Теперь я в шоколаде
Было бы странно, если бы этот человек просто ушел с одной работы и вышел на другуюБыло бы странно, если бы этот человек просто ушел с одной работы и вышел на другую, ведь за каждым его шагом и словом следит большое количество людей. В интервью Forbes.kz он озвучил причины, по которым покинул сайт фоторепортажей Vox Рopuli. Нашему изданию Алишер Еликбаев рассказал о решающих аргументах в пользу выбора нового проекта, о планах и целях на новом месте, а также о том, что может измениться в его жизни.
- Итак, раскрываем интригу: куда же ушел Алишер Еликбаев?
- С 1 сентября я официально приступил к работе в холдинге ChocoFamily на сайте chocotravel.com и буду заниматься продвижением покупки авиабилетов онлайн.
Я сам уже довольно давно покупаю билеты в интернете и не понимаю, почему процент таких людей, как я, все еще не растет. На сегодняшний день казахстанцы ежегодно покупают авиабилетов на $2 млрд, из них доля купленных онлайн варьируется всего от 7% до 9%.
Думаю, так происходит потому, что у многих порталов есть движок, но ни один из них не ассоциируется с конкретными людьми. А мы привыкли к тому, что должен быть личный контакт с человеком, который вроде бы несет большую ответственность за свой поступок, чем «бездушная машина». Поэтому люди предпочитают покупать билеты в авиакассах или турфирмах. В Chocotravel я возьму на себя часть ответственности, буду неким гарантом того, что ваш билет признают, пустят на рейс и все будет в порядке.
Для меня этот проект – вызов. Сейчас chocotravel.com продает билетов на 100 млн тенге в месяц. В моих планах довести эту цифру до миллиарда тенге.
- В какие сроки ты планируешь этого добиться?
- Пока у нас подписан договор намерений на полгода, потом мы либо расходимся, либо пересматриваем условия, я остаюсь, и мы двигаемся дальше. Эти ребята мне симпатичны, я вижу, что среди них нет людей, сколотивших на этом бизнесе большие состояния, они все вкладывают в развитие, в людской ресурс.
Конечно, это больше бизнес-проект, но я хочу сделать его немного творческим. Правда, как это будет, я пока не знаю, сейчас вникаю в детали работы.
- Но твое имя – это не все. Ты для себя уже выстроил какую-то схему работы на chocotravel.com?
- Я буду рассказывать. Моя сила в аудитории, которая тоже покупает авиабилеты онлайн и путешествует. Я хочу, чтобы они использовали наш сервис.
Как я сказал, первое, что изменится – у сервиса появится человеческое лицо, ко мне всегда можно будет обратиться и я не останусь безучастным. То есть если ты застрянешь где-то за границей, можно будет обратиться к конкретному человеку. К примеру, сейчас в справочных города выдают мой мобильный телефон по всем вопросам, касающимся сети торгово-развлекательных центров MEGA(Алишер 8 лет отвечает за коммуникации в ТРЦ MEGA – ред.), я отвечаю на все звонки, стараюсь уладить сложные ситуации, извиняюсь, договариваюсь.
Пока проект сотрудничает только с программой, через которую покупаются билеты всеми аналогичными сайтами и турагентствами, а я готов встречаться с конкретными людьми, а не с сервисами, с представителями авиакомпаний, турагентств, тем более я их всех знаю.
Здесь пока многие вещи для меня в новинку. Я не знал, как формируются взаимоотношения авиакомпаний и сервисов, почему на chocotravel.com цены такие же, а иногда и ниже, чем на официальном сайте AirAstana. Маржа от продажи авиабилетов совсем невысокая, окупить коллектив, даже продавая на миллиард тенге, невозможно. Необходимо продавать сопутствующие услуги: отели, туры, аренду автомобилей. Это все сейчас разрабатывается, то есть я вхожу на начальном этапе, поэтому мне очень интересно. Но у меня есть страх.
- Чего ты боишься?
- Когда я пришел первый раз, Рамиль сказал: «Мы работаем со звездой». Я боюсь завышенных ожиданий от меня. Даже когда запускался VoxPopuli, у меня не было стопроцентной уверенности в успехе. Я нормальный человек, у которого за спиной есть определенный багаж страха. Из меня не очень хороший бизнесмен, потому что я консерватор: пока я просчитываю риски, кто-то уже запускает бизнес.
