СЭЗ не достигнут успеха за один день
О факторах, сдерживающих развитие казахстанских СЭЗ, рассказал Уилфред Буун Хиан ЛооВопрос эффективности специальных экономических зон (СЭЗ) в Казахстане не теряет актуальности. Неоправданные ожидания от работы СЭЗ выливаются в повсеместную критику. Темпы развития индустриальных зон не устраивают и главу государства. По его поручению правительство в лице Министерства инвестиций и развития РК привлекло к сотрудничеству международного эксперта – сингапурскую компанию JURONG Consultants. О факторах, сдерживающих развитие казахстанских СЭЗ, и потенциале таких зон в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал вице-президент компании JURONG Consultants Уилфред Буун Хиан Лоо.
- Каковы результаты сотрудничества JURONGConsultants с казахстанским правительством?
- Наш первый контракт с Министерством индустрии и новых технологий РК (в наст. вр. – Министерство по инвестициям и развитию РК) подписан в прошлом году. В первую очередь мы провели анализ деятельности всех 10 СЭЗ Казахстана для определения текущей ситуации их развития – побывали в каждой и максимально собрали всю информацию.
Что мы обнаружили? Каждая специальная экономическая зона развивается по-разному. И сейчас пока нельзя ожидать от них больших результатов, так как еще не прошло достаточно времени для их развития: средний возраст СЭЗ в Казахстане – 6-7 лет. Конечно, некоторые из них достаточно развиты. Например, СЭЗ «Астана – Новый город». Это связано и со столичным статусом, и с местом проведения «ЭКСПО-2017». Логистика, строительство и производство – это привлекает казахстанских и иностранных инвесторов в данную СЭЗ.
Другие специальные экономические зоны в Атырау и Актау также достаточно успешно развиваются – в этих регионах добываются нефть и газ. Инфраструктура СЭЗ «Сарыарка» (Карагандинская область) практически завершена. Свою роль в ее развитии играет наличие большого количества учебных заведений в Караганде, а следовательно – квалифицированной рабочей силы. Это способствует развитию технологий и инноваций.
Кроме того, и само географическое расположение специальных экономических зон в Казахстане определяет их развитие. Например, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» находится в отдаленном районе с небольшой численностью населения, поэтому развитие этой зоны проходит немного медленнее. Но хочу отметить, что некоторый успех в этой работе уже имеется. К примеру, подписаны соглашения с крупными международными компаниями, которые имеют опыт по управлению СЭЗ. Что касается других специальных экономических зон, таких как «Онтустiк», «Тараз» и «Павлодар», то они находятся в индустриально развитых регионах с большой ресурсной, в том числе минеральной, базой. Это тоже окажет положительное влияние на успешное развитие данных СЭЗ.
- Но все же специальные зоны в Казахстане не получили той динамики развития, которую от них ожидали. Президент РК не раз подвергал критике эффективность работы со специальными экономическими зонами. И по итогам анализа, проведенного вашей компанией, какие упущения, барьеры выявлены в работе СЭЗ?
- Существует множество причин, почему специальные экономические зоны в Казахстане показывают слабую эффективность. Это несовершенство законодательной базы, неравномерное институциональное развитие, слабые темпы развития инфраструктуры.
Хотелось бы отметить, что в республике необходимо улучшить бизнес-процессы, устранить барьеры для инвесторов. Они вкладывают много средств в свои проекты, но взамен им необходима гарантия, защита инвестиций и поддержка. Несмотря на то, что в Казахстане совершенствуют законодательство, тем не менее до сих пор остаются моменты, которые создают проблемы.
Да, в специальных экономических зонах вашей страны для компаний-участников действует льготный налоговый режим, но необходимо наладить действие льгот на деле. То есть формально они существуют, но надо сделать так, чтобы они работали в действительности. Тех льгот, которые должны предоставляться, согласно законодательству, вполне достаточно. Наш анализ выявил недочеты в системе, по которой они работали. К примеру, проблемным для инвесторов был вопрос уплаты и возврата налогов. По результатам исследования мы расписали расчеты и предоставили АО «KAZNEXINVEST» для дальнейшей работы.
Мне известно, что по итогам данных исследований уполномоченным органом – Министерством по инвестициям и развитию РК – готовится ряд поправок, которые должны устранить барьеры законодательного характера.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что в мире насчитывается, по разным данным, около 3 тыс. специальных экономических зон и количество неэффективных СЭЗ во много раз превышает удачные примеры. Кроме того, для развития СЭЗ нужно время, в среднем на это уходит около 10 лет после завершения строительства необходимой инфраструктуры.
