Саммит по ядерной безопасности не стал заключительным

«Капитал.kz» побеседовал с Дауреном Абеном о том, какие вопросы обсуждались на нынешним саммите

Саммит по физической ядерной безопасности, прошедший в марте в Гааге, должен был стать последним в рамках инициативы Барака Обамы. Однако администрация США приняла решение провести еще одну встречу на высшем уровне в 2016 году в Вашингтоне.

Первый саммит по ядерной безопасности был проведен в Вашингтоне в апреле 2010 года. Его участниками стали представители 47 стран, из них 38 глав государств и правительств. Кроме того, в саммите участвовали руководители таких международных организаций, как ООН, МАГАТЭ, ЕС. На саммите обсуждались вопросы повышения ядерной безопасности и предотвращения угрозы ядерного терроризма, а также конкретные меры, которые могли бы помочь в будущем полностью обезопасить хранение ядерных материалов.

Второй саммит состоялся в марте 2012 года в Сеуле. В его работе приняли участие представители 53 стран и четырех международных организаций. Участники обсудили три главные темы: ответ на ядерные угрозы, защита ядерных объектов и материалов и недопущение незаконной торговли ими, а также наметили практические шаги по решению задач в сфере физической ядерной безопасности. В итоговом документе участники саммита призвали государства принять меры по сокращению использования высокообогащенного урана, в том числе по переводу реакторов на низкообогащенное урановое топливо, и ускорить принятие поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с Дауреном Абеном, старшим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований, о том, какие вопросы обсуждались на нынешним саммите и какие опасения вызывает решение провести еще одну встречу на высшем уровне в 2016 году.

- Какие наиболее актуальные вопросы для нашей республики обсуждали на саммите?

- Как и на предыдущих саммитах в Вашингтоне и Сеуле, на встрече в Гааге лидеры 53 стран, а также руководители ООН, ЕС, МАГАТЭ и Интерпола уделили основное внимание мерам по обеспечению надежной защиты ядерных и радиоактивных материалов и предотвращению появления «черных рынков» таких материалов с целью противодействия потенциальной угрозе ядерного терроризма. Важно понимать, что глобальные усилия по предотвращению данной угрозы отвечают национальным интересам и обеспечивают безопасность всех без исключения государств, в том числе и Казахстана.

Тем не менее время от времени высказываются мнения, что угроза сильно преувеличена и что террористы не обладают ни достаточными знаниями, ни техническим потенциалом для создания ядерного оружия. Однако не следует забывать, что угроза ядерного терроризма неразрывно связана с проблемой международного терроризма, а основным фактором, свидетельствующим о реальности угрозы, является прежде всего растущий интерес международных террористических структур к нелегальной торговле расщепляющимися материалами и документации по ядерным технологиям. Действительно, на сегодняшний день в мире не зарегистрировано ни одного теракта с использованием ядерного взрывного устройства, однако это не может служить аргументом в пользу надуманности угрозы. Нельзя также исключать и возможность такой разновидности ядерного терроризма, как применение радиологических рассеивающих устройств, или «грязных бомб», с использованием высокорадиоактивных материалов и обычных взрывчатых веществ.

Не исключаю, что именно предпринятые международным сообществом на сегодняшний день меры послужили препятствием на пути приобретения террористами доступа к ядерным и другим радиоактивным материалам и соответствующим технологиям. О том, что террористы не остановятся перед применением оружия массового уничтожения, свидетельствует пример японской секты «Аум Синрике», которая осуществила теракты с применением химического оружия и пыталась разработать биологическое оружие.

Теракт с использованием ядерных материалов, в какой бы точке мира он ни случился, будет иметь непредсказуемые и разрушительные последствия для всего человечества, а не только для страны, где он произошел. Он может привести к огромным человеческим жертвам и катастрофическим разрушениям систем жизнеобеспечения и инфраструктуры, не говоря уже о социально-психологических травмах населения. Поскольку радиация не признает национальных границ, теракт может привести к радиационному заражению территорий сразу нескольких стран, в мировой экономике может наступить настоящий коллапс. А международному туризму, который является основой процветания многих стран, будет нанесен непоправимый ущерб. И, наконец, что не менее важно, моральный порог, ограждавший человечество от ядерного терроризма, будет пройден. Теракты 11 сентября 2001 года и авария на АЭС «Фукусима» показали, что возможность возникновения экстраординарных событий (с низкой вероятностью, но с катастрофическими последствиями) очень высока.

