Часть средств ГПФИИР не была напрямую связана с реализацией промышленной политики
Деловой еженедельник «Капитал.kz» поговорил с Еленой ЛобановойХод реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) Республики Казахстан, так же, как и ее эффективность, вызвали много вопросов и сомнений у некоторых экспертов. Деловой еженедельник «Капитал.kz» поговорил с Еленой Лобановой, директором Центра мониторинга программ АО «Казахстанский институт развития индустрии», о том, для чего необходима эта программа и почему она настолько спорна.
- Сколько проектов охвачено ГПФИИР?
- В рамках реализации ГПФИИР разработаны более 40 различных программ, в том числе две специальных по развитию бизнеса – «Дорожная карта бизнеса-2020» и «Производительность-2020». Планы мероприятий по реализации ГПФИИР и указанных программ предусматривают реализацию проектов, направленных на индустриально-инновационное развитие всех регионов Казахстана. Только в рамках карты индустриализации будут реализованы 927 проектов на сумму более 12,1 трлн тенге с созданием около 235 тыс. рабочих мест на период строительства и 195 тыс. рабочих мест на период эксплуатации.
Из них 48 наиболее крупных стоимостью более 7,5 млрд тенге социально значимых проектов на общую сумму 8,1 трлн тенге включены в республиканскую карту. Их реализация позволит создать более 230 тыс. рабочих мест. В результате реализации 879 проектов региональных карт на общую сумму 4 трлн тенге будут обеспечены постоянными рабочими местами почти 200 тыс. человек.
- Какие средства ежегодно выделяются из госбюджета на реализацию этой программы? Сколько в среднем необходимо для одного проекта?
- Необходимо отметить, что затраты бюджета на развитие промышленности в Казахстане низкие на фоне других стран и незначительные по сравнению с другими направлениями затрат.
В целях финансового обеспечения госпрограммы в период с 2010 по 2013 годы было выделено порядка 3,7 трлн тенге. Кроме того, на реализацию инвестиционных проектов привлечено более 2,4 трлн тенге частных инвестиций.
По данным министерства национальной экономики, из средств бюджета на реализацию ГПФИИР в 2013 году направлено 866,3 млрд тенге. Вместе с тем анализ структуры показывает, что часть указанных средств не была напрямую связана с реализацией промышленной политики: на цели индустриализации (прямое влияние) выделено только 14,7% от общего объема расходов (127,8 млрд тенге). Более 85% от расходов, или 738,2 млрд тенге, направлены на финансирование инфраструктурных проектов и институциональное обеспечение, которые косвенно влияют на реализацию программы. Это привело к формированию негативного общественного мнения о недостижении видимых результатов от реализации ГПФИИР.
Инвестиции в реализацию одного проекта карты индустриализации составляют в среднем 13,1 млрд тенге, республиканской карты – 168,2 млрд тенге, на один региональный – 4,6 млрд тенге.
- Какие отрасли в большей степени охвачены этой программой? По каким причинам так произошло?
- Программа направлена на диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики страны. Основные ее усилия предполагалось сосредоточить на развитии приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности в традиционных индустриях (нефтегазовый сектор, горно-металлургическая, химическая и атомная промышленность), отраслях, развитие которых осуществляется на базе роста внутреннего спроса (машиностроение, фармацевтическая промышленность, строительная индустрия и производство строительных материалов), отраслях, имеющих экспортный потенциал (АПК, легкая промышленность и туризм), и секторах «экономики будущего» (информационные и коммуникационные технологии, космическая деятельность, возобновляемые источники энергии).
В ГПФИИР оказались собраны различные отраслевые и функциональные направления, и в конечном счете она трансформировалась в программу экономического развития страны. Фактически в программу вошли почти все отрасли промышленности, а также большая часть общесистемных направлений развития государства. За полем ответственности программы остались только вопросы здравоохранения, науки, финансов, бизнес-услуг, безопасности и внешнеполитической деятельности.
В карте индустриализации преобладают проекты в развитие агропромышленного комплекса (АПК) и сельхозпереработки – 312 проектов, стройиндустрии и деревообрабатывающей промышленности – 200, машиностроения – 95, горно-металлургической отрасли – 88, химической промышленности – 48 и энергетики – 46. Вместе с тем основные объемы инвестиций направляются на реализацию проектов нефтепереработки и связанной с ней инфраструктуры – 2,8 трлн тенге, транспорта и коммуникаций – 2,6 трлн тенге, горно-металлургического комплекса – 2 трлн тенге и энергетики – 1,3 трлн тенге, на долю которых в совокупности приходится более 70% от всего объема инвестиций. Другими словами, средства направляются в развитие отраслей, приоритетных в ГПФИИР, однако наблюдается перекос в сторону финансирования высокозатратных инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости.
