Мы увеличиваем инвестиции в сектор безопасности
«Капитал.kz» побеседовал со Светланой Анисимовой, главой представительства Cisco в КазахстанеВ конце февраля в Алматы состоится первая казахстанская конференция Cisco Connect, раньше эти форумы проходили под названием Cisco Expo. В преддверии мероприятия «Капитал.kz» побеседовал со Светланой Анисимовой, главой представительства Cisco в Казахстане, о новых точках роста компании, конкурентном поле, ситуации на рынке и о том, что будет, когда 50 млрд объектов в мире будут подключены к интернету.
- С чем связано изменение в названии конференции?
- Новое название отражает современный этап стратегии развития Cisco, которая тесно связана с приближающейся эрой Всеобъемлющего интернета.
На конференции мы рассказываем не только о технических разработках, но и о том, как эти решения внедрить и как они экономят время, деньги, силы компаниям. Предлагая что-то новое, мы конкретно показываем, как это экономит деньги или ресурсы организаций. У нас уже есть примеры успешного внедрения таких решений в Казахстане. К примеру, с помощью решений Cisco в Казахстане построена платформа электронных закупок фонда «Самрук-Казына», наши технологии успешно внедрены во многих государственных, учебных и коммерческих организациях Казахстана.
Отмечу, что 24 февраля пройдет традиционный виртуальный день казахстанской Cisco Connect. В этот день авторизированные партнеры Cisco проведут серию докладов и демонстраций, посвященных маршрутизации и коммутации, облачным технологиям, беспроводным сетям, сетевой и информационной безопасности.
Виртуальный день будет организован в первую очередь для тех, кто не может посетить Cisco Connect. В связи с этим мероприятие будет проведено с помощью технологии Cisco WebEx.
- В мае будет два года с тех пор, как вы руководите казахстанским представительством. Удалось ли достичь поставленных задач? Какова динамика объема продаж у казахстанского офиса?
- Основное достижение в том, что темпы роста бизнеса Ciscoв Казахстане опережают темпы роста IT-рынка в стране (в прошлом году объем рынка увеличился примерно на 10%).
Когда я присоединилась к команде казахстанского представительства, передо мной ставилась задача увеличить продажи в 2 раза за 2-3 года. На сегодняшний день мы уверенно выходим на эти показатели.
Наш рост во многом обусловлен тем, что мы осваиваем те технологические направления, где раньше Ciscoне была представлена: физическая безопасность, дата-центры, мобильные решения для операторов. По этим направлениям компания сейчас будет активно развиваться, именно здесь для нас представляется большой потенциал для роста.
- Могли бы вы рассказать о самых громких инновационных проектах, внедренных Cisco в Казахстане в 2013 году?
- В среднем цикл внедрения проекта составляет два года, поэтому у нас сейчас есть проекты, которые выходят на финишную прямую, есть те, над которыми мы еще работаем.
- Какую долю рынка в Казахстане сейчас занимает компания?
- Сложно назвать точную цифру. Если говорить о сетевых технологиях, то здесь мы номер один. В сегменте физической безопасности в Казахстане мы, напротив, делаем только первые шаги.
- Насколько сильно вы ощущаете конкуренцию со стороны китайских компаний?
- Безусловно, мы ощущаем давление со стороны производителей из Китая и в большей степени это касается вопросов ценообразования. В то же время китайские компании присутствуют на рынке не первый год, и мы научились с ними конкурировать.
- То, что к Сети могут быть подключены телевизоры и холодильники, уже становится реальностью. Но пока, по оценкам Cisco, 99,4% физических объектов, которые когда-нибудь войдут во Всеобъемлющий интернет, к Сети не подключены. Какие еще объекты могут войти в эту Сеть?
- К 2020 году около 50 млрд объектов будут подключены к интернету. Это и кофемашины, замеряющие уровень зерен и самостоятельно отправляющие заказ в магазин, чтобы его пополнить. Это и какие-то медицинские приборы, например, умные таблетницы, следящие за графиком приема лекарств и отсылающие необходимую информацию о состоянии здоровья лечащему врачу. В будущем данные технологии будут доступны.
Например, на прошедшей недавно конференции CES 2014 выступал вице-мэр Барселоны Антони Вивес, который рассказал о том, как в этом городе были реализованы технологии Всеобъемлющего интернета для управления водоснабжением, парковками, вывозом мусора и автобусным сообщением.