- После того, как ты заявил о своем уходе из Vox Populi, тебе стали поступать предложения о работе. Среди них даже были несколько от бизнесменов из списка Форбс. Что же такого тебе предложил Рамиль Мухоряпов, что перевесило все другие варианты?
- Это не связанные между собой вещи. Переговоры с Рамилем шли уже на протяжении полугода. Они приходили и говорили, что хотят как-то взаимодействовать, что им нравятся те ценности, которые я несу. Мы обсуждали то, как они видят меня в своей команде и чем я мог бы быть полезен. Переговоры начались задолго до моего решения уйти из Vox Populi. Это просто стечение обстоятельств, что на одной неделе я ухожу из Vox Populi, а на следующей выхожу на Chocotravel.
- То есть была вероятность того, что ты, работая на Vox Populi, вышел бы в Chocotravel?
- Да, так и планировалось. В определенный момент я вел до восьми проектов одновременно. У меня были договоренности, что я дорабатываю до нового года, и если бы нового руководителя VoxPopuli до этого времени не нашли, я бы занимался ими параллельно. Я бы очень хотел, чтобы люди не видели связи между этими двумя событиями. Творческий проект и бизнес-проект – это немного разные вещи.
- Получается, пока твоя творческая составляющая осталась без применения.
- Когда стало известно о том, что я ухожу с Vox Populi, ко мне посыпались разные предложения. Но зачастую люди не могут сформулировать, как именно видят наше сотрудничество, поэтому пока это ни во что не вылилось, может, и не выльется. Мне хочется создать что-нибудь эдакое, но с текстом работать уже неинтересно.
Сейчас я больше четырех проектов на себя не беру. Пока есть три и одно вакантное место для четвертого – творческого. Но я ничего не могу придумать. Наверное, должно пройти какое-то время. 30 августа открылся ТРЦ MEGAPark, теперь я буду немного свободнее.
- А какие еще предложения тебе поступали? Предлагали войти в бизнес?
- В основном это были предложения типа «вот мы дадим денег, а ты создай что-то похожее на VoxPopuli». Войти в бизнес тоже предлагали, но это были стартапы, а я не очень к этому готов. Но, конечно, были предложения и от разных СМИ.
- Какую должность ты будешь занимать в Chocotravel?
- Пока я просто вхожу как советник, и если мы друг другу понравимся, то, возможно, даже будет рассматриваться вариант вхождения в состав акционеров. Пока ко мне присматриваются, да и я присматриваюсь. Что из этого получится, я не могу сказать, но желание поработать было давно. И у них, как выяснилось, и у меня. Раньше я, конечно, знал, что существует Choco Family, что есть такой Рамиль Мухоряпов, который создал вокруг себя какую-то «секту» поклонения ему, к ним заходишь – все улыбаются.
- Да, кстати, у них своеобразная корпоративная культура. Тебе она близка?
- Нет, это достаточно далеко от меня, хотя после того, как все ушли за мной из VoxPopuli, тоже подумываю над основанием своей религии… (Смеется.) В Chocotravel достаточно молодой коллектив, у них глаза горят, это то, чего не видно во многих других компаниях. Я наблюдал за Рамилем достаточно долгое время, мне он кажется порядочным парнем.
- Я слышала о том, что среди сотрудников СhocoFamily есть ребята с опытом работы в офисах Twitter и Google. И теперь в этой команде ты своеобразной «вишенкой на торте». А вообще ты видишь себя органично вписавшимся в их корпоративную культуру?
- Для меня это проблема. За восемь лет работы в ТРЦ MEGA я один раз появился на корпоративном вечере. В договоре был пункт, согласно которому я должен ходить на мероприятия СhocoFamily, потому что это очень важная составляющая. Но я объяснил им, что интроверт и очень люблю быть дома. Мне важно личное пространство, и ребята пошли на уступки, это для нас не было принципиальным вопросом.
Возможно, где-то я завидую их корпоративной культуре, но именно моему мироустройству это немного чуждо.
- Мне кажется, с твоим приходом может возникнуть некоторый диссонанс. До этого все было завязано на личности лидера – Рамиля, теперь появляешься ты – со своим узнаваемым лицом, своей аудиторией, которая придет за тобой.
- Я на место Рамиля не претендую. Прихожу в чужой ресурс, могу стать его частью, а, возможно, у нас ничего не получится. Я это понимаю и никогда не буду тянуть на себя одеяло. Для меня это очень интересный опыт: впервые я не сам создаю проект в интернете, а вхожу в чужой. До этого я создавал только творческие проекты, то, что VoxPopuli окупался, – это благо, но это не самоцель. А этот проект – это бизнес. Первое, что я сделал после того, как мы подписали контракт, – позвонил ребятам из aviata.kz и santufei.com и сказал, что выхожу туда работать. Учитывая, что я с ними общаюсь, мне показался этот поступок честным. Не хотел, чтобы они узнали об этом из интервью вашей газете.