- Какие инструменты используются для реализации этой программы?
- В рамках реализации ГПФИИР были определены секторальные и проектные меры государственной поддержки. Секторальные осуществлялись через реализацию 27 отраслевых программ и мастер-планов к ним, проектные меры поддержки – с помощью программ поддержки бизнеса: «Дорожная карта бизнеса-2020», «Производительность-2020», «Агробизнес-2020», а также государственной поддержки по стимулированию и продвижению экспорта отечественных обработанных товаров, услуг и привлечению иностранных инвестиций.
Для стимулирования индустриально-инновационной деятельности разработан специальный закон, определяющий правовые и экономические основы, а также меры оказания государственной поддержки в данном направлении, создана система мер государственной поддержки приоритетных секторов экономики, направленных на технологическую модернизацию и оптимизацию производственных и бизнес-процессов. В том числе на сервисную поддержку экспорта и торговое финансирование, страхование, привлечение инвестиций, модернизацию действующих предприятий (программа «Производительность-2020») и на поддержку малого и среднего предпринимательства (программа «Дорожная карта бизнеса-2020»).
Набор инструментов (всего более 100), с одной стороны, представляет интерес для бизнеса, с другой – реально способен изменить структуру нашей экономики как путем модернизации существующих предприятий, так и посредством инвестирования в новые проекты.
- Из каких источников финансируется данная программа?
- В реализации ГПФИИР главный ориентир приходится на частные инвестиции, на деньги казахстанских и иностранных компаний. Основные бюджетные ресурсы идут на реализацию государственных задач. Это инфраструктура, подготовка кадров и поддержка инвесторов в рамках программ поддержки бизнеса.
Таким образом, 95% проектов карты индустриализации строятся на деньги частных инвесторов, преимущественно иностранных. В финансировании, безусловно, участвуют казахстанские национальные компании. Есть затраты из бюджета, но они в основном касаются инфраструктуры. К примеру, строительство дороги «Западная Европа – Западный Китай» (порядка 800 млрд тенге) и строительство трех железных дорог, очень важных для нашей экономики.
- Каких результатов должны добиться в Казахстане по итогам реализации этой программы?
- ГПФИИР нацелена на развитие конкурентоспособной индустрии, модернизацию действующих промышленных предприятий. В рамках программы запланирован в 2014 году к уровню 2008 года рост обширного числа показателей. ВВП в реальном выражении не менее чем на 38,4%, в номинальном – на 26 трлн тенге. Валовая добавленная стоимость (ВДС) несырьевого сектора в реальном выражении – не менее чем на 39,5%. Рост обрабатывающей промышленности в реальном выражении – на 43,6%, стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта – не менее чем на 30%, производительности труда в обрабатывающей промышленности в реальном выражении – не менее чем в 1,5 раза. При этом доли инновационно активных предприятий должны вырасти до 10% от числа действующих предприятий, так же, как и доли местного содержания в закупках товаров, работ и услуг государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний; недропользователей, системообразующих предприятий.
Кроме того, предполагается снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 10% уровня 2008 года.
- Кто может стать участником программы?
- Одним из основных принципов ГПФИИР является равный доступ ее участников. Другими словами, участником программы могут стать как отечественные, так и иностранные компании, как крупные, так и средние и малые предприятия.
Более того, информация о ее участниках, заявителях, предоставляемых мерах и результатах мониторинга по итогам реализации также полностью открыта.
- Какие трудности возникают в ходе реализации программы?
- У первой пятилетки индустриализации было довольно много проблемных моментов. Программа была недостаточно сфокусирована, рамки были слишком широкими, в нее включили много инфраструктурных проектов, да и вообще, отбор проектов на начальном этапе был не очень качественным.
