В 2014 году мы столкнулись со «встречным ветром»
Доля продаж «зеленых» технологий компании Philips, достигает больших объемов по всему мируДоля продаж «зеленых» технологий, которые являются одним из направлений деятельности компании Philips, достигает больших объемов по всему миру. Насколько успешно продвигается Казахстан в этом направлении, каковы планы компании Philips в сегментах, которые она развивает в нашей стране, деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Питер Вуллингс, старший вице-президент и генеральный директор Philips в России и СНГ.
- Как изменились экономические показатели компании Philips за 2014 год по сравнению с прошлым годом?
- Недавно мы объявили результаты за II квартал, и показатели довольно смешанные, если говорить о наших основных трех направлениях бизнеса, это «Потребительские товары», «Световые решения» и «Здравоохранение». В секторе «Потребительские товары» финансовый рост составил 7%, «Световые решения» выросли на 1%, а в «Здравоохранении», к сожалению, сократились на 4%. Но в целом компания развивается, растет и чистая прибыль составила 243 млн евро. Хочу отметить, что в 2014 году мы столкнулись со «встречным ветром», который связан с глобальной экономической ситуацией. Например, в Китае экономический рост снизился, и если смотреть на изменения курса рубля или тенге, то можно увидеть, что эти валюты ослабли. Но я оптимист и считаю, что в следующем году мы безусловно покажем более высокий рост, учитывая, что общая экономическая ситуация будет меняться к лучшему.
- Какие доли рынка занимает компания Philips в Казахстане?
- У нас очень хорошие позиции в Казахстане. Я уже пять лет работаю в России и странах СНГ, я верю в большой потенциал Казахстана, так как вижу положительное развитие рынка. В секторе «Потребительские товары» доля рынка составляет 14%, что достаточно высокий показатель, учитывая размеры бизнеса. В секторе «Здравоохранение» доля рынка – 14% благодаря нашим решениям в УЗИ-оборудовании и ядерной медицине. В сегменте «Световые решения» довольно сложно просчитать долю рынка. Но если смотреть тенденцию развития, то мы видим перспективы роста нашей компании.
- Какие планы у компании на казахстанском рынке в сегментах, в которых она представлена?
- Давайте начнем со «Световых решений». Существует большое количество потенциальных проектов, которые были бы нам интересны. Например, власти страны заинтересованы в улучшении облика казахстанских городов и внедрении технологий энергосбережения, а у Philips есть много решений именно в этом сегменте. Такие всемирно известные объекты, как Эйфелева башня, Колесо обозрения в Лондоне, египетские пирамиды, Акрополь, мост Бэй Бридж в Сан-Франциско, освещены при помощи светового оборудования Philips. Мы очень гордимся, что реализовали проекты по освещению монумента «Астана-Байтерек» и двух столичных мостов – «Марал» и «Тулпар». У нашей компании есть много решений, которые позволят сделать город комфортным и безопасным для жизни именно с точки зрения грамотного и энергоэффективного освещения. Также мы надеемся на сотрудничество с Казахстаном в рамках двух крупных проектов, которые будут реализованы в 2017 году, – специализированной выставки «Экспо-2017» в Астане и 28-й зимней Универсиады в Алматы. Если говорить о секторе «Здравоохранение», здесь у нас тоже много планов. Недавно мы открыли центр подготовки специалистов по сервисному обслуживанию нашего медицинского оборудования на базе Назарбаев Университета. Также я вижу большой потенциал в сотрудничестве нашей компании как с частными клиниками, так и с государственными медицинскими учреждениями. Для Philips Казахстан является своеобразным хабом для развития сектора «Здравоохранение» в Средней Азии, поскольку именно отсюда реализуются проекты с такими странами, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан. Последний, но важный для нас бизнес – «Потребительские товары», в частности, продукция PhilipsAventдля детей и новорожденных. Сегодня ваше правительство заинтересовано в росте рождаемости, и здесь тоже есть поле для сотрудничества, ведь в нашем портфолио есть продукты для молодых мам – молокоотсосы, бутылочки для новорожденных, соски. Все эти примеры свидетельствуют о том, что Philipsготов к сотрудничеству и развитию бизнеса в Казахстане.
- Как вы оцениваете уровень развития «зеленой» экономики в Казахстане?
- Я считаю, что вы движетесь в правильном направлении. Правительство делает верные шаги к переходу на «зеленые» технологии. В Казахстане запрещены производство и продажа ламп накаливания свыше 25 ватт, происходит переход на энергоэффективные источники освещения и это, безусловно, положительный тренд. Во время моего последнего визита в Астану я ехал на «зеленом» экотакси. Пусть это пока небольшие шаги, но у людей уже зарождается понимание того, что нужно экономить природные ресурсы и переходить к «зеленым» технологиям. Если посмотреть на повестку дня выставки «Экспо-2017», то мы видим, что большое внимание отводится «зеленым» технологиям и вопросам экологии. Это, безусловно, говорит о том, что правительство думает об этом и инвестирует в развитие «зеленых» технологий. У Philipsесть много решений в этой сфере, например, наши технологии освещения городов позволяют экономить от 30% до 70% электроэнергии.
