насчитывает 146 лет. 4 раза в год обложку и фешн-съемки для журнала делает Карин Ротфельд (известный редактор в мире глянцевых изданий о моде) и это отличает нас от всех других изданий. Это конечно обходиться нам в круглую сумму, но важно инвестировать в качество проекта, для того чтобы оправдывать ожидания читателей и рекламодателей – этому правилу мы придерживаемся со всеми нашими изданиями.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.