Опыт, накопленный на первом этапе программы, показал ряд системных ошибок. В первую очередь, излишне широкий спектр отраслей в рамках программы не позволил эффективно сосредоточить ограниченные по количеству доступные ресурсы на развитии ее приоритетных направлений. Во-вторых, нарушение связи между ГПФИИР и разработанными для ее реализации отдельными отраслевыми программами, что негативно отразилось на результатах – ряд мероприятий по реализации отраслевых программ не был направлен на достижение поставленных целей ГПФИИР. В-третьих, недостаточно оперативное взаимодействие между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития, что привело к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки. В-четвертых, отсутствие единого методологического инструментария для планирования, сбора и обобщения информации о ходе реализации, анализа данных мониторинга и достижения запланированных мероприятий.
Однако необходимо понимать, что не все зависело только от усилий государства. Успех экономического развития в значительной степени связан с тем, насколько эффективны предприниматели. Бизнес-среда как основная движущая сила развития промышленности должна быть готова к предлагаемым направлениям, осмыслить их, опробовать. На выстраивание взаимоотношений с предпринимателями тоже потребовалось какое-то время.
Следующий этап индустриализации на 2015-2019 годы разрабатывался с учетом накопленного опыта реализации ГПФИИР. Так, например, формируются новые подходы к отбору и поддержке реализации проектов карты индустриализации, предусматривающие усиление ответственности бизнеса за коммерческий успех проектов.
- Насколько эта программа действительно эффективна?
- Сегодня можно с уверенностью сказать, что идея о новой экономической политике развития страны дает свои положительные результаты. За время реализации ГПФИИР сформированы основы новой индустриальной политики страны, началась активная работа с отечественными и зарубежными инвесторами по созданию новых производств.
Вместе с тем изменение структуры экономики – задача долгосрочная и стратегическая, поскольку речь идет о полной перестройке экономики, начиная с технических стандартов, подготовки принципиально новых кадров, инфраструктуры и, самое главное, производства новой продукции.
Поэтому преждевременно ожидать существенного изменения структуры экономики за период реализации первого этапа. Это задача 10-15 лет. Например, Малайзия, Сингапур, Япония и Южная Корея к своему сегодняшнему благополучию, статусу продвинутых стран шли не одно десятилетие. Наивно полагать, что Казахстан за 5 лет станет, скажем, вторым Сингапуром.
Основные изменения в структуре экономики ожидаются в долгосрочном периоде, но уже сейчас мы имеем неплохой социально-экономический эффект от реализации ГПФИИР. Еще несколько лет назад на внутреннем рынке Казахстана было практически невозможно найти продукцию казахстанского производства. Сейчас ситуация постепенно меняется к лучшему.
Каждый день все мы пользуемся товарами, произведенными у нас в стране, в том числе благодаря тем проектам, которые были запущены в рамках программы индустриализации. Это и продукты питания, и бытовая техника, и автомашины, и лекарства, и текстильные изделия, и строительные материалы.
Благодаря реализации программы появились новые направления и секторы развития экономики, налажено производство видов продукции, которые раньше никогда не выпускались в Казахстане: дизельные локомотивы, пассажирские вагоны, электровозы.
Это подтверждают и результаты анализа основных индикаторов программы. За пять лет реализации первого этапа индустриализации удалось достичь следующих положительных результатов. Так, реальный прирост ВВП составил 30% (с 16,1 до 34,1 трлн тенге). Реальный прирост ВДС несырьевого сектора – 30,4% (с 11,8 до 24,5 трлн тенге). ВДС обрабатывающей промышленности увеличилась в реальном выражении на 24,5% (с 1,8 до 3,7 трлн тенге). Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,6 раза (с $37,3 до $57,5 тыс. на человека). Инновационная активность предприятий выросла вдвое (с 4,0 до 8,0%). Энергоемкость ВВП снизилась с 2008 по 2012 год на 13,6%.
Один из проблемных индикаторов программы, по которому существует угроза недостижения запланированного уровня, – рост несырьевого экспорта. Связано это как с внутренними тенденциями развития экономики страны (разработка крупных месторождений нефти и газа), так и с внешними факторами (рост мировых цен на энергоносители, влияние на Казахстан санкций в отношении партнера по ЕЭС – России – и др.).
Если рассматривать в целом, реализация первого этапа индустриализации заложила фундамент для обеспечения диверсификации экономики, создала предпосылки для запуска проектов «экономики будущего», реализация которых требует развития инноваций и высокотехнологичных наукоемких производств.
Реализовав поставленные в ГПФИИР задачи, Казахстан сможет перейти к производству продукции новых переделов, сконцентрировав ресурсы на ограниченном количестве стратегически важных приоритетов индустриализации до 2020 года.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.