Мы должны были выстоять
Как пережить кризис, рассказал исполнительный вице-президент по коммерции МАУ Сергей ФоменкоМеждународные авиалинии Украины (МАУ) прошли суровую школу войны и запретов. О том, как пережить кризис и не потерять авиабизнес, рассказал исполнительный вице-президент по коммерции МАУ Сергей Фоменко.
- Как повлияла военная обстановка в Украине на пассажиров авиакомпании МАУ?
- Думаю, не совсем правильно будет говорить, что война, скорее «пропаганда», российских СМИ очень пагубно влияла на имидж Украины. Да, происходили столкновения, но это было на востоке Украины, в некоторых местах, а в Киеве и в работе аэропорта Борисполя сбоев не было и нет.
В самые сложные месяцы, это были зима-весна 2014 года, когда усиленно шла негативная информация в отношении событий и ситуации в Киеве и в аэропорту Борисполя, нам было труднее всего. Если в начале зимы спад пассажиропотока в Украину был примерно 9-15 %, к пику лета достиг 25-30% по сравнению с 2013 годом. Летом 2013-го мы выполняли до четырех рейсов в день в Крым, два рейса в день в Донецк. В этом году таких пассажиров уже не было.
- Какие-то меры были предприняты руководством – может, оптимизация компании, антикризисный план? Что делала компания, чтобы не закрыть бизнес и не нести убытки?
- Мы понимали, что, с одной стороны, без потерь не выберемся из сложившейся ситуации, с другой – просто вернуть самолеты лизингодателям и потерять квалифицированные кадры в лице летчиков, бортпроводников, техников авиакомпания не хочет. Мы искали и нашли работу для наших самолетов с нашими летчиками, бортпроводниками, техническим персоналом за пределами Украины. Для того чтобы избежать сокращения коллектива, административный персонал компании принял решение добровольно уйти в неоплачиваемый отпуск на несколько недель. Тем самым мы смогли сохранить часть рабочих мест. Мы, наш большой коллектив, от летчиков авиакомпании до обслуживающего персонала, понимали, что должны пережить это сложное время вместе со страной. МАУ является лидирующей авиакомпанией Украины, и то, что строилось 22 года, мы не должны были потерять, мы должны были выстоять. Поэтому, несмотря на, естественно, текучку кадров и даже некоторый дефицит персонала, коллектив принял решение помочь своей авиакомпании.
- Сколько сейчас сотрудников работает в авиакомпании?
- В 2014 году мы планировали, согласно бюджету, 2716 сотрудников, но сейчас справляемся со штатом в 2423 человека. Снижение, как видите, небольшое. Таким количеством сотрудников сейчас мы полностью обеспечиваем всю нашу деятельность.
- Существует ли официальный запрет со стороны России? Насколько удлинились маршруты авиакомпании?
- Технически и коммерчески стало сложнее выполнять рейсы, на которых вынужденно увеличилась длина маршрута. Но, надеемся, что эта мера тоже временная.
Рейс по маршруту Киев – Алматы удлинился на 35 минут, Алматы – Киев – на 1 час 20 минут, рейс Киев – Астана – на 1 час 10 минут. Полет из казахстанской столицы в украинскую сейчас занимает на 2 часа больше и составляет 6 часов 30 минут. Это существенно затруднило нашу работу. Официальных запретов на перелет над транзитной зоной России никто не вводил. Но нам отказывают по «техническим причинам», ссылаясь на загруженность точек входа и выхода в воздушное пространство Российской Федерации. Мы, конечно, сразу отреагировали. Стали использовать более скоростные самолеты нового поколения Boеing 737-800, 737-900, благодаря этому время прилета и вылета из Киева осталось почти неизменным. Было изменено время вылета наших рейсов из Астаны и Алматы. Так как перелет проходит в ночное время, бортпроводники делают все возможное, чтобы пассажиры получили комфортный ужин, завтрак, могли отдохнуть. Это позволяет компенсировать увеличение длительности полета. Хочется отметить, что время стыковок в аэропорту Борисполя мы сохранили максимально удобным.
Надеемся, что облет территории России – временная ситуация, как вы знаете, российские компании тоже вынуждены облетать Украину. Если наши государственные авиационные власти найдут компромисс, авиакомпании перестанут быть заложниками ситуации. Ведь в настоящее время, несмотря на сложности в пролетах территории, осуществляются регулярные перелеты на маршрутах Москва – Киев – Москва, Санкт-Петербург – Киев – Санкт-Петербург как российскими перевозчиками, так и МАУ. А вот когда дело касается полетов в третьи страны, начинаются «технические игры.
- Вы были вынуждены увеличить стоимость билетов?
- Естественно, мы понимаем, что никто не будет платить дороже, в любом случае мы предлагаем перелеты с МАУ по самым конкурентным ценам и будем стараться их удержать. При такой длине рейсов на скорость и продолжительность полета влияет встречный ветер, мы должны были учесть и этот фактор, хотя он носит сезонный характер. Для частичной компенсации увеличенной длины рейсов был повышен топливный сбор. Это вынужденная мера, она незначительно сказалась на цене, конечно, но без нее мы не могли.
- Как преодолеть информационную войну? Какие шаги предпринимает авиакомпания для изменения ситуации?
- Когда показывали картинки из других мест и выдавали это за Киев, мы очень сильно страдали, нам приходилось проводить конференции для журналистов, в том числе и для международных, приглашать, привозить и показывать, чтобы люди своими глазами видели, что в Киеве и в аэропорту Борисполя все мирно и спокойно. Мы приглашаем также туристические агентства, турфирмы, чтобы они увидели, как работают авиакомпания, службы аэропорта, как живут города. Те, кто увидел все своими глазами, становились нашими «послами доброй воли», которые только на собственном опыте могут показать и рассказать другим, что гостям на Украине рады, туристы спокойно могут приезжать в Киев, в Одессу на юге и во Львов на западе Украины. Те, кто приезжал в этом году, поняли, что по-прежнему нет барьера. Всегда рады гостям, не зависимо от того, на каком языке говорят туристы. Но бороться в одиночку сложно, и мы обратились к правительству Украины с просьбой помочь. Ждем их ответа.
- Вы попросили инвестировать в компанию? Или поддержать кредитами?
- Сейчас мы ждем помощи от государства. Мы обратились, чтобы была рассмотрена возможность оказать нам материальную помощь в виде кредита. К этому прибегали и американские компании после событий 11 сентября, и европейские авиакомпании в трудные для них времена, просят помощи у своего государства и российские авиакомпании в период кризисов. Ждем решения правительства. Мы понимаем, что есть некоторые технологические особенности, но, например, налоговые обязательства, которые могут быть растянуты во времени, также могут быть расценены как помощь и поддержка.
Не менее, чем финансовая, нам нужна помощь информационная. Необходимо донести до всех, кто хочет работать с Украиной и посещать ее как турист, что страна это может и готова делать. Мы готовы со своей стороны сделать все необходимое для проведения на Украине бизнес-форумов, встреч инвесторов, туроператоров. Именно так мы сможем показать миру, что на Украине безопасно работать, жить и отдыхать.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.