- Компания JURONGConsultantsбудет заниматься внедрением новой модели управления СЭЗ. Чем данная система управления будет отличаться от существующей?
- В ходе работы в Казахстане мы обнаружили, что инвесторам, входящим в специальную экономическую зону, приходится сотрудничать со многими государственными органами. Мы рекомендовали упростить данную систему работы. Так, мы предложили создать единый орган, который будет координировать развитие всех специальных экономических зон в Казахстане, и, как мы понимаем, он будет создан.
Кроме того, сейчас мы проводим мониторинг операционной деятельности СЭЗ «Парк инновационных технологий в Алматы». Изучаем взаимоотношения между акиматом и органом управления СЭЗ, наблюдаем за процессами, которые происходят в парке, работаем над упрощением процедур взаимодействия участников СЭЗ и потенциальными инвесторами, приводя их в соответствие с международной практикой.
Залог успеха СЭЗ как в Казахстане, так и по всему миру кроется в инвестиционной привлекательности самой страны. В мире существует множество технологических парков и специальных экономических зон. Инвестор делает выбор в пользу наиболее конкурентоспособных индустриальных зон. Основной фактор успеха заключается не столько в работе СЭЗ, сколько в эффективной работе государственной машины в целом. Я был во время Дня индустриализации Казахстана, когда президент Нурсултан Назарбаев отметил, что индустриализацией необходимо заниматься всем, а не только господину Исекешеву, и работать над развитием Казахстана должны как госорганы, так и сотрудники предприятий.
- Насколько известно, в качестве пилотной СЭЗ по внедрению новой модели управления выбрана СЭЗ ПИТ. Сколько на это потребуется времени?
- К концу этого года мы представим структуру и систему новой модели управления для СЭЗ ПИТ. Сколько времени займет ее внедрение в СЭЗ, зависит от государственных органов. Мы надеемся, что недолго, и новая модель заработает уже в следующем году.
- В связи с чем в качестве пилотного проекта выбрана именно СЭЗ ПИТ?
- Сначала речь шла о том, чтобы наша компания провела работу во всех СЭЗ. Позднее было решено остановиться на двух специальных зонах. В итоге из этих двух зон по поручению Правительства РК была выбрана СЭЗ ПИТ. Возможно, оно исходило из того, что его специфика схожа с сингапурской.
- Чем СЭЗ ПИТ будет привлекательна для инвесторов?
- Существуют компании, которым интересны расширение и выход на рынки СНГ. И Казахстан может быть достаточно привлекательным для них – здесь есть и талантливые сотрудники, и достаточно образованное население. Результаты нашего исследования показывают, что казахстанцы довольно быстро реагируют на мировые изменения и готовы поддерживать различные инновации, изменения, открыты к обучению. Именно такие люди нужны компаниям. Следующим благоприятным фактором можно назвать очень молодое население, которое больше всего заинтересовано применять последние технологии в области IT. Это тоже открывает большие перспективы.
Кроме того, немаловажным фактором в современных условиях является политическая и экономическая стабильность вашей страны.
- Какие законодательные изменения необходимы, чтобы эта модель могла функционировать?
- Мы стараемся работать в рамках существующего законодательства. Тем более что действующая в Казахстане правовая система удовлетворяет базовые требования СЭЗ. В первую очередь необходимо наладить процессы, наделить функционалом управляющие компании таким образом, чтобы в рамках текущего законодательства можно было работать эффективно. Возможно, необходимо будет скорректировать некоторые недочеты.
Управляющая компания каждой СЭЗ должна стать самостоятельной структурой и надежным партнером участников СЭЗ.
- Насколько повысится эффективность СЭЗ после внедрения новой модели управления?
- Единая модель управления, которую мы разработали для РК, учитывает международный опыт по развитию СЭЗ.
Мы надеемся, что предлагаемая нами модель будет эффективной, но результат зависит от того, как будет работать та или иная управляющая компания. То есть эта система может замечательно быть прописана на бумаге, но если не будет происходить ее эффективного внедрения либо не хватать кадров, которые будут работать над внедрением, то бесполезно о чем-то говорить. А значит, начиная с того момента, как инвестор становится участником СЭЗ, все должно быть абсолютно гладко.
