SpringFruit собирается завоевать международный рынок
Год назад в Казахстане появилось геосоциальное мобильное приложение SpringFruitГод назад в Казахстане появилось геосоциальное мобильное приложение SpringFruit. Уже через неделю после выхода на рынок стартап занял первое место среди себе подобных. Напомним, что приложение позволяет знакомиться с людьми, которые находятся в радиусе 1 км, узнавать об общественных мероприятиях города, в реальном времени получать информацию о посетителях в развлекательных заведениях. О своих достижениях и планах в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал один из основателей SpringFruitКамияр Санау.
- Вы уже вышли на точку безубыточности?
- На данный момент, нет. Ведь специфика IT-стартапов в том, что первые два-три года идут на капитализацию и набор пользователей. Чем больше пользовательская база, тем больше потенциал монетизации. Вообще, монетизация на этом рынке происходит, когда сервис популярен, а пользовательская база стабильная, высок процент активности. Даже Twitter или Facebook пытались монетизировать свой проект только через 3-4 месяца после запуска. Сегодня мы не столько нацелены на монетизацию, сколько на привлечение пользователей. Сейчас в Казахстане у нас 6 тысяч пользователей, и основной нашей целью на ближайшие два года мы ставим как раз пополнение пользовательской базы. Для этого мы планируем выходить на международный рынок, а именно – Сингапур, Тайвань, Гонконг, США. Это наши приоритеты. Как только мы выполним наш казахстанский KPI – порядка 10 тысяч пользователей – то сразу сделаем это. Думаю, что в течение двух месяцев мы выйдем на рынки других стран.
- Инвестиционные фонды A Global и Q Holdings владеют 55% приложения SpringFruit. Как они вам помогли за это время?
- Они вышли на нас через неделю после того как мы появились. В итоге, действительно, они купили 55% наших акций, а у нас, основателей, осталось по 15%. Что касается поддержки наших инвесторов, то в основном их инвестиции идут на техническую часть, заработные платы и продвижение. Если говорить о продвижении, то оно, в целом, универсально для всего мира. Но суть нашего бизнеса в том, что пользователи видят только ту локацию, в которой находятся. Соответственно, когда выходишь на новый рынок, продвижением (реклама, маркетинг) необходимо заниматься с особым усердием. В среднем, наши затраты на продвижение продукта в одной стране будут равны примерно $30- $50 тыс. Надо учитывать, что, помимо прочего, мы привлекаем PR-консультантов, чтобы ценности и идеологию приложения правильно перенести на новый рынок.
- В чем сложности этого перехода?
- Специфика нашего проекта в том, что он позволяет знакомиться людям в радиусе 1 км или 1000 шагов. То есть в пределах конкретного района, бара и т.д. Все происходит в реальном времени. Это не социальная сеть вроде Facebook – у нас люди знакомятся друг с другом не на почве общих интересов, а на основе местонахождения. То есть, если человек где-нибудь, например, в Нигерии зашел куда-то, и никого нет рядом, то ему и нет смысла пользоваться SpringFruit. Сервис в большей степени предназначен для крупных мегаполисов с высокой плотностью населения. Чтобы это все стало понятно, мы должны проводить очень активную рекламную политику. Вообще, мы точечно заходим на каждый рынок. Здесь необходимо учитывать специфику той или иной страны.
- Вы перечислили ряд стран, на рынки которых планируете выходить в первую очередь. В чем их специфика?
- Сингапур, например, идеально подходит для нашего приложения. Там очень высокий уровень проникновения интернета, смартфоны, большая плотность населения, 3G – у людей в Сингапуре есть все, что необходимо. К тому же, что очень важно, там довольно хорошая статистика неженатых людей в возрасте до 30 лет. А это наша целевая аудитория, наша маркетинговая политика заточена под них. Сингапур станет для нас первым международным рынком.
- Расскажите о вашей маркетинговой политике.
- Сейчас мы постепенно переходим от приложения для знакомств к геосоциальному приложению, чтобы пользоваться приложением могли все без исключения. К примеру, в приложении пользователи смогут общаться с друзьями и знакомыми, видеть трендовые места в реальном времени в своем городе. Таким образом, мы расширяем потенциальную аудиторию нашего приложения. В будущем на продвижение мы будет тратить около 40% бюджета. Это очень важная составляющая – мы ведь публичное приложение, люди общаются в чате. Наш успех зависит от того, знают ли люди наше приложение, или нет. Само продвижение идет не только через СМИ, социальные сети, блоги, но и при помощи вирусного распространения.
- На что еще сейчас идут ваши затраты?
- Большая часть затрат идет на технические решения. Мы используем сервисы Amazon, на это может уходить от $110 до $280 ежемесячно. И это только один сервер. В среднем, на решение таких вопросов уходит до $350 в месяц.
- Почему вы вообще решили взяться за эту идею, учитывая, что уже есть подобные проекты?
- Идея нашего геолокационного мобильного приложения заключается в максимально быстром переходе из онлайн в оффлайн. К примеру, вы видите девушку или парня в одном кафе или ресторане за соседним столиком, начинаете онлайн-знакомство через чат, а затем общаетесь вживую. Поскольку чат работает в радиусе 1000 шагов (1 километра), вы можете быстро встретиться с новым знакомым в отличие от традиционных онлайн-сервисов, где люди строят эмоциональные связи с собеседником на протяжении нескольких дней и при встрече часто испытывают разочарование. С запуском социальных сетей люди стали асоциальными, наш продукт решает проблему постоянного дистанционного общения, он сближает людей и заставляет выходить в город, жить полной социальной жизнью, общаясь больше времени вживую. Мы по натуре создатели, поэтому предпочитаем создавать свои собственные вещи, которыми могут пользоваться другие люди по всему миру. На данный момент в таком виде, в котором существует наше приложение с опцией чата и онлайн-статистикой, похожих сервисов нет. Но и мы постоянно следим за индустрией и внедряем новые функции.
- Как бы вы оценили рынок мобильных приложений в Казахстане?
- Поскольку у нашей технической команды большие амбиции, мы стараемся строить архитектуру приложения и функционал на уровне ведущих мировых мессенджеров, таких как Whatsapp, Telegram. Мы предъявляем строгие профессиональные требования к кандидатам в нашу команду. В данный момент ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов в сфере разработки приложений подобного уровня, к сожалению, в университетах студентов обучают теории. Хорошие мобильные приложения создает в основном студенческая молодежь в рамках конкурсов и соревнований, профессиональные студии разработки приложения создают качественные продукты, но на рынке практически нет команд, направляющих усилия полностью на один продукт и выведение его на международный уровень.
- Не так давно вы запустили проект Tilly, который помогает людям изучить казахский язык. Какую цель вы ставили при разработке этого проекта?
- Проект по изучению казахского языка для нас это своего рода хобби. В свободное от работы время мы работаем над этим проектом, поскольку думаем, что можем, используя свои навыки и знания, помочь развитию казахского языка в стране. В целом этот проект не для монетизации, он носит социальный характер.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.