Ситуация с «Гульнар Тур» не повлияет на стоимость отдыха
Крах «Гульнар тур» привлек внимание к туристскому бизнесу в целомКрах «Гульнар тур», одного из крупнейших казахстанских туроператоров, привлек внимание к туристскому бизнесу в целом. Разочарование многих казахстанцев из-за испорченного отдыха, судебные иски, скандалы - все это может создать впечатление, что что-то неладно на рынке туроператоров. Кто-то и вовсе настаивает, что туристам необходимо самим организовывать свой отдых. «Капитал.kz» побеседовал с Салтанат Омаровой, коммерческим директором «КазТур», о том, насколько это верно, куда стоит съездить казахстанцам, а также выяснил, что все не так плохо, как кажется.
- Многие турфирмы теряют в прибыли из-за того, что клиенты благодаря интернету стали самостоятельнее – сами выбирают туры, бронируют и т.д. Как бы вы прокомментировали эту тенденцию?
- Это зависит от направления. Есть страны, куда можно поехать, самостоятельно забронировав отели, выбрать маршруты и прочее. А есть направления, например Турция, куда практически невозможно собраться таким образом: по этому направлению работают крупные туроператоры, они выкупают большие объемы номерного фонда. В итоге в онлайн остается очень мало вариантов, и покупать там становится гораздо дороже, чем у туроператора. Таким методом люди чаще собираются в Европу – сами бронируют отель, билеты, организуют внутренние переезды. Иногда так ездят в страны Юго-Восточной Азии. Но редко, очень редко. К тому же многие разочаровываются этим опытом – туристам, в таких случаях, приходится сталкиваться с бюрократией, невозможность получить визу и т.д. Так что, по приблизительным подсчетам, мы потеряли из-за этого только около 10-20% клиентской базы.
- Какие направления, помимо Турции, сейчас могут быть для туристов привлекательны – в силу удобства и дешевизны?
- Об этом можно судить по тому, какие направления приносят нам больший доход. А это, кроме Турции, Таиланд и Эмираты. Отмечу, что мы планируем возобновить египетское направление. По известным причинам два последних года Египет потерял свою былую популярность. Но сейчас политическая ситуация там налаживается, так что и мы надеемся вернуться на этот рынок – Египет всегда славился своим сервисом, приемлемыми ценами. Так что, думаю, у казахстанских туристов будет повод для радости.
- Как развиваются новые направления? Может, появились новые популярные маршруты? Например, сейчас часто говорят о Крыме, и не только в смысле политики…
- За последний год у нас был всплеск интереса к Доминиканской Республике, вообще к островному отдыху. Это Сейшельские острова, Мальдивы. Это то, что пользуется спросом у клиентов. Что касается нас, то мы сейчас активно развиваем туризм в Грузии.
- Почему?
- Мы ищем разные способы, чтобы предлагать клиентам разнообразные варианты, причем по недорогим ценам. Тем более Грузия может предложить своим гостям самые разные туры – обычные, гастрономические, лечебные. К тому же туда можно съездить как на неделю, так и на меньший срок. Здесь много вариантов, разнообразия. Уже сейчас можно сказать, что это направление пользуется успехом: Грузия не только интересное место отдыха, но и достаточно приемлемое по цене. Что касается Крыма, то никто толком им не интересуется – по крайней мере у нас. Это я могу вам точно сказать, потому что мы, прежде чем начать развивать новое направление, проводим основательный опрос, среди наших клиентов. Крым почти никому из наших клиентов не интересен. Соответственно – нам тоже. К тому же это регион русскоговорящий, люди могут сами туда поехать, конечно, с учетом расстояния и других факторов, как на Иссык-Куль. Я, в том числе имею в виду, – могут сделать это без помощи туроператора.
- Какую долю на рынке вы сейчас занимаете?
- В нашем бизнесе мы обычно оцениваем долю в зависимости от направления. Скажу о чартерных рейсах. Например, на турецком направлении мы занимаем порядка 25%. На тайском – порядка 30%, на малазийском – 50%, на китайском – около 30-40%. Кстати, продолжая тему новых направлений. К нам на рынок заходит компания Fly Dubai, которая будет в основном летать в Дубай. Но у них тоже есть хорошие предложения по Шри-Ланке и Мальдивам. Мы, в свою очередь, постараемся сделать эти направления более доступными. Собственно, в этом и есть задача туроператора.