По его словам, экономия в управлении водоснабжением принесла $58 млн, а доходы от подключенных парковок выросли на $50 млн. Подключенные к сети табло на таких парковках измеряют загруженность паркинга и в зависимости от этого динамически меняют стоимость. Причем интересно, что появились неожиданные результаты. Изначально целью внедрения этих технологий служило уменьшение загруженности парковок, а в результате возросла и выручка от платных паркингов.
Сейчас в Барселоне активно реализуется проект «Умное освещение». В год город принимает 180 официальных визитов мэров других городов, которые хотят реализовать подобные проекты в своих городах. Барселона – пример умного города, это одно из ведущих мировых интеллектуальных и подключенных сообществ. Выгода городов от внедрения Всеобъемлющего интернета в ближайшие десять лет может достигнуть $1,9 трлн.
Интернет вещей касается различных аспектов нашей жизни, это и гаджеты, которыми мы активно пользуемся, и Google glass. Cisco не продает консьюмерские девайсы, наша задача – обеспечение инфраструктуры для подключения этих устройств – маршрутизаторов трафика, Wi-Fi-инфраструктуры. Особо мы выделяем направление по реализации умных городов, по интеллектуальному управлению индустриями. Сумма, которую получат потребители от внедрения таких технологий, составит порядка $19 трлн к 2020 году. Наша компания готова предоставить эти технологии и для казахстанских городов.
- Какая работа уже ведется в данном направлении?
- Да, по многим аспектам эти проекты сейчас находятся в стадии проектирования или построения идеологии умного города, потому что это очень наукоемкие, сложные решения, требующие длительного подготовительного периода, интеграции многих систем. В авангарде, конечно, Астана, где уже достаточно далеко продвинулись в вопросе построения умного города. Другие регионы Казахстана также активно занимаются этой проблематикой, и мы участвуем в подобных проектах.
- Становится ли доступной стоимость этих сетевых технологий?
- Да, ведь как только технология становится массовой, происходит ее удешевление. Так было, например, с мобильной связью. Изначально она была очень дорогой, а сейчас доступна всем.
Устройства аналогичного класса становятся дешевле. Но, с другой стороны, это противоречивый процесс. Да, тот же TelePresense стал дешевле, цены на стандартную систему за 5 лет понизились ориентировочно в 3 раза. Но это вовсе не значит, что IT-департаменты стали тратить меньше.
Парадокс в том, что цена снижается, но IT-департаменты должны закладывать все большие бюджеты. Это связано с тем, что проникновение сетевых технологий идет в те области, где их раньше не было. Например, физическая безопасность, то есть доступ в офисы. Раньше в компаниях этим занимался специальный департамент с отдельным бюджетом, используя старые аналоговые системы. Сейчас это часть общей системы безопасности и во многих компаниях системами проникновения, обнаружения физического вторжения стал заниматься IT-департамент. Бюджет вот именно на такие технологии увеличивается.
Вообще, роль IT-департаментов и IT любого предприятия в целом все больше растет, и вслед за этим увеличивается бюджет.
- Казахстанские IT-специалисты, особенно в банках и национальных компаниях, всячески противодействуют внедрению тренда BYOD. Какие решения, предназначенные для реализации этого принципа и интегрируемые с существующей ИТ-инфраструктурой, есть у Cisco?
- Противодействие этому чаще всего мотивируется соображениями безопасности. Внешне, возможно, это выглядит именно так: постороннее устройство, подключенное к Сети, может стать источником проникновения в корпоративную сеть. Но я могу сказать, что компания Cisco по уровню внутренней безопасности мало чем уступит ведущим мировым банкам. У нас огромное количество конфиденциальной информации, однако концепция BYOD у нас используется уже несколько лет. И тем не менее никаких случаев с нарушением безопасности не было.
Люди не совсем знакомы с правильным построением таких архитектур, обеспечением надежных средств защиты, криптографией – они этого просто боятся и поэтому не хотят внедрять такие решения.
Есть примеры успешного внедрения концепции BYOD, причем не только в нашей компании, при этом ни одного инцидента с нарушением безопасности не было. BYOD – та концепция, от которой организациям не уйти, потому что она экономит деньги. Внедряя такие решения, компании не только экономят деньги, но и, как бы цинично это ни звучало, стимулирует сотрудников использовать свое личное время в рабочих целях. Хотя сотрудники зачастую делают это с удовольствием. Почему, например, сидя в ожидании заказа в пиццерии, не проверить на смартфоне рабочую почту, которая по защищенному протоколу скачивает сообщения, или, отдыхая на курорте в другой стране, не обменяться сообщениями по защищенному каналу Cisco Jabber? Компания, которая хочет экономить, более эффективно использовать время своих сотрудников, рано или поздно придет к использованию BYOD. Кто придет поздно – потеряет конкурентное преимущество в рационализации работы своих сотрудников. А вопросы безопасности решаются правильным планированием.