- Какие вопросы стояли на повестке дня на саммите?

- В первую очередь, обсуждались меры по обеспечению надлежащей защиты и учета запасов высокообогащенного урана (ВОУ) и выделенного плутония, что является ключевой задачей в деле предотвращения угрозы ядерного терроризма. Этого можно достичь прежде всего путем консолидации национальных запасов ядерных материалов и сокращения числа объектов, на которых они хранятся, не говоря уже об их переработке и ликвидации. Следует отметить, что имеющихся в мире запасов ВОУ и выделенного плутония достаточно для создания десятков тысяч бомб, сравнявших с землей Хиросиму и Нагасаки, а ведь с тех пор технологии ядерного оружия были значительно усовершенствованы. Из почти 2 тыс. тонн расщепляющихся материалов оружейного качества, накопленных государствами мира, около 1,6 тыс. тонн находятся в военном и других негражданских секторах и поэтому остаются вне контроля. Из-за отсутствия достоверной информации о мерах безопасности уверенности в их стопроцентной защищенности нет. Однако ядерные государства, в распоряжении которых находится почти весь указанный объем, не готовы к отчетности и прозрачности в данной области. Тем не менее радует, что государства вновь подтвердили свою ответственность за обеспечение эффективной физической безопасности всех ядерных материалов, включая используемые в ядерном оружии.

Большое внимание на саммите было уделено вопросу сведения к минимуму и в конечном счете ликвидации использования ВОУ в гражданском секторе. Речь прежде всего идет о переводе исследовательских и экспериментальных реакторов на низкообогащенный уран (НОУ) и производстве медицинских радиоизотопов с использованием мишеней из НОУ вместо ВОУ. Из-за возражений ряда стран крайний срок для прекращения использования ВОУ в гражданских целях так и не был установлен. Как и в принятых ранее документах, участники саммита ограничились оговоркой, гласящей, что перевод с ВОУ на НОУ осуществляется там, «где это технологически возможно и экономически оправдано».

Предполагалось, что планируемый в марте 2014 года саммит в Нидерландах станет заключительным в соответствии с рассчитанной на четыре года инициативой Барака Обамы. Однако администрация США приняла решение провести еще одну встречу на высшем уровне в 2016 году в Вашингтоне. Это вызывает опасения, что после 2016 года проблема обеспечения физической ядерной безопасности отойдет на второй план. Поэтому одной из ключевых задач саммита являлось определение контуров будущей глобальной архитектуры ядерной безопасности. Из-за нежелания ряда государств обременять себя дополнительными обязательствами, а также их обеспокоенности возможным ограничением суверенитета и необходимостью раскрытия конфиденциальной информации договориться в Гааге о введении единых юридически обязательных стандартов физической ядерной безопасности не удалось. Тем не менее 35 участников саммита приняли на себя добровольное обязательство внедрить в свое национальное законодательство и выполнять соответствующие нормы и рекомендации МАГАТЭ. Кроме того, все государства-участники договорились продолжать работу в направлении вступления в силу поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала уже в текущем году, а также призвали страны, которые еще не сделали этого, присоединиться к самой конвенции, а также к Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Стороны также признали, что ключевым механизмом в укреплении международных рамок физической ядерной безопасности является МАГАТЭ, при этом активную роль в укреплении международного сотрудничества в данной области играют ООН, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма и Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

Важнейшим аспектом будущей глобальной архитектуры ядерной безопасности является предоставление тем или иным государством мировому сообществу в лице своих граждан, других государств и международных организаций полновесных гарантий того, что ядерная безопасность внутри страны обеспечивается на должном уровне. В связи с этим одной из важных тем обсуждения на Гаагском саммите стала концепция гарантий. Было признано, что в отсутствие единых стандартов повысить взаимную уверенность государств в надежности, качестве и эффективности систем ядерной безопасности друг друга возможно посредством принятия добровольных мер. К ним относятся публикация информации о национальных законах и структурах, обмен передовым опытом, предоставление информации через существующие отчетные механизмы без разглашения чувствительных данных, а также использование обзорных и консультативных служб МАГАТЭ. На саммите также обсуждалась задача обеспечения более тесного и эффективного взаимодействия между государством, атомной промышленностью и экспертным сообществом по решению задач ядерной безопасности. Поэтому в Нидерландах наряду с саммитом глав государств были организованы два параллельных мероприятия – саммит представителей атомной отрасли и саммит экспертов.

