Грузопоток в Казахстане ограничен возможностями современных дорог

Олег Беляев рассказал о проблемах транспортной логистики

В рамках проекта «Деловые связи», организованного фондом «Даму» и организацией USAID, несколько предпринимателей из Казахстана посетили США. Одним из бизнесменов, отправившихся искать зарубежных партнеров, стал Олег Беляев, директор компаний «РиддерТрансСтрой» и «Авто-форт» из Риддера. В интервью «Капитал.kz» предприниматель рассказал о проблемах транспортной логистики и о новом для Казахстана способе строительства бетонных дорог.

 - Для Казахстана дороги являются одним из важнейших приоритетов, поскольку хорошая инфраструктура – прекрасный шанс для страны стать транспортным коридором для международных перевозок. Но, как я понимаю, здесь есть некоторые проблемы?

 - Я знаю о строительстве дорог не понаслышке. Наша компания выступала в качестве субподрядчиков на проекте «Западная Европа – Западный Китай», на Майкапчагай, мы строили дорогу на Семей. И за годы работы мне стало очевидно, что в этой отрасли нужно что-то менять, так как качество наших дорог оставляет желать лучшего. Государство кладет асфальтовые дороги там, где они очень быстро изнашиваются и уже буквально на следующий год тратятся миллионы для того, чтобы их отремонтировать.

Я приведу в пример свою область. Как известно, это горнодобывающий регион, но тяжелогрузные машины ездят по дорогам общего пользования. В результате на них появляются глубокие колеи. Сами самосвалы весят около 15 тонн, да еще прибавьте 20 тонн груза. Понятно, что дороги не выдерживают, особенно летом.

Существуют правила, согласно которым все лето и часть осени и весны на дорогах устанавливается ограничение. Если температура выше 24 градусов, то машины не могут перевозить более восьми тонн груза. Но вы же понимаете, что компании обходят запрет, и дороги становятся еще хуже. Да и в принципе это неправильно – во всем мире борются за увеличение грузопотока, а у нас наоборот, вводят ограничения. А все из-за плохих дорог. Но если это так, то почему их просто не поменять?

 - Что вы предлагаете?

 - Когда я задумался над проблемой, я стал искать варианты решения задачи. И нашел – это строительство дорог из бетонных плит.

 - Но ведь в Казахстане уже строят дороги из бетона…

 - Да, это так. Но сейчас в нашей стране применяется технология изготовления из монолитного бетона, а он имеет свои минусы. Но прежде чем о них говорить, я бы хотел рассказать, чем вообще бетонные дороги лучше асфальтных. Во-первых, они долговечны – срок эксплуатации 50 лет. Во-вторых, прочнее. В-третьих, экологичнее, ведь в состав асфальта входит битум. Но как я уже сказал, и в производстве бетонных дорог есть разница. Как делают монолитные дороги? Движется специальный комбайн, который  заливает жидкий бетон в передвижную опалубку. Но есть немаловажная проблема – на его полное затвердение должно уйти 28 дней. А значит, дорогой пользоваться нельзя, нужно строить вторую вспомогательную, а это лишние затраты. А в нашем случае бетонные плиты изготавливаются на заводе, затем их остается только привезти на место и смонтировать.

 - Можете в двух словах объяснить, что это за технология?

 - Бетонные плиты ставятся не просто стык в стык, они делаются по принципу шпунтовки и устанавливаются паз в паз, между собой бетонные плиты стягиваются стальными канатами. Внутри плит существуют отверстия, через которые протягивается стальной канат, который крепко стягивает плиты, что придает жесткость конструкции. И что немаловажно – себестоимость таких дорог сравнима с себестоимостью асфальтных. В Хьюстоне есть компания GTI, которая делает в год 700 км дорог. Я сомневаюсь, что все наши казахстанские компании делают такой объем.

 - Понятно, что ваше предложение не понравится в первую очередь конкурентам – компаниям, которые делают традиционное для Казахстана асфальтовое покрытие. Ясно, что бороться с ними нет смысла, нужно договариваться. Что вы собираетесь делать?

 - Мои американские партнеры, которые строили, к примеру, московские дороги, сразу меня предупредили, что в России у них были проблемы. Думаю, нужно будет договариваться, объяснять, что Казахстан большой, а значит, и рынок очень емкий. Крайне важно отметить, что я не призываю отменять другие технологии, я лишь говорю, что там, где это нужно, следует использовать технологию бетонных плит. Я, например, хотел бы сосредоточиться на своем регионе. Потому что дороги в самом Риддере, на Белоусовку, куда возит груз «Казахмыс», на Шемонаиху – все они в ужасном состоянии. К тому же между нашими компаниями должен быть рефери – государство, которое и будет определять, на каком участке какие технологии лучше использовать.

 - Кстати, о заказчике. Понятно, что вашим единственным покупателем может быть государство, так как это неокупаемый инфраструктурный проект. Есть ли у вас уже какие-то планы?

 - Как раз на днях я собираюсь идти к нашему акиму области Бердыбеку Сапарбаеву с предложением. Я покажу, что есть хорошая технология, есть американские партнеры, которые готовы «войти» деньгами. Теперь моя задача – заинтересовать и убедить государственные органы в очевидной выгоде от такого производства. Причем с моей стороны уже почти все готово. Два года назад я начал оформлять контракт на недропользование, остается последний штрих – оформление аренды земельного участка на 25 лет  для разработки собственного месторождения. Итак, сырье у нас есть, помещение производственное тоже на 70% готово. Остается только найти работу.

 - Вы говорите, что американская компания готова инвестировать?

 - Да. Но для начала это будут $2 млн моих вложений, а они откроют финансирование только через год-полтора, так как они хотят быть уверенными, что у компании есть определенный объем работ. Причем если будет перспективный план, они готовы вложить $10 млн, если план будет средним, то $5 млн. Ну а в самом нежелательном варианте – только два млн.

Нужно сказать, что американцам нравится наш среднеазиатский рынок. В поездке по Штатам я встречался с президентом Ассоциации грузоперевозчиков США. И он сказал, что рентабельность по транспортным компаниям в стране составляет четыре, максимум шесть процентов. Я поинтересовался, почему такой низкий уровень доходности. Он ответил, что в США очень большая конкуренция. В Южной Америке процент рентабельности составляет 15-17, а у нас – от 15 до 24 процентов. Это ведь очень выгодно. Американцам нравится, что, вложив деньги, они будут получать большую прибыль. Мы для них разумное вложение денег для последующего получения выгоды.

 - Вероятно, вы сможете воспользоваться теми льготами, которые предлагает Казахстан для иностранных инвесторов?

 - Я узнал о том, что президент подписал указ о внесении изменений в закон об инвестициях в США. Об этом нам рассказал советник посла по экономическим вопросам. Правда оказалось, что все перечисленные преференции работают, только если инвестиции превышают $20 млн. Получается, что я со своим проектом не попадаю под действие этого закона. И мне кажется это не совсем правильным, поскольку для МСБ $20 млн – большие деньги. Если бы это коснулось и нас, я мог бы вести переговоры с иностранными инвесторами уже на совсем другом уровне.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