- Как бы вы в целом оценили ситуацию на рынке, учитывая, что казахстанцы уже не раз обжигались с турами? Плюс вся эта шумиха… Что будет теперь? Как изменится рынок с уходом «Гульнар тур»?
- Туристский рынок очень мобильный, быстро реагирует на изменения. Как только что-то меняется, то возникает нечто новое. Нишу этой компании займут, и все. В том числе и мы будем стараться расширить свое присутствие на рынке. Конечно, мне лично очень жаль, что сложилась такая ситуация с «Гульнар тур» – эта компания давно работала на рынке. А то, что происходит с их клиентами – тоже весьма печально. Однако это не значит, что впредь будет страдать весь рынок. Просто другие туроператоры увеличат объем своих услуг, возможно, придет новый туроператор и т.д.
- Отразился ли на вас запрет иностранным авиакомпаниям на чартерные рейсы в Казахстане?
- Во-первых, я хочу подчеркнуть, что этот запрет надо было ввести давно. Тогда не было бы таких ситуаций с туристами, которые не могут вернуться домой. Дело в том, что нам бывает очень сложно работать с иностранными авиакомпаниями: например, в случае невыполнения ими договора довольно трудно добиться компенсации, пойти в суды, все это затягивается. К тому же у многих авиаперевозчиков нет представительства в Казахстане. Этот закон помог нашим перевозчикам и туроператорам. В Алматы в прошлом году было около 110 тыс. мест на Анталию, а в этом – на 25 тыс. больше. Но, тем не менее, случилось то, что случилось. У людей испорчен отдых. Почему? Потому что необходим контроль за финансовой деятельностью туроператора. Я не говорю, что нужно проверять их деятельность постоянно, но хотя бы в самом начале, когда туроператор только открывается – он должен как-то гарантировать, что не обманет своих клиентов. Почему бы нет? Банки ведь тоже как-то гарантируют то, что они сберегут те деньги, которые собирают. Ведь мы, туроператоры, тоже собираем деньги у клиентов и ими расплачиваемся. В общем, здесь необходим какой-то контроль. В какой именно форме он будет проявляться, пока неизвестно. Но скажу, что наша ассоциация туроператоров уже вошла в состав рабочей группы по отработке данного вопроса.
- Изменится ли комиссия турагентств после ситуации с «Гульнар тур»?
- Нет, здесь тоже ничего не изменится. Цены останутся те же. Дело в том, что у нас очень мало турагентств, которые работают только с одним туроператором. Тем более в нынешних условиях, операторы будут рады новым агентам: будут налаживать контакты, заинтересовывать, привлекать к совместной работе. При этом важно понимать, что у всех туроператоров есть сезонные цены, то есть, если в начале сезона оператор или агент продавал горящие туры со скидкой, то в пиковое время (середина июля – середина августа) он будет эти уступки возмещать за счет продаж. Другими словами, сейчас туры могут быть не такими дешевыми, как в начале сезона, но чтобы спекулировать на трагедии – у нас такого нет.
- Насколько нам известно, у туроператоров возникают проблемы с отелями. Вам приходится заранее выкупать места для будущих туристов. Так ли это? Если так, то какие сложности сейчас здесь есть?
- Да, это очень важный пункт для туроператоров. Потому что договорные отношения с отелями – это то, благодаря чему они конкурируют на рынке: здесь есть выбор, разные отели предлагают разные цены, хороший туроператор ищет лучшие возможности для клиентов. Например, что касается авиаперевозок, то тут такой возможности нет – цены на топливо одинаковые, обслуживание тоже, так что здесь особо не разбежишься в этом смысле. Некоторые туроператоры выстраивают отношения с отелями годами, большинство нанимает своих представителей в Турции, у кого-то договорные отношения с турецкими компаниями. В частности, у нас, допустим, основной учредитель Thomas Cook – один из крупнейших туроператоров в мире, и мы стараемся пользоваться всеми привилегиями европейского сервиса, но в некоторых моментах приходится вести переговоры самим.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.