- Насколько, на ваш взгляд, мировое сообщество оценивает возможности Казахстана в области обеспечения ядерной безопасности?

- Международное сообщество высоко оценивает вклад Казахстана в дело обеспечения физической ядерной безопасности, ведь наша страна приняла активное участие в работе саммитов, приняв на себя добровольные обязательства, связанные с обеспечением сохранности ядерных материалов, использованием более безопасных технологий и повышением культуры ядерной безопасности. К настоящему времени большая часть данных обязательств выполнена, а также завершена осуществлявшаяся с 1990-х годов деятельность в области ядерного нераспространения и безопасности. Так, в нашей стране размещено на долговременное безопасное хранение отработанное ядерное топливо выведенного из эксплуатации реактора БН-350, осуществлены работы по обеспечению физической безопасности на территории бывшего Семипалатинского полигона, в завершающей стадии находится перевод исследовательского реактора Института ядерной физики на низкообогащенное урановое топливо. На базе этого же института создан Региональный учебный центр по учету, контролю и физической защите ядерных материалов и ядерных установок.

В рамках программы Нанна-Лугара в Казахстане был осуществлен целый комплекс проектов по техническому переоснащению и укреплению систем физической безопасности предприятий атомного комплекса и ядерных установок, высокий уровень которых подтверждают результаты регулярных инспекций и миссий МАГАТЭ. Эти усовершенствованные системы наряду с усиленной охраной объектов подразделениями силовых ведомств, казалось бы, сводят к минимуму угрозу внешнего воздействия, включая прямое нападение со стороны террористов. Однако следует иметь в виду, что современные террористы хорошо вооружены и обучены, а системы защиты необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с требованиями времени. Нельзя забывать, что вышеупомянутые проекты осуществлялись главным образом в конце 1990-х – начале 2000-х без учета выявленных за последнее время пробелов в области ядерной безопасности.

Сегодня Казахстан занимает первое место в мире по производству урана и вынашивает амбициозные планы по развитию атомной промышленности и ядерной энергетики, а также готовится разместить на территории Ульбинского металлургического завода международный банк низкообогащенного ядерного топлива МАГАТЭ. Все это накладывает на государство дополнительную ответственность в деле обеспечения надлежащего уровня ядерной безопасности, особенно в связи с усилением угроз распространения ядерного оружия и терроризма с его применением. В области ядерной безопасности не может присутствовать самоуспокоенность достигнутым уровнем, и постоянное стремление к ее совершенствованию должно стать неотъемлемым компонентом системы управления и культуры безопасности каждого субъекта атомной отрасли.

- Какую роль на мировой арене, по вашему мнению, будет играть Казахстан в будущем в области ядерной энергетики?

- Несмотря на масштабную природно-техногенную катастрофу на АЭС «Фукусима» в Японии, ведущие державы мира не отказываются от планов развития ядерной энергетики. В силу ряда объективных факторов атомная энергия остается единственной на сегодняшний день стабильной и долгосрочной альтернативой традиционным истощаемым энергоносителям. В условиях существующего дефицита производственных мощностей и растущего потребления электроэнергии Казахстан также ставит перед собой долгосрочные цели по использованию возможностей мирного атома для создания новой высокотехнологичной отрасли национальной экономики. Диверсификация источников энергии посредством строительства атомных энергетических станций обеспечит энергетическую безопасность Казахстана, повысит конкурентные позиции страны в мире, укрепит ее научно-технический потенциал, создаст основу для развития смежных отраслей промышленности и альтернативных направлений энергетики, а также поможет в решении экологических проблем.

Что касается международной арены, Казахстан ставит перед собой задачу превратиться из ведущего поставщика уранового сырья в одного из ключевых игроков мирового рынка ядерного топлива путем внедрения высоких стадий передела урана и производства ядерной продукции с высокой добавленной стоимостью. Чтобы заявленные еще в прошлом десятилетии цели так и не остались лишь декларациями, правительству страны необходимо ускорить реализацию проектов, направленных на завершение формирования вертикально-интегрированного атомно-промышленного комплекса. В условиях обострения конкуренции между ведущими игроками мирового ядерно-энергетического рынка политика государства в данной области должна основываться на приоритете национальных интересов и принципе прагматизма.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