- Какую степень свободы тебе дали? Я имею в виду свободу вносить изменения, внедрять новые идеи. На что ты можешь влиять?
- Мне дали полную свободу. Сейчас команда состоит в основном из разработчиков, они дают экспертную оценку того, что я предлагаю, – насколько это осуществимо.
- До сих пор мы знали одного человека, который мог критиковать твои идеи. Это глава Astana Group Нурлан Смагулов. Теперь у тебя будет еще один человек, за которым все-таки остается последнее слово.
- Но он же не берет меня в подчиненные. Рамиль мне нравится именно тем, что один из его любимых ответов: «Почему бы и нет, давайте попробуем!»
- А ты морально готов к тому, что все-таки какая-то из твоих идей ему может не понравиться?
- Это нормально. То, что я предлагал, могла оспаривать, к примеру, редакция VoxPopuli, а они формально являлись моими подчиненными. Я позволяю друзьям, коллегам, начальству иметь альтернативное мнение. Не буду увольнять человека, если у нас расходятся мнения по непринципиальным вопросам. Это нормально, когда люди не во всем друг с другом согласны. Это только у нас в интернете все либо белое, либо черное, я же понимаю, что существует много полутонов.
- А как на новость о твоей новой работе отреагировал Нурлан Смагулов?
- Нурлан Эркебуланович был немного раздражен, потому что работы в наших ТРЦ сейчас невпроворот. Но он бизнесмен, достаточно дальновидный человек, он понимает, что, если сейчас настоять на том, чтобы я занимался только торговыми центрами, я потеряю часть своей аудитории. И тогда хороший канал информации – мои аккаунты в социальных сетях, которые сейчас могут посоревноваться с газетами и полноценными редакциями, –может начать ужиматься. А значит кто-то может недополучить информацию о наших ТРЦ и других проектах. Поэтому я должен пробовать, что-то делать, развиваться, высказываться, ошибаться, начинать все сначала. Это такое небольшое реалити-шоу с моим участием.
Мне кажется, ему тоже будет интересно посмотреть на все это со стороны, прежде всего, как бизнесмену.
- Но одно дело, когда ты занимался творческим проектом, и другое, когда уходишь в бизнес-проект.
- Если бы я уходил в другой торговый центр или хотя бы консультировал магазин, который продает те же вещи, которые продаются в «Мегах», вот тогда это было бы странно.
- А ты отдаешь себе отчет в том, что теперь для многих людей ты будешь ассоциироваться в целом с брендом Chocolife?
- Нет, я верю в то, что моей аудитории ничего объяснять не надо, и они понимают, что я пришел на проект chocotravel.com. Она вдумчивая, читающая. Я монетизирую свою репутацию и очень за нее держусь.
Я делаю только то, что люблю. Работаю в «Меге», потому что нравится шопинг, «Вокс» появился, потому что я люблю фотографии, моя страсть к путешествиям привела меня в этот проект. Я иду на работу в Chocotravel с кайфом, мне очень понравился коллектив, я очень хочу справиться. Если количество людей, покупающих билет онлайн, возрастет – это будет моя заслуга. Ты вот веришь в то, что у меня это получится?
- Да, верю.
- И Рамиль верит. А я все еще сомневаюсь.
- В твоем случае попадание стопроцентное: ты сам любишь путешествовать и твоя аудитория – это те люди, которые могут покупать авиабилеты онлайн.
- А, может быть, они это уже делают, просто разделены между тремя основными игроками рынка и официальным сайтом AirAstana. Я хочу, чтобы при решении купить билет их решение склонялось к chocotravel.com.
- Я задам тебе не совсем корректный вопрос, поскольку ты приучил нас, что всегда открыто можешь говорить о своих доходах. Как они изменятся?
- Раньше как было? Рекламодатель хотел сотрудничать со мной, денег за посты никогда не брал. Говорил, поддержите VoxPopuli на 1,5-2 млн тенге, и я с вами. Сейчас эту схему мне надо будет пересмотреть. Я бы не хотел начинать брать деньги за публикации, мне дискомфортно от этого, поэтому буду искать выход. Но я почему-то думаю, что все будет хорошо.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.