В Казахстане уже есть такие компании, которые полноценно используют эту концепцию, мы в свою очередь готовы поделиться своим опытом, разработать систему, которая будет надежно защищена от всех внешних атак, презентовать ее, согласовать с отделом безопасности и обсудить возможные уязвимости. Не надо бояться, нужно внедрять и экономить деньги.
На Cisco Connect концепция BYODбудет представлена не только с точки зрения экономии, но и с точки зрения безопасности. Мы покажем, как, изменяя архитектуру безопасности, используя подход одной политики безопасности для всех устройств, мы значительно упрощаем администрирование этих устройств и предотвращаем угрозы.
Даже малый бизнес может использовать элементы BYOD в своей работе. Например, сеть доставщиков пиццы может подключить рабочий телефон на мобильный и тем самым экономить деньги на мобильной связи, можно также подключить мобильное приложение, которое отслеживает передвижение и мониторит загруженность.
В крупных компаниях мы стараемся облегчить внедрение этих технологий, интегрируя их с существующей инфраструктурой. Наши устройства, реализующие функции маршрутизации, коммутации, уже имеют средства для развертывания BYOD. Решение безопасно, легко администрируется и реально приносит деньги, а не головную боль, как администратору сети, так и руководству компании. Если же внедрение происходит непродуманно и сеть представляет собой Франкенштейна из разнородных решений – тогда это, конечно, потенциальный источник проблем с безопасностью.
- Согласно результатам международного исследования, проведенного компанией Сisco, трое из каждых пяти сотрудников во всем мире больше не считают пребывание в офисе непременным условием продуктивной работы. Проводились ли подобные исследования среди казахстанских компаний?
- В Европе, например, есть целые подразделения сотрудников, которые вообще в офисе не появляются. Это устраивает и компанию, потому что она экономит на содержании рабочего места, повышает эффективность труда (ведь дома работать удобнее) и увеличивает лояльность сотрудников к самой компании. В критической ситуации всегда можно вмешаться, даже находясь вне офиса. Это экономит не только деньги, но и нервы.
Но нужно, конечно, учитывать, что сейчас мы говорим о ряде решений, защищающих ваши устройства, то есть просто принести домой рабочий ноутбук и войти в домашнюю сеть без всякой защиты, без набора программных и аппаратных решений – это не удаленный офис, потому что остается возможность незащищенного проникновения.
- То есть вас разоблачения Эдварда Сноудена не пугают?
- Нет, у меня нет паранойи по этому поводу.
- В ежегодном отчете Cisco по информационной безопасности отмечается, что угрозы, рассчитанные на доверие пользователей к компьютерным системам, приложениям и персональным сетям, и уязвимости достигли рекордного уровня за последние 13 лет. Как в Cisco решают эти проблемы?
- Мы увеличиваем инвестиции в сектор безопасности. Примером этому служит покупка компании Sourcefire за $2,7 млрд. Эта компания, согласно отчету Gartner, является лидером по системам предотвращения атак. Мы стараемся сохранить лидирующие позиции во всем спектре решений по безопасности. Вообще, это очень емкое понятие. За последние 5 лет компания сменила парадигму защиты безопасности предприятия. Для сохранения безопасности недостаточно иметь одну машину, более 80% атак происходит извне: кто-то приносит на флешке вирус, кто-то умышленно пытается выбросить информацию в Сеть. Чтобы это предотвратить, нужно на всех точках сети иметь какие-то датчики или сенсоры, которые позволят обнаружить эту атаку. Встраивать устройство в каждый компьютер не всегда целесообразно, поэтому мы решаем вопрос комплексно: компания создает большой набор ПО, которое интеллектуально отслеживает сеть и весь трафик, ходящий по ней, позволяя проактивно реагировать на угрозы. Мы защищаем не только от атак извне, но, как это ни парадоксально, от атак изнутри.
Вообще, компания Cisco очень серьезно относится к вопросу безопасности и продолжает инвестировать в это направление.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.