- Насколько увеличится приток инвестиций в СЭЗ?
-Это достаточно длительный процесс. Понадобится один или два года, чтобы провести промоушн СЭЗ. Инвесторы к вам придут не за один день, но мы прогнозируем достаточно большой приток. Мы провели переговоры с иностранными инвесторами, желающими работать в СНГ, и они проявили большой интерес к инвестированию в отрасли, которые будут развиваться в СЭЗ ПИТ. Точную цифру мы пока назвать не можем. Спрогнозировать точную цифру я не могу, это зависит от множества факторов.
- В рамках новой модели управления СЭЗ планируется создание Единого корпоративного центра (ЕКЦ). Какие функции он будет выполнять?
- Основные задачи данного центра – это организация управления свободными экономическими зонами в соответствии с международными стандартами корпоративного управления, внедрение бизнес-процессов, планирование распределения земель, маркетинговые мероприятия по привлечению новых участников, передача лучшего опыта.
Одна из важных задач – способствовать созданию простых и понятных правил игры для инвесторов, желающих работать в СЭЗ. Важно понимать, что Единый корпоративный центр будет способствовать развитию органов управления СЭЗ и никоим образом не дублировать контролирующие функции государственных органов.
ЕКЦ для инвестора будет играть роль «Firststopshop» – точки первого контакта, где ему предоставят всю необходимую информацию о СЭЗ и их преимуществах. Далее в зависимости от планов и предпочтений инвестора он будет направлен в ту или иную из десяти СЭЗ.
Далее в игру вступает «Onestopshop» – одно окно, которое должно функционировать в самой СЭЗ и предоставлять полный спектр услуг для инвестора. Для этого ЕКЦ должен связать воедино интересы инвесторов, органов управления СЭЗ, политику государства.
- Как вы оцениваете потенциал развития казахстанских СЭЗ?
- Поскольку в настоящее время мы занимаемся развитием СЭЗ ПИТ, пока мы можем говорить только о ней. Конечно, мы верим в то, что ПИТ будет более успешным после внедрения нашей управленческой модели, но необходимо понимать, что этот успех сейчас достаточно сложно оценить. В таких областях, как R&D-инновации, имеются перспективы, но туда необходимо привлекать и соответствующие компании. Даже если они и начнут работать здесь, то и это будет лишь половиной успеха. Необходимо, чтобы в специальной экономической зоне уже непосредственно создавали прототипы, продукты, которые можно было бы начинать продавать на рынке. Это одна из задач СЭЗ ПИТ.
Сейчас мы как раз занимаемся созданием платформы, которая будет служить основой для коммерциализации товаров, производимых в СЭЗ. Конечно, будут успешные истории, но нужно понимать, что вероятны и какие-то безуспешные старания, продукты, которые потом не выйдут на рынок. Здесь уже все зависит от исследований и ученых, которые будут вести научные разработки. Обычно это занимает пять-семь-десять лет.
Кроме того, помимо тех компаний, которым потенциально будет интересно запускать start-up и развивать прототипы на территории СЭЗ ПИТ, мы также будем привлекать компании, которым интересен казахстанский рынок в целом. Перед нами также стоит задача по привлечению зарубежных компаний, которые занимаются разработками, научными исследованиями. Эти исследования можно применить на территории Казахстана, внедрить и успешно развивать их здесь. Для них очень важна гарантия защищенности их исследований на законодательном уровне.
В целом потенциал ваших СЭЗ огромен. Мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы его раскрыть.
JURONG Consultants – дочерняя организация
Jurong International, полным пакетом акций которой владеет государственное
агентство JTC под управлением Министерства торговли и индустрии Сингапура. JTC
проводит работы по планированию, развитию и управлению индустриальными
объектами в разных отраслях промышленности Сингапура. Агентство JTC создало и
управляет такими парками в Сингапуре, как Jurong Island (мировой хаб
нефтехимической промышленности), «Биополис» (биомедицинский кластер), One-north
(кластер ИКТ) и другими. JURONG Consultants имеет более 40 лет опыта
промышленного планирования и развития в Юго-Восточной Азии, Китае, Индии,
Ближнем Востоке, Африке, России, Бразилии и Эквадоре. Компания оказала
консультационные услуги и участвовала в 1700 проектах. Наиболее известный
проект – «Развитие
индустриального парка в Суджоу», Китай. Также компания занималась разработкой и реализацией генерального плана
«Индустриальных городов Абу-Даби».