- Какие перспективы у нашей республики в области развития «зеленых» технологий?
- Правительства всех стран мира сейчас делают ставку на развитие «зеленых» технологий. Казахстан – не исключение. Мы можем сравнивать ситуацию в Казахстане, России и других странах СНГ и, безусловно, у вашей страны очень большой потенциал. Я был свидетелем развития таких технологий в западных странах и убежден, что в этом вопросе очень важно быть последовательным и твердым. Нужно осуществлять переход на «зеленые» технологии постепенно, шаг за шагом, так, чтобы это стало не наказанием, а осознанной необходимостью. В этом вопросе у нашей компании есть, что предложить Казахстану, и мы готовы поделиться нашим многолетним опытом. Мы ежегодно инвестируем в научные разработки, например, в 2013 году Philips инвестировал 509 млн евро в развитие «зеленых» технологий. В нашем портфолио большое количество ноу-хау, которые можно реализовать в вашей стране.
- Какие разработки есть у Philips в области «зеленых» технологий? Будут ли эти разработки внедряться на казахстанский рынок?
- Как я уже говорил, Philipsинвестирует огромные средства в развитие «зеленых» технологий. Если смотреть в целом на портфолио нашей компании, то объем «зеленых» товаров составляет более 51%. В первую очередь компания инвестирует в энергоэффективные решения, помимо этого мы разрабатываем перерабатываемую «зеленую» упаковку для наших товаров, мы стремимся к тому, чтобы все компоненты нашей продукции были перерабатываемыми, в вопросах производства стараемся снизить влияние на окружающую среду. Мы гордимся, что благодаря нашим усилиям в этой области Philips занимает 14-е место в списке 50 самых зеленых брендов мира.
- Какой период времени необходим для внедрения новых разработок?
- Все зависит от того, какой проект вы хотите сделать более экологичным, например, можно немного изменить компонент продукта и он уже будет «зеленым», но если говорить о таких масштабных проектах, как полный переход на энергоэффективное освещение, то такой процесс займет больше времени. В Philips принято каждый продукт оценивать, насколько он «зеленый» еще на этапе проектирования. Наша компания постоянно развивается в этой сфере, обновляя продуктовую линейку.
- Вы отвечаете за обширный регион России и СНГ, перед этим работали на рынках Юго-Восточной Азии, Индии. Какие вы видите различия на этих рынках для вашего бизнеса?
- Различий много. На каждом рынке потребители отличаются друг от друга, будь то страна Юго-Восточной Азии, Казахстан или Россия. Например, в России потребители по своим предпочтениям не похожи на европейских, поэтому я часто говорю своим коллегам в штаб-квартире, что мы не должны выводить все продукты, которые актуальные в Европе, на рынок России или Казахстана. На рынке, за который я отвечаю, потребители уделяют большое внимание инновационности, технологичности, дизайну и упаковке товаров. Например, блестящие пластиковые бытовые приборы здесь не так популярны, чем металлические, поскольку внешне выглядят менее надежно. Другой аспект – это взаимоотношения с коллегами. Например, в Индии важно слушать, о чем говорят люди. Им важно ваше мнение, при этом они могут сказать «да», но это совсем не значит, что они этим действительно довольны. В Китае не принято обсуждать проблемные ситуации в присутствии других людей, иначе ваш партнер может потерять уважение коллектива. Здесь, в России и Центральной Азии, мне нравится открытость людей и их искренность, люди говорят о ситуации так, как думают. Если в Америке на вопрос «Как дела?» человек всегда отвечает «Прекрасно», то здесь на этот вопрос все отвечают по-разному, в зависимости от ситуации. Очень интересно за этим наблюдать.
- В ваших программных документах говорится, что Philips улучшает жизнь людей с помощью инноваций, а как это происходит с точки зрения бизнеса?
- Интересный вопрос. Когда мы говорим о том, что улучшаем жизнь людей с помощью инноваций, то многие думают о продуктах, которые мы делаем. Потому что компанию Philips знают как инновационную компанию. Но можете ли вы себе представить, что когда-то братья Филипс приехали из Голландии в Санкт-Петербург, чтобы продать царской семье лампочки для освещения Зимнего дворца. А ведь тогда не было самолетов, регулярного сообщения между странами и городами. Вот это настоящее предпринимательство, это то, что я называю инновационным подходом ведения бизнеса. Сейчас наши сотрудники постоянно общаются с клиентами, чтобы изучить их потребности. Мы не хотим выпускать инновационные продукты и не знать, как вывести их на рынок, донести их до конечного потребителя. Именно поэтому мы постоянно вкладываем в развитие персонала и стимулируем предпринимательский дух в коллективе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.